Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 09:57, контрольная работа
1. Исторические представления о государстве и теории его происхождения. Сущность, структура функции государства.
2. Формы правления
3. Формы государственного устройства, (военно-полицейское, социальное и правовое государства).
1. Исторические представления о государстве и теории его происхождения. Сущность, структура функции государства.
2. Формы правления
3. Формы государственного
устройства, (военно-полицейское,
Исторические представления о государстве и теории его происхождения
Мифологические и религиозные
концепции происхождения
Древнегреческая теория
Согласно Платону государство
появилось в эпоху Зевса и
олимпийских Богов. Они поделили
между собой по жребию все страны
земли. При этом Аттика (территория
древних Афин) досталась Афине
и Гефесту, а остров Атлантида
— Посейдону. Афина и Гефест населили
Аттику благородными мужами и вложили
в их умы понятие о демократическом
государственном устройстве. Посейдон
же установил на Атлантиде государство
в форме наследственного
Древнеиндийская теория
Бог Индра установил
Древнекитайская теория
Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын Неба.
Теологическая теория
Получила распространение в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как Божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается Богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.
Патриархальные и
В основе данных концепций
лежат представления о
Патриархальная теория
От слова патриарх — родоначальник. В данной теории государство трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие государство не приравнивается к понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая, завершенная форма общения (развития по схеме семья-селение-государство), в целях достижения общего блага. При этом Аристотель говорит не о первичности государства перед семьей, а о человеке как о существе политическом, то есть в наиболее развитом виде государство — это общение свободных и равных граждан. В развернутом виде патриархальная теория представлена в произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.
Органические концепции
В основе данных концепций лежат представления о государстве как о живом организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства.
Теория Огюста Конта
Согласно Конту — общество (а, следовательно, и государство) — органическое целое, строением, функционированием и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается на законы биологии, действие которых в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия взаимодействия индивидов и воздействия предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».
Формы правления
ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
Форма правления представляет
собой структуру высших
Монархия - это такая форма правления , при которой верховная власть единолична и переходит , как правило , по наследству.
Основными признаками
классической монархической
существование единоличного главы государства , пользующегося своей властью пожизненно ( царь , король , император , шах );
наследственный порядок
преемственности верховной
представительство государства монарха по своему усмотрению;
юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла
в условиях рабовладельческого
общества. При феодализме она
стала основной формой
Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок .
Общими признаками
республиканской формы
существование единоличного и коллегиального главы государства;
выборность на определенный
срок главы государства и
осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа
юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
обязательность решений
верховной государственной
Республиканская форма
правления в окончательном
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:
парламентарные
президентские
Форма государственного устройства
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы :
- унитарное ;
- федеративное ;
- конфедеративное .
3.1.Унитарное государство
Унитарное государство
- это единое цельное
Унитарное государство
характеризуется следующими
* унитарное устройство предполагает единые , общие для всей страны высшие исполнительные , представительные и судебные органы , которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами ;
* на территории унитарного
государства действует одна
* составные части унитарного государства ( области , департаменты , округа , провинции , графства ) государственным суверенитетом не обладают ;
* унитарное государство , на территории которого проживают небольшие по численности национальности , широко допускает национальную и законодательную автономию ;
* все внешние
* имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти .
Различия в степени
и формах контроля центральной
власти над местными органами
управления позволяют говорить
о централизованных и
К унитарным государствам относятся такие государства , как Франция , Турция , Япония , Финляндия .
3.2. Федерация
Федерация - представляет
собой добровольное
Федеративное государственное устройство неоднородно . В различных странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов , входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые характерны для большинства федеративных государств:
1. Территория федерации
состоит из территорий ее
2. В союзном государстве верховная исполнительная , законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам .
3. Субъекты федерации
имеют право принятия
4. В большинстве федерации
существуют союзное
5. При федеральном
6. Основную общегосударственную
внешнеполитическую
Федерации строятся
по территориальному и
Территориальная федерация
характеризуется значительным
3.3. Конфедерация
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств , созданный для обеспечения общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права , как во внутренних , так и во внешних делах .
В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :
* конфедерация не имеет
своих общих законодательных
, исполнительных и судебных
* конфедеративное устройство не имеет единой армии , единой системы налогов , единого государственного бюджета ;
* сохраняет гражданство тех государств , которые находятся во временном союзе ;
* государства могут
Как правило конфедеративные государства не долговечны , либо они распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867 ) , Швейцарский союз ( 1815 - 1848 ) и США , когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация .
Информация о работе Контрольная работа по "Теория государства и права"