Контрольная работа по "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 09:57, контрольная работа

Описание

1. Исторические представления о государстве и теории его происхождения. Сущность, структура функции государства.
2. Формы правления
3. Формы государственного устройства, (военно-полицейское, социальное и правовое государства).

Работа состоит из  1 файл

Семинар 14 политология.docx

— 19.12 Кб (Скачать документ)

1. Исторические представления  о государстве и теории его  происхождения. Сущность, структура  функции государства.

2.  Формы правления

3.  Формы государственного  устройства, (военно-полицейское, социальное  и правовое государства).

Исторические представления  о государстве и теории его  происхождения

Мифологические и религиозные  концепции происхождения государства

Древнегреческая теория

Согласно Платону государство  появилось в эпоху Зевса и  олимпийских Богов. Они поделили между собой по жребию все страны земли. При этом Аттика (территория древних Афин) досталась Афине  и Гефесту, а остров Атлантида  — Посейдону. Афина и Гефест населили Аттику благородными мужами и вложили  в их умы понятие о демократическом  государственном устройстве. Посейдон же установил на Атлантиде государство  в форме наследственного царского правления, закрепив основы в законах. Таким образом Платон считал, что для организации правильных форм земной жизни, необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря — идее) правления людьми. В первую очередь устройству Афин (где правят философы), во вторую устройству Атлантиды (где правят законы).

Древнеиндийская теория

Бог Индра установил общекосмический и земной порядок, его закон и обычай (риту). Он же и поддерживает этот порядок.

Древнекитайская теория

Волей божественного Неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения  и т. д. Император (носитель власти) при  этом — сын Неба.

Теологическая теория

Получила распространение  в 13 веке благодаря деятельности Фомы Аквинского. Согласно данной теории, по своей сущности государство является результатом проявления как Божественной воли, так и воли человеческой. Государственная власть по способу же приобретения и использования может быть богопротивной и тиранической в этом случае она попускается Богом. Плюсы данной теории заключаются в том, что она объясняет идеал государственной власти, которая сообразовывает свои решения с высшими религиозными принципами, что налагает на неё особую ответственность и поднимает её авторитет в глазах общества, способствует утверждению общественного порядка, духовности. Теологическая теория носит универсальный характер, поскольку содержит не только антропологическое, но и метафизическое измерение в объяснении происхождения государства.

 

Патриархальные и патерналистские  концепции происхождения государства

В основе данных концепций  лежат представления о возникновении  государства из семьи, а общественной и государственной власти — из власти отца семейства.

Патриархальная теория

От слова патриарх —  родоначальник. В данной теории государство  трактуется как закономерный этап развития (разрастания) семьи, при этом понятие  государство не приравнивается к  понятию семья. По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая, завершенная  форма общения (развития по схеме  семья-селение-государство), в целях  достижения общего блага. При этом Аристотель говорит не о первичности государства  перед семьей, а о человеке как  о существе политическом, то есть в  наиболее развитом виде государство  — это общение свободных и  равных граждан. В развернутом виде патриархальная теория представлена в  произведениях Р. Филмера. Полагаясь на Библию, он делает выводы о том, что первочеловек Адам как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом, а исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи — это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций он расценивал всякое выступление против абсолютной власти монарха как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти в государстве. Плюсы данной теории заключаются в том, что аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась из простейших форм, и формировала уважение к государственной власти. Минусы в упрощении процесса происхождения государства, к тому же существуют версии, согласно которым семья возникла практически параллельно с возникновением государства.

Органические концепции происхождения  государства

В основе данных концепций лежат представления  о государстве как о живом  организме, продукте социальной эволюции (по аналогии с эволюцией биологической), в котором более важному органу соответствует более высокий  статус и более значительная власть в органической системе общества и государства.

Теория Огюста Конта

Согласно Конту — общество (а, следовательно, и государство) —  органическое целое, строением, функционированием  и эволюцией которого занимается социология. Социология при этом опирается  на законы биологии, действие которых  в обществе претерпевает определённое видоизменение в силу своеобразия  взаимодействия индивидов и воздействия  предшествующих поколений на последующие. Основная задача социологии как позитивной науки, пришедшей на смену предшествующим теологическим и метафизическим воззрениям, состоит в обосновании путей и средств гармонизации общества, утверждения органической связи «порядка» и «прогресса».

 

 

 

Формы правления

ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.

 Форма правления представляет  собой структуру высших органов  государственной власти , порядок их образования и распределение компетенции между ними

Монархия - это такая форма правления , при которой верховная власть единолична и переходит , как правило , по наследству.

 Основными признаками  классической монархической формы  управления являются:

существование единоличного главы государства , пользующегося своей властью пожизненно ( царь , король , император , шах );

наследственный порядок  преемственности верховной власти;

представительство государства  монарха по своему усмотрению;

юридическая безответственность монарха.

 Монархия возникла  в условиях рабовладельческого  общества. При феодализме она  стала основной формой государственного  правления. В буржуазном же  обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты  монархического управления.

Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок .

 Общими признаками  республиканской формы правления  являются:

существование единоличного и коллегиального главы государства;

  выборность на определенный  срок главы государства и других  верховных органов государственной  власти;

  осуществление государственной  власти не по своему велению,  а по поручению народа 

  юридическая ответственность  главы государства в случаях,  предусмотренных законом;

  обязательность решений  верховной государственной власти 

 Республиканская форма  правления в окончательном виде  сформировалась в Афинском государстве.  По мере развития общественной  жизни она видоизменялась , приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием .

 Насчитывается несколько  основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на:

 парламентарные

президентские

 

Форма государственного устройства

По форме государственного устройства все государства можно  подразделить на три основных группы :

- унитарное ;

- федеративное ;

- конфедеративное .

3.1.Унитарное государство 

 Унитарное государство  - это единое цельное государственное  образование , состоящее из административно-территориальных единиц , которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

 Унитарное государство  характеризуется следующими признаками:

* унитарное устройство  предполагает единые , общие для всей страны высшие исполнительные , представительные и судебные органы , которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами ;

* на территории унитарного  государства действует одна конституция,  единая система законодательства , одно гражданство ;

* составные части унитарного  государства ( области , департаменты , округа , провинции , графства ) государственным суверенитетом не обладают ;

* унитарное государство , на территории которого проживают небольшие по численности национальности , широко допускает национальную и законодательную автономию ;

* все внешние межгосударственные  отношения осуществляют центральные  органы , которые официально представляют страну на международной арене ;

* имеет единые вооруженные  силы , руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти .

 Различия в степени  и формах контроля центральной  власти над местными органами  управления позволяют говорить  о централизованных и децентрализованных  унитарных государствах , но эти различия касаются узкой сферы управления .

 К унитарным государствам  относятся такие государства , как Франция , Турция , Япония , Финляндия .

3.2. Федерация 

 Федерация - представляет  собой добровольное объединение  ранее самостоятельных государственных  образований в одно союзное  государство .

 Федеративное государственное  устройство неоднородно . В различных странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов , входящих в союзное государство.

 Вместе с тем можно  выделить наиболее общие черты , которые характерны для большинства федеративных государств:

1. Территория федерации  состоит из территорий ее отдельных  субъектов : штатов , кантов , земель , республик и т.д.

2. В союзном государстве  верховная исполнительная , законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам .

3. Субъекты федерации  имеют право принятия собственной  конституции , имеют свои высшие исполнительные , законодательные и судебные органы .

4. В большинстве федерации  существуют союзное гражданство  и гражданство федеральных единиц .

5. При федеральном государственном  устройстве в парламенте имеется  палата , представляющая интересы членов федерации.

6. Основную общегосударственную  внешнеполитическую деятельность  в федерациях осуществляют союзные  федеральные органы . Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях ( США , Бразилия , Индия , ФРГ и др. ).

 Федерации строятся  по территориальному и национальному  признаку , который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру государственного устройства .

 Территориальная федерация  характеризуется значительным ограничением  государственного суверенитета  субъектов федерации . Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством . Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов . Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации . Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований .

3.3. Конфедерация 

 Конфедерация - это временный  юридический союз суверенных  государств , созданный для обеспечения общих интересов.

 При конфедеративном  устройстве государства - члены  конфедерации сохраняют свои  суверенные права , как во внутренних , так и во внешних делах .

 В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :

* конфедерация не имеет  своих общих законодательных  , исполнительных и судебных органов  , в отличии от федерации ;

* конфедеративное устройство  не имеет единой армии , единой системы налогов , единого государственного бюджета ;

* сохраняет гражданство  тех государств , которые находятся во временном союзе ;

* государства могут договориться  о единой денежной системе , о единых таможенных правилах , о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

 Как правило конфедеративные  государства не долговечны , либо они распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867 ) , Швейцарский союз ( 1815 - 1848 ) и США , когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация .


Информация о работе Контрольная работа по "Теория государства и права"