Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 00:14, контрольная работа
Развитие права России во второй четверти XVIII века.
Задача № 5
Первое задание. Развитие права России во второй четверти XVIII века.
Законодательство о государственном строе Российской империи исследуемого периода создавалось под влиянием развития буржуазных отношений, утверждения капиталистического уклада в экономике страны при одновременном расширении и углублении феодально-крепостнических отношений.
Считалось, что монарх знает и соблюдает интересы всех подданных и для их общего блага строго регламентирует их общественную и личную жизнь. Эта регламентация осуществлялась как через издание многочисленных законодательных актов, так и через большое количество предписаний, исходивших от органов управления. Самодержавная форма правления фиксировалась в законодательстве. Написанный Феофаном Прокоповичем по заданию Петра I для обоснования права императора назначать своего наследника на престоле трактат «Правда воли монаршей» был опубликован в апреле 1726 года как официальный документ. Нормативно-правовые акты, исходящие как от высших, так и от местных органов государственной власти и управления, в середине столетия издавались, как правило, от имени царя или со ссылкой на царский указ. Завещательное наследование престола, установленное Петром I, не привело к должному порядку в передаче верховной власти.
Носители императорской власти, как правило, не могли обходиться без специальных органов, которые помогали им в государственном управлении. Борьба дворянских группировок за власть, частая смена монархов обусловили неустойчивость этих органов по названию, численному и персональному составу, компетенции, роли в государственном механизме.
Самым устойчивым из высших коллегиальных государственных органов оказался Сенат. Однако на протяжении XVIII века он оттесняется от власти советами при императоре и к концу века становится преимущественно высшим судебным органом. Сенат был учрежден Петром I как высший законосовещательный, административный и судебный орган. При Петре структура и полномочия Сената регламентировались неоднократно. Через год после смерти Петра I на базе неофициального совета сановников по указу Екатерины I, связанному с важным изменением в государственном механизме, в высших органах власти и управления, в феврале 1726 года создается Верховный тайный совет. «Указ о должности сената» от 7 марта 1726года знаменует определенное изменение статуса Сената и в то же время довольно подробно регламентирует его организацию и деятельность. Если раньше Сенат подчинялся непосредственно императору и только ему, то теперь между императрицей и Сенатом встал Верховный тайный совет. Особо важные дела теперь из Сената передавались не императрице, а в Совет. Из подчинения Сената выводились Военная и Морская коллегии. Было изменено даже его наименование. Теперь он должен был называться не Правительствующим, а Высоким. По указу от 4 августа 1726года Верховный тайный совет получил законодательные полномочия. Анна Иоанновна в 1730 упразднила Верховный тайны совет, который пытался ограничить императорскую власть и установить, по сути, олигархическое правление, навязав ей «Кондиции»- условия, на которых Анна Иоановна могла принять из рук верховников российскою корону. Они были настолько велики по объему и существенны по содержанию, что императрице оставалось только формально занимать трон. Она должна была обещать не вступать в брак, не назначать себе наследника, содержать Верховный тайный совет в восьми персонах и «без оного согласия» : новых законов не издавать; ни с кем войны не начинать и мира не заключать; верных подданных никакими податями не отягощать; в знатные чины выше полковничьего ранга не жаловать; у дворянства живота, имения и чести не отнимать; вотчины и деревни не жаловать. Гвардии и прочим войскам надлежало быть под велением Верховного тайного совета.
Вместо Верховного тайного совета, на основе неофициального секретариата при императрице учреждается Кабинет - министров, состоящий из трех министров, его возглавил Остерман. Вначале Кабинет исполнял функции высшего органа управления общей компетенции. А с 1735года Кабинет министров мог даже издавать законодательные акты, наравне с императрицей, а подписи всех трех кабинет - министров на законодательном акте стали заменять подпись императрицы. Кабинет министров был упразднен Елизаветой Петровной в 1741. В качестве личной канцелярии ею был создан «Кабинет ее величества», через который и осуществляла государственное управление.
Главной обязанностью дворянства считалась государственная служба, от которой оно всячески добивалось освобождения. Уже при Екатерине I выдвигались предложения в целях экономии государственных средств сократить армию и чиновничество, следовательно, распустить часть дворянства по домам. Одной из тем, обсуждавшихся при воцарении Анны Иоанновны, был именно вопрос об освобождении дворянства от службы. В 1736 году указом «О сроках обязательной службы» от 31декабря срок дворянской службы фиксируется в двадцать пять лет, начало службы сдвигается с пятнадцати на двадцать лет, отцам предоставляется право из двоих или более сыновей одного удерживать дома для хозяйства, не отдавая в службу. Тяга в деревню была так сильна, что по окончании турецкой войны (1739 год) выслужившие срок дворяне бросились с просьбами об отставке во множестве, грозившем опустошить офицерский комплект полков: пришлось так истолковать закон 1736 года, чтобы толкование отменяло его.
Среди органов центрального управления наиболее стабильным был Синод, подчинявшийся непосредственно императорам, которые решали важнейшие вопросы церковного управления. В 1726 году в ведении Синода остаются только духовные дела (хозяйственные дела отошли вновь созданной Коллегии экономии), он получает название Святейшего, возвышается над другими отраслевыми органами управления, однако не уравнивается с Сенатом.
Основными органами центрального отраслевого управления оставались коллегии. Однако тенденция к единоначалию, отсутствие стабильности в высшем руководстве государством, борьба за власть, стремление к сокращению и удешевлению государственного аппарата привели в середине столетия к перестройке коллежского управления.
Реорганизация затронула и другие государственные учреждения. В 1727 году был ликвидирован Главный магистрат, в обязанности которого входило руководство управлением и правосудием городского населения. В 1743 году он был восстановлен.
Система
местных государственных
Все органы управления общей и многие - специальной компетенции в той или иной мере выполняли судебные и полицейские функции на вверенной им территории или в отношении подвластного населения. Обострение и расширение классовой борьбы заставляло царское правительство совершенствовать карательный механизм, прежде всего в городах, куда по мере развития промышленного производства добровольно или принудительно перемещались массы работных людей.
В первой четверти XVIII века в ходе реорганизации государственного механизма создается регулярная полиция (первоначально только в столичных городах). Она формируется как единый централизованный орган. После смерти Петра I полиция оказалась наиболее жизнеспособной частью государственного механизма. Острые социальные противоречия и рост городов заставляли царское правительство заботиться не только об укреплении полиции в местах своего пребывания, но и о создании полиции в периферийных городах. Эта работа проводится на протяжении второй четверти века. Создание полиции в городах началось с 1732 года. Именным указом от 22 сентября 1732 года вновь учреждается кронштадтская полиция, опеределяется ее штат, а в 1733-1734 годах в Кронштадте фактически создается полицмейстерская контора. Таким образом, создание регулярной полиции в периферийных городах прошло длительную и сложную подготовку от замысла законодателя до фактического создания ее в одном из ближайших к новой столице городов - Кронштадте.
Законодательный акт «Об учреждении полиции в городах» от 23 апреля 1733 года завершает первый этап законотворчества в создании регулярной полиции в периферийных городах. Его действие было более широким по территории, чем предусматривалось самим актом. В нем впервые определяются штаты полиции в губернских и провинциальных городах. В компетенцию полиции входили охрана порядка, борьба с преступностью, городское благоустройство, противопожарные мероприятия. В следственном процессе полиция выполняла функции дознания.
В 1746году учреждается экспедиция по делам воров и разбойников, указами 1746 и1747 годов устанавливаются правила поведения в общественных местах. Указом 1740года регламентировалась патрульная служба в городах. Указом 1750года методы и приемы борьбы с проституцией и притонами.
В отличие от общей полиции, органы политического сыска были малочисленны, максимально приближены к царствующим особам, состояли из лиц, пользовавшихся их особым доверием. Порой они совпадали с высшими коллегиальными органами государственной власти. В 1725 году было два органа политического сыска - Преображенский приказ, в котором рассматривались политические дела, поступавшие со всей страны, и Тайная канцелярия, в которой рассматривались дела, возникавшие в Петербурге и близлежащих городах. Оба органа были ликвидированы в 1729 и 1726 году соответственно. Однако после попытки верховников ограничить самодержавие, окруженная иноземцами Анна Иоанновна создала в 1731 году учреждение, ведавшее только политическим сыском. Оно получило название Канцелярии тайных розыскных дел. Компетенция ее распространялась на всю страну, формально она была уравнена с коллегиями, фактически же оказалась выше их, поскольку не допускала вмешательства в свои дела Сената и Синода и подчинялась императрице. Канцелярия была ликвидирована только в 1762 году.
В 1729году была создана Канцелярия конфискаций, организующая и обеспечивающая конфискационные акции по приговорам суда. В 1730году образуется Должный приказ, целью которого было проведение полицейских действий в отношении должников, неплательщиков и банкротов.
Сосредоточение судебных функций у органов общей компетенции во второй половине 20-х годов привело к неимоверной волоките в рассмотрении уголовных и гражданских дел, особенно в таком многонаселенном и коммерчески активном регионе, как Московская губерния. В 1730 году в Москве учреждаются Судный и Сыскной приказы. Эти органы Юстиц-коллегии дополняли, но не заменяли полностью судебно-следственную деятельность губернских, провинциальных и воеводских канцелярий. В 1733году создаются полицмейстерские камеры.
Для содержания громадного бюрократического аппарата, оплаты мотовства императорского двора и ведения войн требовались громадные средства. Основные поступления в доход государства давала подушная подать. Для более полного ее сбора регулярно проводились переписи мужского населения податных сословий, называемые подушными ревизиями. Со второй четверти 18 века ревизии проводятся каждые 15 лет.
Основой правовой системы Российской империи на протяжении всего 18 столетия продолжало оставаться Соборное уложение 1649 года, принятое накануне вступления России в эпоху абсолютизма. А также законы, изданные государством в форме указов, регламентов, уставов и манифестов. В 1728 и в 1730 годах одна за другой создаются комиссии по систематизации законодательства. В ноябре 1731года учреждается Сухопутный Шляхетский корпус, в котором одной из дисциплин было законоведение. В 1737году недоросли-дворяне распределялись между Сенатом, коллегиями и канцеляриями Санкт-Петербурга для прохождения управленческой практики и изучения законов.
Гражданское право: Право собственности.
В 1731году, по требованию дворянства, был отменен «Указ о единонаследии» от 23 марта 1714года. Отменялись ограничения в отношении недвижимой собственности, кроме одного: родовые имения нельзя было завещать посторонним лицам.
Сохранялось
право родового выкупа, срок которого
в 1737году был сокращен с сорока до
трех лет. Таким сокращением законодатель
обеспечивал большую
Залоговое право во второй четверти XVIII века претерпело некоторые изменения. При Петре I предпринимались попытки ограничить, а то и вовсе запретить залог собственности (по указу 1714 года). Нельзя было закладывать казенное имущество, оружие, мундир, которые изымались от залогопринимателя без всякого вознаграждения, а залогодатель наказывался вплоть до расстрела. С 1735 г. признавались недействительными заклады вещей (платья) в питейных домах, а с 1761 года займы под заклад, сделанные во время игры и для игры.
По закону 1737 года залогодателям предоставлялась восьми месячная отсрочка уплаты долга, после чего заложенная вещь выставлялась на публичный торг. С 1744 года закладная при неуплате денег в срок превращалась без всяких формальностей в купчую, и залогоприниматель приобретал право собственности на заложенную вещь. Погашенные закладные не только отдавались залогодателю, но и регистрировались в воеводской канцелярии.
Обязательное право.
Существенное новшество имело место в договоре найма имущества, связанное с укреплением права собственности на землю. Начиная с 1738 года все хозяйственные постройки (дома, лавки), возведенные нанимателем (арендатором) на – земле, по окончании срока найма должны были поступать в собственность ее хозяина.
Информация о работе Контрольная работа "Теории государства и права"