Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 04:19, лекция
Работа содержит лекцию по дисциплине "Теория государвства и права"
Лекция
1 Вопрос. Толкование
Определение мы написали.
Существует толкование конституции и конституционное толкование.
Токование конституции – это интерпретация норм и положений самой конституции. Конституционное толкование – это истолкование законов и иных НА, проверка которых входит в компетенцию Конституционного Суда, сквозь призму конституции и в соответствии с ней.
В Конституции и законах не содержится
понятие «толкование
Процесс токования конституции:
Т,обр. преодолевается неопределенность
в понимании положений
Формы толкования
Устное (совет, рекомендация, публичное выступление)
Нормативное (итоговое решение КС РФ)
Толкование, даваемое судом, - официальное.
Инициатива: Президент, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, законодательный орган субъекта
Давая толкование КС РФ не создает новую норму. Путем проникновения в суть, систематического анализа и других приемов, выявляет смысл нормы, адекватный изначально заложенному содержанию. Толкование обязательно на всей территории РФ, не ограниченно во времени, и в будущем может дополняться и уточняться.
Интерпретатором конституции решаются вопросы:
Толкование не должно противоречить нормам главы 1 К РФ
Любая конституционная норма должна интерпретироваться таким образом ,чтобы избежать противоречий с другими нормами К РФ.
Толкование Конституции и ее норм, требует в каждом конкретном случае тщательно учитывать дословный текст толкуемого положения, историю его возникновения, смысл и цели.
Существует проблема: видение интерпретатора не всегда совпадает с видением разработчика проекта нормы.
Законодательное закрепление толкования.
1. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О Конституционном Суде Российской Федерации»
Глава XIV. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ТОЛКОВАНИИ
КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 105. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 106. Обязательность толкования Конституции Российской Федерации
Толкование Конституции Российской Федерации, данное Конституционным Судом Российской Федерации, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
Статья 55. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2012) «О судебной системе Российской Федерации».
Статья 27. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации. 1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации.
2 вопрос: Правовая охрана конституции
Система полного и эффективного действия конституции включает меры, направленные на устранение различного рода причин правонарушений.
Система обеспечения конституции состоит из двух элементов:
Правовая охрана (ш. смысл) – система правовых институтов и процедур, обеспечивающих действие и реализацию конституции
Элементы:
Правовая охрана (уз. смысл) – совокупность контрольно-надзорных полномочий и мер со стороны гос.органов обладающих правом проверка содержания НПА и действий адресатов права на предмет их соответствия конституции (т.е. конституционный контроль)
Здесь выделяют специальный субъект охраны – КС РФ, и неспециальные – Федеральное Собрание, Президент, Уполномоченный по правам человека, органы министерства юстиции, Правительство РФ (+/-), Верховный Суд РФ (+/-), Счетная Палата (+/-)
Система охраны конституции: