Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:38, курсовая работа
В современном мире существует больше сотни политических режимов отличающихся друг от друга по своим представлениям о способах осуществления власти, о личности и роли личности внутри этих режимов. Однако понятия личность и политический режим тесно связаны между собой, так как произрастают друг из друга и дополняют друг друга. Если мы хотим подробней говорить о политическом режиме, мы должны понять что такое личность и как она влияет на режим. Так же, в этой системе есть и обратное взаимодействие. Режим воспитывает и создает мировоззрение человека.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава I: Понятия личности и политического режима…………………… . 4
Понятие и правовой статус личности…………………………….4
Понятие и виды политических режимов…………………………7
Глава II: Соотношение личности и политического режима……………...18
Влияние личности на политический режим…………………….18
Влияние политического режима на личность………….……….22
Заключение…………………………………………………………………..26
Список используемой литературы………………………………………..27
Человек или группа людей, вставая у власти, в своих интересах формируют свои приемы, методы, способы и средства осуществления политической власти. Ведь вполне очевидно, что не существует ни одной пары совершенно идентичных, одинаково функционирующих режимов. В одних случаях следует говорить о первоочередности влияния элиты и бюрократии, как, например, в ситуации с брежневским правлением. В других, как, скажем, при Сталине, очевидны решающая роль лидера и его способность осуществлять единоличное правление. Кроме того, важно иметь ввиду, что в ситуации стабильности ослабление лидерского потенциала более вероятно, чем в ситуации глубокого кризиса.
В условиях недемократических систем нередки ситуации, когда влияние эмоций лидера преобладает над всеми первичными законами государства и решения принимаются импульсивно. В пример можно привести массовые репрессии при тоталитарном режиме Сталина. Харизматический лидер, каким был Сталин, руководствовался лишь своим собственным пониманием ситуации и далеко не всегда был способен принять оптимальное решение. Яркий пример неадекватности сталинских решений — игнорирование донесений военной разведки о готовящемся нападении на СССР.
Фактор личности играет
огромное значение в условиях
тоталитарно-авторитарных
Говоря о роли личности в политическом режиме можно изучить труд Джеймса Барбера, который, в свое время, сформулировал теорию "президентского характера", которая характеризует лидера и его отношение к политике и власти. Каждый лидер обладает своим уникальным характером, собственным набором качеств и характеристик, которые могут быть сведены к двум основополагающим измерениям: "активный—пассивный" и "позитивный—негативный".
Например:
Тип |
Примеры |
1. Активный— позитивный |
Франклин Рузвельт, Гарри Трумэн, Джон Кеннеди |
2. Активный — негативный |
Вудро Вильсон, Герберт Гувер, Линдон Джонсон, Ричард Никсон |
3. Пассивный — позитивный |
Уильям Говард Тафт, Уоррен Хардинг |
4. Пассивный— негативный |
Кальвин Кулидж, Дуайт Эйзенхауэр |
Наиболее
благоприятной для
В демократических государствах кроме влияния личности существует влияние общества на государственную власть и контроль. Участие в политической жизни - нормы демократии. Личность становится подлинным субъектом политических отношений только в демократическом обществе (в идеале), где человеку предоставлены широкие политические права и возможности для удовлетворения своих политических потребностей, для полноценной политической деятельности.
Как мы видим в недемократических государствах личным качествам представителя власти придаётся большее значение, чем законотворчеству, устройству и функционированию госаппарата. Демократическая же система построения правовых отношений, направлена на деперсонификацию власти. Схема управления строится таким образом, чтобы система работала независимо от того, кто именно занимает в ней определённое место.
2.2 Влияние политического режима на личность.
Политический режим влияет на воспитание и мировоззрение личности, которая в нем развивается и взаимодействует с ним. Разница в отношении к личности в политических режимах выражается в степени свободы которая дается личности.
Например, в демократическом режиме предоставляется широкая свобода для личности и для предприятий и организациий в сфере экономической деятельности, которая при демократическом режиме составляет основу материального благополучия общества, признается равноправие граждан, реально гарантируются права и свободы личности и реально возможно реализовывать данные права и свободы. Возможно реально учавствовать гражданам в формировании властных государственных органов, осуществлять государственную власть при помощи избирательной системы, местного самоуправления и контроля над деятельностью государственных органов через активное участие в общественно-политических организациях, предоставляются эффективные и квалифицированные судебные защиты прав и свобод личности от произвола и беззакония со стороны кого бы то ни было, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, учет при осуществлении государственной политики интересов как большинства, так и меньшинства всего населения, а также интересов отдельных социальных слоев и социальных групп, национальных групп, наличие легальной оппозиции существующей государственной власти, плюрализм политических течений и идеологий, не противоречащих конституционным положениям, демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали, нацеленность законодательства и государственной политики на удовлетворение объективных потребностей личности и общества в целом, признание и осуществление на практике конституционности и законности.
Итак, основой демократического режима является народовластие, которое предполагает наличие в государстве представительного (законодательного) государственного органа, выбранного народом на основе свободных, равных и тайных выборов. Демократический государственный режим предполагает закрепление в конституции и реальную гарантированность осуществления широких гражданских прав и свобод. Демократический режим предполагает широкое участие личности в решении государственных вопросов путем как представительной, так и непосредственной демократии. Демократический государственный режим предполагает наличие плюрализма политических течений и идеологическое разнообразие в политической жизни страны, что способствует социальному и политическому развитию личности. Личность ощущает себя более свободно в таком режиме и удовлетворяется морально осознавая свою значимость.
В антидемократических режимах свобода предоставляется лишь малой части населения, которая стоит на верхушке власти. Население подвластное этой верхушке чаще всего ущемляется в своих правах и свободах, подавляется и воспитывается с осознанием своей ничтожности.
Демократия, как свидетельствует
исторический опыт цивилизаций, дает более
широкий выход энергии и
Для антидемократических режимов по отношению к личности характерны следующие признаки:
1. Ущемление прав и
свобод личности и
11. Широкое применение политических репрессий.
В ряде стран имеют
место клерикальные
Так же существует такая форма государственного правления как каудилизм – это одна из разновидностей авторитарных политических государственных режимов, для которой характерно установление личной власти диктатора, ликвидация элементарных прав и свобод, установление правового террора и репрессий, прямые расправы со своими политическими противниками. Самодержавные режимы имеют место в ряде монархических государств Арабского Востока, как, например, Саудовская Аравия, Оман, княжество Персидского залива. Ясно, что о свободе личности в таких условиях не может быть и речи, так как народ является лишь средством достижения целей диктатора. Существует целый ряд промежуточных форм авторитарных государственных режимов, которые отличаются различной степенью авторитарности, однако каждой из разновидностей антидемократического режима может быть свойственен тоталитаризм. При таких режимах либо запрещена любая политическая деятельность, либо разрешена только одна политическая партия или политическое движение, которое исключает возникновение легальной оппозиции. Для тоталитарного режима характерен всеобъемлющий контроль за всеми проявлениями общественной жизни и за жизнью отдельной личности со стороны репрессивного государственного аппарата.
Таким образом, выстраивается тип связи, где выражается подчинение и подавление личности государством, когда человек рассматривается как малая и незначительная частичка, все параметры которой задаются ритмом и проблемами существования государственного организма. Такой тип отношений стремится к полному подчинению частной жизни потребностям политической системы. Постоянным спутником тоталитарных государственных систем служат такие черты, как стирание различий между личным и общественным, индивидуальным и публичным, подчинение человека организации, смешение свободы с властью.
Заключение.
Политический режим и личность это два сложных и многогранных элемента, которые создают и дополняют друг друга. Формирование личности зависит от политического режима и наоборот.
В
нормальном, цивилизованном обществе
политика осуществляется для людей
и через людей. Какую бы значительную
роль ни играли социальные группы, массовые
общественные движения, политические
партии, в конечном счете ее главным
субъектом выступает личность, ибо
сами эти группы, движения, партии и
другие организации состоят из реальных
личностей и только через взаимодействие
их интересов и воли определяются
содержание и направленность политического
процесса, всей политической жизни
общества. Я считаю, что подлинным
субъектом политических отношений
личность может стать только в
демократическом обществе, где человеку
предоставлены широкие
Используемая литература:
1.Чиркин В.Е. Легализация и легитимизация государственной власти // Государство и право.1995.№ 8
2. Пивоваров Ю.С. Русская власть и публичная политика // Полис, 2006, №1,
3. Теория государства и права. Учебник / А.В. Малько. - М. : Юристь, 2008
4. Черниченко С.В. Личность и международное право. М., 1974
5. Мухаев Р.Т. Политология: учеб. для студентов вузов.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007.- 495с.
6. Политология. Курс лекций./ под ред. доктора юр. наук М.Н.Марченко.- М.:2006.-115с.