Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:17, реферат
Центральное место в механиз¬ме государственной власти занимает государственный аппарат, включающий в себя совокупность органов государственной влас¬ти, тот особый слой людей, которых можно назвать государствен¬ными чиновниками или служащими и которые осуществляют про¬фессиональную деятельность по обеспечению исполнения полно¬мочий государственных органов.
1. Механизм государства и государственной власти…2;
2. Теория разделения властей в государстве…3;
3. Законодательная власть…9;
4. Исполнительная власть…10 ;
5. Судебная власть…12;
6. Легитимность государственной власти…13;
Литература…1
5. Судебная власть Органы, отправляющие правосудие, - третья ветвь государственной власти, которая, как уже говорилось, играет особую роль как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он - арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан, и государственности в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества (чего не было в советское время). Тем самым суд выступает в качестве «сдержки и противовеса» по отношению к двум другим ветвям власти. Причем у суда есть определенные преимущества по сравнению с законодателем в оперативности приведения правопорядка в соответствие с требованиями жизни. Суд, обращаясь к толкованию конституции и права, может принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права. Речь идет прежде всего об экстремальных, исключительных ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих такое распределение и баланс двух других ветвей власти, которые в конечном счете гарантировали бы господство права и справедливости в обществе.Необходимо отметить, что в советском обществе суд рассматривался лишь как орган, призванный охранять социалистическое общество, государство и граждан от неправомерных действий, ответственности же государства перед своими гражданами не придавалось должного значения. Прерогативы суда были ограничены точным применением норм, суд был не вправе устранить даже вполне очевидные недостатки издаваемых подзаконных актов в сфере прав и свобод личности.Существенная особенность судебной власти, которая и определяет ее справедливость, состоит в особой процедуре (методах) осуществления. Она сводится к тому, чтобы, как писал видный русский государствовед Б.Н. Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор. Отсюда такие признаки судебной власти, как гласность, состязательность, независимость, коллегиальность. Судебная власть, таким образом, - специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного, как правило, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, административной и других юрисдикций.
6.
Легитимность государственной
власти Легитимность - сущностное свойство
государственной власти. Термин «легитимность»
исторически возник в начале XIX в. во Франции
для характеристики государственной власти
как власти законной (при этом власть Наполеона
рассматривалась как власть самочинно
узурпированная и, значит, нелегитимная).
С течением времени объем содержания этого
термина расширился. Легитимность стала
означать не только законность происхождения
и способа установления власти, но и такое
состояние власти, когда граждане (подданные)
государства признают (согласны, убеждены)
право данной власти предписывать им тот
или иной способ поведения. Из последнего
также следует, что существующие государственные
институты, по крайней мере, не хуже, чем
любые другие возможные институты, и поэтому
им нужно подчиняться.Большой вклад в
теоретическую разработку понятия легитимности
внес Макс Вебер.Согласно разработанной
им и ставшей классической теории, легитимность
характеризуют два фундаментальных признака:
признание власти, реализуемой существующими
институтами государства, и обязанность
индивидов ей подчиняться. Одновременно
с этим сущностная характеристика легитимности
состоит в том, что это именно представление
(убеждение) граждан о государственной
власти, присутствующее в их сознании.
Макс Вебер выделял три основных типа
легитимности:- легитимность, базирующаяся
на традиции («традиционная», например,
монархическая, власть);- легитимность,
основанная на харизме (священном даре),
которой обладает лидер, вождь;- легитимность,
основанная на рациональном (демократическом)
устройстве и процедурах государственной
власти.В традиционной легитимности власти
обычно выделяют геронтологическую (впасть
старейшин), патриархальную (власть вождя
племени), патримониальную (власть монарха)
и другие разновидности.Харизматическая
власть базируется на личной преданности
вождю, пророку (Будда, Мухаммед, Цезарь,
Наполеон, Ленин, Сталин, Гитлер, де Голль)
людей, убежденных в их необыкновенном
даре. Власть харизматического лидера
чаще не подкреплена легальным (установленным
законом) правом на обладание неограниченной
властью, что вынуждает его постоянно
подтверждать гражданам свою харизму.Рациональная
легитимность - это легитимность государственной
власти, при организации и реализации
которой строго соблюдаются права человека,
общие правовые принципы и правопорядок
в целом. Здесь также выделяются демократическая
легитимность (власть соответствует волеизъявлению
управляемых) и технократическая легитимность
(власть сообразуется со способностями
управляющих).Очевидно, что в чистом виде
ни один из указанных типов легитимности
не существует. Каждому государству соответствует
то или иное сочетание типов легитимности.Сегодня
веберовская типология имеет, скорее,
историко-познавательную ценность и не
является в полной мере актуальным инструментарием
современных исследований государства
и политической системы. Ушли в прошлое
монархические режимы времен Вебера и
XIX в. Современные монархии, хотя и продолжают
олицетворять единство нации, сколько-нибудь
существенной политической роли не играют
(исключение составляют исторически переломные
моменты, как это было в нашем веке в Испании
или Бельгии), закончился (надеемся) и период
широкого распространения харизматических
лидеров. Исторический опыт убедительно
показал, что харизматические вожди очень
быстро перерождаются в тиранов, а их харизма
- в хорошо организованный культ возвеличивания
лидера,Одновременно со сказанным современная
рациональная (легальная) легитимность
оказывается далеко не однозначным, но
многогранным и многоплановым явлением.
Обычно, в последнем, выделяются четыре
разновидности:- плюралистические демократии,
которые признаются большинством граждан
как легитимные;- авторитарно-бюрократические
режимы, где основные права и свободы соблюдаются
лишь частично;- тоталитарные режимы, не
поддерживаемые большинством граждан
государства;- режимы, относительно которых
не существует ни признания, ни неприятия
тех, кому принадлежит власть. Это беднейшие
страны Азии и Африки, где бессмысленно
даже ставить вопрос о легитимности власти,
поскольку эта проблема отсутствует в
сознании людей.Наряду с типологией обычно
выделяются основания (источники) легитимности
власти. К ним относятся:- идеологические
принципы и убеждения граждан в государственной
власти (политическом строе) как самой
справедливой и передовой;- привязанность
к структурам (механизму) и нормам государственной
власти, которая базируется на доверии
к традиционной и устоявшейся системе
власти (традиции парламентаризма в Великобритании,
к примеру);- преданность власти благодаря
положительной оценке личных качеств
субъектов власти (президента, премьер-министра);-
в отличие от харизматической легитимности,
здесь в основу кладется рациональный
расчет граждан в их отношении к политическому
лидеру (президент США должен обладать
персональной легитимностью, но совсем
не обязательно быть харизматическим
вождем);- политическое (или государственное)
принуждение; оно существует при любом
политическом режиме, но, очевидно, чем
ниже уровень легитимности, тем сильнее
принуждение; в то же время есть граница
в использовании силы, перейдя которую
государственная власть обретает силу
не как источник легитимности, а наоборот,
как фактор ее неминуемого падения.Можно
говорить о степени (уровне) легитимности
государственной власти. Очевидно, что
власть не может быть одинаково легитимна
для всех слоев населения, во всех своих
проявлениях (субъектах, действиях). Причем
чем ниже уровень легитимности, тем больше
насилия необходимо для удержания власти.Режим
может оставаться легитимным при выраженном
недоверии к отдельным институтам или
руководителям государства. Сам президент
может быть непопулярным, но это отнюдь
не означает недоверия к институту президентства.
Если президент избран в соответствии
с закрепленными в конституции демократическими
процедурами, то реализуемая им государственная
власть легитимна, несмотря на степень
доверия к нему населения. Сказанное означает
необходимость разграничения понятий
легитимности власти и доверия к политическим
(государственным) институтам или популярности
их руководителей. Интересно, что по результатам
опроса, проведенного в США в 1988 г., парламентарии
внушали меньше доверия, чем риэлтеры,
журналисты-газетчики, владельцы похоронных
бюро, но больше доверия, чем коммивояжеры
и мелкие торговцы недвижимостью.С понятием
легитимности тесно связаны проблемы
делегитимации государственной власти,
особенно актуальные для сегодняшней
России. Основные предпосылки делегитимации
российской власти лежат, как представляется,
в сфере духа, имеют идейные подтексты.
Суть происходящих процессов состоит
в нарушении консенсуса, который традиционно
лежал в фундаменте нашего государства
и власти. «Новые русские» вестернизируются,
ускоренными шагами идут в европейский
дом, в то время как подавляющая часть
населения оказывается за чертой бедности,
в обстановке бесправия. Властвующая элита
и связанные с нею немногочисленные социальные
группы замыкаются в себе и в итоге теряют
поддержку населения. Любовь к Отечеству
со стороны элиты, в том числе культурной,
ставится в зависимость от того, насколько
страна соответствует мировым демократическим
стандартам. Отсюда недалеко и до оправдания
применения насилия власти над «непросвещенным»
народом, не желающим добровольно идти
по пути «прогресса». В результате все
чаще наблюдается разрыв между идеями
демократии и социально-политической
практикой, склоняющейся к авторитарному
режиму.Политико-правовой фон, на котором
обостряются проблемы делегитимации -
нарастающая бюрократизация, коррумпированность
чиновничества, криминализация общества
в целом. Ввиду неразвитости институтов
гражданского общества в стране практически
не действует контроль «снизу» за исполнительной
властью. К этому добавляется затянувшаяся
реформа судебной власти. В итоге открылась
и активно эксплуатируется возможность
«конверсии власти в богатство». Сказанное
свидетельствует, скорее, не о делегитимации,
а кризисе власти.Еще одну фундаментальную
причину делегитимации власти необходимо
назвать. Это подрыв нашей национально-государственной
безопасности, имея в виду гуманитарный
аспект последней. Некогда единое духовное
пространство разрывается по национально-конфессиональному
принципу. Национализм и этнический сепаратизм
отвергают правомерность федеральной
власти и провозглашают верховенство
конституций субъектов Российской Федерации
над федеральными законами. В результате
не только ослабляется легитимность государственной
власти, но и крепнут тенденции, направленные
на подрыв целостности нашего государства,
стремление отдельных частей единой России
к сепаратному вхождению в «европейский
дом», «тюркский дом», «тихоокеанский
дом» и т.п.
Литература:1. Теория
государства и права: Учебник для вузов
/ Под ред. проф. М.М. Рас-солова. 2-е изд.,
перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,
2004.2. Теория государства и права / Под ред.
В,П. Малахова, В.Н. Казакова. М.: Екатеринбург:
Академический Проект; Деловая книга,
2002.3. Теория государства и права: Курс лекций
/ Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.,
2000.4. Теория государства и права: Учебник
для вузов / Под ред. Корельского В.М., В.Д.
Перевалова. 2-е изд. М.: Норма, 2002.5. Общая
теория права: Учебник для юридических
вузов / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В.
Лазарев и др.; Под общ. Ред. А.С. Пиголкина.
– 2-е изд.,испр. И доп. – М.: Изд-во МГТУ
им. Н.Э. Баумана, 1996. – 384 с. 6. Основы права:
ответы на экзаменационные вопросы/ Е.В.
Максименко.- Минск: Тетра Системс, 2009.-
112 с.7. Общая теория права и государства:
Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. — 3-е
изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. —
520с.8. Теория государства и права. Ч. 1. Теория
государства / Под общ. ред. д.ю.н., проф.
А.Б. Венгерова. М., 1995
Информация о работе Механизм государства и государственной власти