Место и роль государства в политической системе общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:15, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий «государство» и «политическая система», определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.
Задачами, которые определяются целью работы, являются:
- рассмотрение признаков, сущности, основ и закономерностей развития государства;
- раскрытие понятия политической системы общества и его характеристика;
- определение места и роли государства в политической системе общества;
- рассмотрение особенностей государства как составного элемента политической системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….....3
1 Сущность государства …………..………………………………………….5
1.1 Понятие государства ……………………………………………...……....5
1.2 Закономерности развития государства…………………………………8
2 Политическая система общества……………………………………...…..12
1.3 Понятие политической системы общества……………………………..12
1.4 Субъекты политической системы общества…………………………....15
3 Место и роль государства в политической системе общества………….19
Заключение…………………………………………………………………...23
Список используемой литературы……………….…………………………25

Работа состоит из  1 файл

место и роль государства в политической системе общества.docx

— 70.09 Кб (Скачать документ)

Это процесс, обусловливающий  закономерность развития политической системы.

Таким образом, в свете  исторического опыта становится все более ясным, что демократическая  политическая  система  -  это  организация  легальной, опирающейся на законы и подконтрольный  обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и  способна содействовать реализации общих интересов.

      

 

            3 Место и роль государства в политической системе общества

 

Характеризуя роль и место  государства в политической системе общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно -  в любой стране и на любом этапе развития  общества  -  выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя  различные слои населения.

В конституциях и других законодательных актах оно стремится определить себя как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего блага.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и  свобод человека  и  гражданина - обязанность государства, единственным источникомвласти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Проявляли себя и в конституционных актах других государств. Народ при этом зачастую является только социальным фоном, за которым скрывается  реальная государственная власть, принадлежащая определенному классу, социальному слою или правящей группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится государственная власть, являются реальными творцами  внутренней  и  внешней политики.

Сказанное, однако, не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. Напротив, государство прилагает реальные усилия для расширения своей социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его социальная основа, закрепленная конституцией, которую составляют все подданные государства, превратилась в его реальную основу. Для проведения эффективной деятельности, то  есть полноценной реализации своих функций государству необходимо иметь как можно большее число убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.

Особое место и роль государства в  политической системе общества  определяется еще и тем, что в его руках находятся огромные материальные ифинансовые  ресурсы. В некоторых странах  оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Так, в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, леса и воды, а также основные средства производства в промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и т.д., иное имущество, необходимое для осуществления государственных функций.[5, с.56]

Как показывает практика, наличие  хорошо развитой государственной формы собственности необходимо для нормального функционирования государства.

Однако, как считают отечественные  правоведы, необходимым условием стабильности общества и политической системы в целом является сосуществование на равных правах самых различных форм собственности. Государство в этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.

Основное отличие государства от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах-полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких  средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации,  кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.[2, с.97]

Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в  интересах всех членов общества.

Среди различных элементов  политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это  по-разному – путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного  контроля заточным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Следует отметить, что в  некоторых странах общественные организации могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило  их правом издания юридических актов.

Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один  из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.[8, с.106]

Итак, государство и общественные объединения - это самостоятельные части политической системы. Они  обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни.

Конечно, названные  особенности  не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве,  а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Заключение

 

Итак, в результате реализации поставленных целей и решения  задач курсовой работы можно сделать  следующие выводы.

Понимание государства, его  сущности  и закономерности развития позволяют определить его как  сложное и исторически развивающеесяобщественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма в понимании и определении  государства.

Демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

Государство занимает  центральное  место в  политической и общественной жизни  любой страны. Это подтверждается следующим:

1 Государство выступает, прежде всего в качестве альтернативы в борьбе  между различными социальными группами, слоями, классами, с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого  общества и делает это и сегодня, можно сказать, что в этом смысле государство «дало»жизнь политической системе общества.

2 Государство можно рассматривать как организационную форму, союз людей, и через государство каждый индивид включается вполитическую систему общества.

3 Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким либо образом организованных и представляющих интересы определенных групп или слоев. Государственность - форма бытия  классового общества.

4 Государство - важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.

5 Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической ипсихологической ауры находится в постоянном движении. И когда приходит необходимость в   изменении формы правления или политического режима, особая роль в реализации этой необходимости отводится государству. Только законная государственная власть мет обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.

Таким образом, в различных  сферах жизни общества государство  неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.

То же самое можно сказать  и об отдельных государственных органах: парламенте, правительстве, конституционном суде, различных министерствах и ведомствах и др. Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связанас государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им  нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных  целей.

Самое существенное в государстве - не возможность объединения людей, не территория,  а  обладание  властью.  Поэтому  бесперебойного «правильного» правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.

Список используемой литературы

I Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Текст]: офиц. текст. - М.: АСТ Арстель, 2011. – 39с.

 

II Дополнительная литература

1 Абдулаев М. И. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие. -М., 2009. -364с.

2 Алёхин Э.В. Государственное и муниципальное управление [Текст]: Учебное пособие. - Пенза, 2007. -453с.

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие.-М.,2010. -215с.

4 Диакантов В.В. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие. -М., 2007.-341с.

5 Дусаев Р. Н. Правовые системы современности [Текст]: учебник. Сиб., 2008. -356с.

6 Зюзина Е.Б. Государственное и муниципальное управление [Текст]: учебно-методическое пособие для вузов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. -327с.

7 Иванов В.В. Государственное  право [Текст]: Справочное пособие.  – М., ИНФРА-М, 2011. – 423с.

8 Исаков В. Б. Общая теория права и государства [Текст]: учебное пособие.- М., 2008. -376с.

9 Лазарев В.В. Общая теория права и государства [Текст]: учебник. -М., 2008. -376с.

10 Малько А. В. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие. -Сиб., 2010. -364с.

11 Мелёхин А. В. Теория государства и права [Текст]: учебник. -М., 2007. -276с.

12 Раянов Ф.Н. Право и государство [Текст]: учебное пособие.- М., 2010. -365с.

13 Румынина В.В. Общая теория права и государства [Текст]: учебное пособие.- М., 2009.-287с.

14 Салыгин Е.Н. Проблемы теории государства и права [Текст]: учебное пособие. - Сиб., 2010.-437с.

 


Информация о работе Место и роль государства в политической системе общества