Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:15, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи политической системы и государства, месте государства в политической системе общества и его роли в ней, их взаимовлияния. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий «государство» и «политическая система», определить их содержание, а затем выявить соотношение и роль государства в политической системе общества.
Задачами, которые определяются целью работы, являются:
- рассмотрение признаков, сущности, основ и закономерностей развития государства;
- раскрытие понятия политической системы общества и его характеристика;
- определение места и роли государства в политической системе общества;
- рассмотрение особенностей государства как составного элемента политической системы.
Введение…………………………………………………………………….....3
1 Сущность государства …………..………………………………………….5
1.1 Понятие государства ……………………………………………...……....5
1.2 Закономерности развития государства…………………………………8
2 Политическая система общества……………………………………...…..12
1.3 Понятие политической системы общества……………………………..12
1.4 Субъекты политической системы общества…………………………....15
3 Место и роль государства в политической системе общества………….19
Заключение…………………………………………………………………...23
Список используемой литературы……………….…………………………25
Это процесс, обусловливающий закономерность развития политической системы.
Таким образом, в свете исторического опыта становится все более ясным, что демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.
3 Место и роль государства в политической системе общества
Характеризуя роль и место государства в политической системе общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя различные слои населения.
В конституциях и других законодательных актах оно стремится определить себя как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего блага.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, единственным источникомвласти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Проявляли себя и в конституционных актах других государств. Народ при этом зачастую является только социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному классу, социальному слою или правящей группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится государственная власть, являются реальными творцами внутренней и внешней политики.
Сказанное, однако, не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. Напротив, государство прилагает реальные усилия для расширения своей социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его социальная основа, закрепленная конституцией, которую составляют все подданные государства, превратилась в его реальную основу. Для проведения эффективной деятельности, то есть полноценной реализации своих функций государству необходимо иметь как можно большее число убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.
Особое место и роль государства в политической системе общества определяется еще и тем, что в его руках находятся огромные материальные ифинансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Так, в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, леса и воды, а также основные средства производства в промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и т.д., иное имущество, необходимое для осуществления государственных функций.[5, с.56]
Как показывает практика, наличие хорошо развитой государственной формы собственности необходимо для нормального функционирования государства.
Однако, как считают отечественные правоведы, необходимым условием стабильности общества и политической системы в целом является сосуществование на равных правах самых различных форм собственности. Государство в этом смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.
Основное отличие государства от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах-полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.[2, с.97]
Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в своей структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.
Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это по-разному – путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля заточным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.
Следует отметить, что в некоторых странах общественные организации могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.
Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.[8, с.106]
Итак, государство и общественные объединения - это самостоятельные части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.
Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни.
Конечно, названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.
Заключение
Итак, в результате реализации поставленных целей и решения задач курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Понимание государства, его
сущности и закономерности развития
позволяют определить его как
сложное и исторически
Демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольный обществу власти. Она работает на основе понятных и принятых обществом принципов, имеет ясные цели и способна содействовать реализации общих интересов.
Государство занимает центральное место в политической и общественной жизни любой страны. Это подтверждается следующим:
1 Государство выступает, прежде всего в качестве альтернативы в борьбе между различными социальными группами, слоями, классами, с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества и делает это и сегодня, можно сказать, что в этом смысле государство «дало»жизнь политической системе общества.
2 Государство можно рассматривать как организационную форму, союз людей, и через государство каждый индивид включается вполитическую систему общества.
3 Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким либо образом организованных и представляющих интересы определенных групп или слоев. Государственность - форма бытия классового общества.
4 Государство - важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество.
5 Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической ипсихологической ауры находится в постоянном движении. И когда приходит необходимость в изменении формы правления или политического режима, особая роль в реализации этой необходимости отводится государству. Только законная государственная власть мет обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.
Таким образом, в различных сферах жизни общества государство неизменно выступает как собственно политическая организация, как институт сугубо политический. Однако, абсолютизировать политический характер государства было бы ошибочным: в многогранной деятельности государства, равно как и его различных органов, присутствуют не только “чисто” политические, но и другие аспекты - такие, например, как организационные, финансовые, технико-экономические (нормативы, стандарты и т.п.). Перечисленные мероприятия хотя и ассоциируются с политической деятельностью государства, но сами таковыми не являются.
То же самое можно сказать и об отдельных государственных органах: парламенте, правительстве, конституционном суде, различных министерствах и ведомствах и др. Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связанас государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей.
Самое существенное в государстве - не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного «правильного» правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.
Список используемой литературы
I Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации
(принята всенародным
II Дополнительная литература
1 Абдулаев М. И. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие. -М., 2009. -364с.
2 Алёхин Э.В. Государственное и муниципальное управление [Текст]: Учебное пособие. - Пенза, 2007. -453с.
3 Венгеров А.Б. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие.-М.,2010. -215с.
4 Диакантов В.В. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие. -М., 2007.-341с.
5 Дусаев Р. Н. Правовые системы современности [Текст]: учебник. Сиб., 2008. -356с.
6 Зюзина Е.Б. Государственное и муниципальное управление [Текст]: учебно-методическое пособие для вузов. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. -327с.
7 Иванов В.В. Государственное право [Текст]: Справочное пособие. – М., ИНФРА-М, 2011. – 423с.
8 Исаков В. Б. Общая теория права и государства [Текст]: учебное пособие.- М., 2008. -376с.
9 Лазарев В.В. Общая теория права и государства [Текст]: учебник. -М., 2008. -376с.
10 Малько А. В. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие. -Сиб., 2010. -364с.
11 Мелёхин А. В. Теория государства и права [Текст]: учебник. -М., 2007. -276с.
12 Раянов Ф.Н. Право и государство [Текст]: учебное пособие.- М., 2010. -365с.
13 Румынина В.В. Общая теория права и государства [Текст]: учебное пособие.- М., 2009.-287с.
14 Салыгин Е.Н. Проблемы теории государства и права [Текст]: учебное пособие. - Сиб., 2010.-437с.
Информация о работе Место и роль государства в политической системе общества