Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 10:31, реферат
В настоящее время, говоря о ситуации в этом плане в стране, приходится констатировать, что мы имеем дело с глубоким и беспрецедентным управленческим кризисом. Он приобрел всеобщий характер, задев основы управленческой вертикали, горизонтальных связей и информационных потоков. Это нарушило принципы стимулирования, ответственности и дисциплины, четкого исполнения принятых решений, строгого контроля и санкций, государственно-административной этики и культуры.
Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Методы государственного управления……………………………..…….4 стр.
Выработка политических решений……………………………………….6 стр.
Государственное управление как система и как процесс………….……8 стр.
Государственное управление в современной России……………………9 стр.
Методы государственного управления в экономике……………….…...10 стр.
Заключение………………………………………………………………...13 стр.
Список литературы………………………………………………………..14 стр.
Институт
государственной службы при Президенте
Республики Татарстан
Факультет Государственного и муниципального управления
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Проверил:
Ершов А.Н.
Содержание:
1.
Введение.
В преддверии XXI столетия формационные преобразования в развитии российского государства - смена общественно-политического строя и социально-экономического уклада, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно- технического прогресса - приобретают особое значение для науки и практики управления. Они обусловливают необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного управления. Поэтому требуется решительный пересмотр стереотипов мышления, сложившихся в прошлые десятилетия, значительные перемены в мотивах и стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности.
В
настоящее время, говоря о ситуации
в этом плане в стране, приходится
констатировать, что мы имеем дело
с глубоким и беспрецедентным
управленческим кризисом. Он приобрел
всеобщий характер, задев основы управленческой
вертикали, горизонтальных связей и информационных
потоков. Это нарушило принципы стимулирования,
ответственности и дисциплины, четкого
исполнения принятых решений, строгого
контроля и санкций, государственно-
И все-таки для России с ее многообразным историческим опытом и своеобразной восприимчивостью к мировым новациям, огромными масштабами ресурсного потенциала и устойчивости, возможностями социального динамизма вполне реальна долгосрочная перспектива научного и эффективного управления. Именно она выходит в ряд первостепенных условий и факторов преодоления эпохи кризиса и спада, перехода к подъему и развитию.
Понятие
“государственное управление” характеризует
область научного знания и вид социального
управления - сферу практической деятельности,
связанную с решением проблем государственной
организации и регулирования общественной
жизни. Это организующе-регулирующее воздействие
государства может быть подразделено
на две составляющие - политическую и административную.
В рамках первой - политического управления
- решаются вопросы что, зачем и почему?
Вторая представляет более конкретное
проявление собственно государственного
управления, решающего вопросы, как и при
помощи чего? В этом смысле оно именуется
некоторыми авторами административно-
Существуют
два полярных подхода к вопросу
о соотношении понятий “
Между политическим и государственным управлением имеются как тесная взаимосвязь, так и существенные отличия. Политика в значительной степени эмоциональна, в том смысле, что чувствительна к общественному мнению, настроениям широких масс людей, их сиюминутным устремлениям, подвержена влиянию текущих событий, зависит от предпочтения тех или иных лидеров, социальных интересов и т.п. Государственное управление более рационально, т.е. функционально организовано и решает конкретные задачи. В первом главенствуют нормативно-ценностные знания, обращенные на выяснение целесообразности государственных действий и на оценочные характеристики. Во втором основную роль играют нормативно-позитивные знания, направленные на анализ государственной деятельности и ее последствий. Объединяющие два этих понятия начала вытекают не только из особенностей государства как политического института, но и из властного характера его организационной деятельности.
Можно выделить три структурных уровня организации государственного управления. Высший - институциональный - являющийся пограничным между политическим и государственным управлением. На нем определяются общая политика и главные задачи ее осуществления. Средний - административный уровень - сфера функционального управления (администрирования). На нем любое направление деятельности подвергается анализу и раскладывается на различные организационно-управленческие компоненты - планирование, организацию, руководство, контроль и т.д. На третьем - технологическом (низшем) - происходит непосредственное удовлетворение социальных потребностей в услугах государственного управления, превращаемых в конкретные продукты (результаты), которыми пользуется общество в целом и отдельные граждане или их организации.
Таким
образом, государственная администрация
в теоретических представлениях
находится вне сферы политики,
тогда как государственное управление
на институциональном уровне политично
и основано на учете разнообразия конфликтующих
интересов, идей и целей. Профессионально
ориентированная область государственного
управления сосредоточена именно на административном
уровне и является как бы посредником
между сильно политизированным институциональным
и аполитичным бюрократизированным технологическим
уровнями.
2.
Методы государственного
управления.
В работе А.А. Дегтярева "Основы политической теории" (1998 г.) дается классификация методов государственного управления. Во-первых, наиболее радикальным приемом управления является открытое насилие и применение карательно- силовых средств. Когда-то на начальных этапах политической истории человечества этот метод был одним из доминирующих. Например, этот метод активно использовался в восточных деспотиях, захватывающих новые территории и вплоть до полного уничтожения притеснявших при помощи грубой силы их население. На современном же этапе инструменты насилия преобладали в основном в тоталитарных государствах, как, к примеру, в фашистской Германии и СССР в 30-е годы или в Кампучии в 70-е годы нынешнего века. Во-вторых, возможно такое применение принудительной мобилизации и административной регламентации населения, когда органы государства обходятся и без регулярного насилия и открытого террора. При этом в качестве опоры используется вполне реальная угроза использования административных санкций со стороны государства (например, в ряде арабских и африканских авторитарных режимов, а при определенных кризисных ситуациях и в условиях переходных обществ становящейся демократии).
В-третьих, одним из главных методов современного государственного управления выступает правое регулирование на базе законодательных норм и судебно-арбитражной системы. Конечно же, данные методы используются прежде всего в правовых государствах, где норма закона становится основным регулятором жизни граждан. В-четвертых, эффективным методом управления в условиях стабильного общества является систематическое социально-политическое маневрирование, включающее в себя инструменты компромиссов между правящей и оппозиционными группировками, уступки и повороты в социальной и экономической политике, связанные с перегруппировкой сил и перераспределением ресурсов. Например, в случае, если консервативная модель политики правительства не дает ожидаемых результатов, то последнее может усилить социальные программы и перебросить на их осуществление определенные ресурсы.
И, наконец, пятым основным средством управления можно назвать идейно-политическое манипулирование, действующее в "мягких" формах на механизмы сознания и установки поведения граждан, то есть, прежде всего, на "голову" людей, в отличие от грубой силы, действующей на их "тело". На ранних этапах государственного развития подобную роль инструмента идейно-политического и морального воздействия на массы выполняла религиозная проповедь. Сегодня же на первый план выдвигаются средства идейно-политического и социально-психологического манипулирования со стороны "масс-медиа". Средства телекоммуникаций и массовой информации (СМИ) в конце XX века стали приоритетными и эффективными инструментами манипулирования народными массами, играя в особенности заметную роль в структуре демократических режимов Запада (одним из методов манипулирования общественным сознанием в России являются, например, рейтинги политических лидеров и общественно-политических организаций).
Конечно,
не следует забывать о том, что
в структуре средств и методов
практически каждого
Что
же можно считать критериями эффективной
модернизации политико-управленческой
деятельности? Во-первых, углубление и
расширение обратной связи с электоратом
органов власти и аппарата управления,
и прежде всего предоставление гражданам
реальной возможности принимать участие
в обсуждении через средства массовой
информации законопроектов, разрабатываемых
верховной властью, а также вносить свои
замечания и предложения по этому поводу
в специальные отделы государственного
аппарата и местного самоуправления; во-вторых,
создание не только равных возможностей,
но и равных условий всем желающим для
получения образования, приобретения
профессии, обеспечивающих социальный
престиж и благосостояние на уровне среднего
класса; в-третьих, пропуск всего управленческого
аппарата через тренинг с наглядным показом
работы по-новому и формированием у каждого
внутренней психологической установки
на длительное и бескомпромиссное преодоление
стереотипов прежнего труда; в-четвертых,
формирование принципа ответственности
власти, который включает: а) комплекс
политико-юридических норм, требований,
установок, определяющих ответственность
субъектов власти за качество политики,
за принимаемые решения, действия и поведение;
б) государственные и общественно-гражданские
институты, обеспечивающие контроль и
способность добиться от власти выполнения
установленных для нее требований; в) систему
развития духовно-нравственных мотивов,
стимулов, побудителей к добросовестному
выполнению долга у субъектов власти;
г) способность общества предупреждать
и устранять безответственность, произвол
и беззаконие из действий и поведения
власти; д) сама ответственная деятельность
субъектов власти, обеспечивающая наибольшие
результаты на благо общества и граждан.
3.
Выработка политических
решений
Важное
место в политико-
В процессе решения отмечают три основных технологических этапа: обоснование, принятие, реализация. Особая роль в процессах решений отводится технологическому прогнозированию, прогнозам. Прогноз включает набор различных путей и вариантов развития. Он необходим, желателен, но не обязателен для решения и действия.