Международный механизм защиты прав и вобод граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание

Тема курсовой работы «Международные механизмы защиты прав и свобод граждан». Под термином «механизмы международной защиты прав и свобод человека» понимают систему международных (межгосударственных) органов и организаций, которые действуют с целью осуществления международных стандартов прав и свобод человека или их восстановления в случае нарушения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
Международно-правовая основа защиты прав и свобод граждан...…….6
1.1 Многообразие и характеристика основных международных документов в области защиты прав и свобод человека…………………….6
2. Международные органы по осуществлению международной защиты прав и свобод человека………………………………………………………16
2.1 Универсальные правозащитные органы и механизмы по международной защите прав и свобод человека……..16
2.2 Региональные правозащитные органы и механизмы по международной защите прав и свобод человека.....21
3. Заключение……………………………………………………………….......27
4. Список использованных источников……………………………………29

Работа состоит из  1 файл

курсовая Международный механизм защиты прав и свобод.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

В компеценцию Совета по правам человека входит: поощрение  уважения и защиты прав человека; подготовка рекомендаций государствам и органам системы ООН в отношении ситуаций, связанных с систематическим и массовым нарушениями прав человека; координация деятельности ООн в области защиты прав и свобод человека; обеспечение выполнения государствами международных обязательств в области прав человека и др.

Совет по правам человека устанавливает собственные правила  и процедуры и проводит не менее  трех регулярных сессий в год продолжительностью по 10 недель каждая.

В рамках Совета действуют  про Несомненно, резолюции, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств — членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определенных принципов и норм международного права, обязательных для всех государств — членов ООН процедуры, касающиеся соблюдения и защиты прав человека: процедура рассмотрения жалоб, специальные процедуры и универсальный периодический обзор.

Процедура рассмотрения жалоб подразумевает получение  сообщений о нарушении прав человека в любой части мира и при  любых обстоятельствах.

Механизм специальных процедур, предусматривает рассмотрение ситуаций с правами человека в какой-либо конкретной стране (мандат по конкретной стране или специфические вопросы в какой-либо области, например право на образование, торговля детьми, свобода слова)данные процедуры предполагают ведение различных видов деятельности: исследований, предоставление ответов на индивидуальные жалобы.

Что касается универсального периодического обзора, то его суть состоит в том, что Совет оценивает  на регулярной основе положение с соблюдением прав человека в государствах-членах (государства предоставляют национальный доклад о соблюдении прав человека) и дает рекомендации.

Важным органом ООН, занимающимся правами человека, является Управление Верховного комиссара ООН  по правам человека. Управление содействует обеспечению всеобщего осуществления всех прав человека, содействует развитию международного сотрудничества в вопросах прав человека, стимулирует и координирует действия в области прав человека в рамках всей системы ООН и т.д.

Другой функциональной комиссией ЭКОСОС является Комиссия ООН по положению женщин, которая  состоит из 45 членов. В ее функции  входит сбор информации, представление  рекомендаций органам ООН, содействие в вопросах осуществления принципа равенства мужчин и женщин.

2. Органы, созданные по международным соглашениям, заключенным под эгидой ООН, еще их называют конвенционными органами. В рамках ООН было разработано множество международных договоров о защите прав человека, развивающих положение Всеобщей декларации. Договоры являются юридически обязательными для государств, которые их подписали и ратифицировали. Это в первую очередь относится к утвержденным  Пактам о гражданских  и политических правах и о социальных и экономических правах. Кроме Пактов под эгидой ООН были разработаны: Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток. А также множество иных договоров. Во исполнение всех этих соглашений были созданы:

    • Комитет ООН по правам человека;
    • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам;
    • Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации;
    • Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин;
    • Комитет по расовой дискриминации;
    • Комитет против пыток;
    • Комитет по правам ребенка;
    • Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Комитет по правам человека ООН создан и действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, и вступил в силу 23 марта 1976 года. Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека».8 Одной из основных функций Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о реализации на их территории прав человека, причем участники предоставляют общую информацию как о состоянии прав и свобод человека, так и о реализации каждого конкретного права. Комитет изучает представленные доклады и делает определенные замечания, рекомендации. Участник должен рассмотреть их и может представить свои отзывы по сделанным замечаниям. Подобная процедура может быть осуществлена и по заявлению государства-участника о невыполнении своих обязательств другим государством.

Очевидно, что права  и свободы человека в первую очередь  должна защищать национальная судебная система, но иногда она не принимает  справедливого, с точки зрения гражданина, решения. В этом случае он может обратиться с жалобой в Комитет по правам человека. Если Комитет сочтет жалобу приемлемой (т. е. установит, что возможности решения дела в суде государства-нарушителя исчерпаны), об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течение 6 месяцев представить письменные объяснения по существу вопроса, а после этого автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства. За время своей деятельности Комитет рассмотрел сотни жалоб и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению. Именно разбор индивидуальных сообщений позволяет сделать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Исполняя решение Комитета, приведя свое законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создает условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

3. Специализированные учреждения ООН. В соответствии со ст 57 и 63 Устава ООН в связь с Организацией поставлены различные учреждения, созданные межправительственными соглашениями в области экономики, социальных отношений, культуры, образования, здравоохранения и др. Специализированные учреждения представляют собой постоянно действующие международные организации, работающие на основании собственных уставов и соглашений с ООН. В настоящее время существует 16 таких организаций. Однако далеко не все учреждения занимаются правами человека. Для тех же, которые осуществляют правозащитную деятельность, она  не является основой, а вытекает из общесоциальной направленности их деятельности и, соответственно, лишь дополняет ее. К таким учреждениям относятся в первую очередь Международная Организация Труда (МОТ) и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

В результате осуществления  функций в рамках специализированных учреждений сложился особый механизм контроля, состоящий в целом из двух процедур: процедуры докладов и процедуры жалоб.

 

2.2. Региональные правозащитные органы и механизмы по международной защите прав и свобод человека

 

Универсальное сотрудничество в области прав человека дополняются  региональным сотрудничеством, что зачастую придает большую эффективность защите прав человека, поскольку учитывается специфика проблем в данной области.

Важнейшим элементом  международного механизма защиты прав и свобод человека являются региональные международные организации. Региональной международную организацию называют, если ее участниками являются государства, расположенные в пределах определенного региона земного шара, например, Европы, Африки или Южной Америки.

На сегодняшний день в мире существует три дееспособные региональные системы защиты прав и  свобод человека: Межамериканская, Африканская  и Европейская.

Европейская система  защиты прав человека на сегодняшний  день является наиболее разветвленная и дееспособная.

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. Главным приоритетом в работе Совет Европы является защита прав человека и основных свобод в странах-членах Совета. Основными направлениями деятельности на этом направлении являются:

- Создание эффективной  системы контроля, защиты и уважения  личности, ее свобод, социальных, экономических  и культурных прав через действие  Европейской Конвенции по правам человека, Европейской Комиссии и Суда по правам человека, деятельность Комитета Парламентской Ассамблеи по мониторингу, поддержка системы институтов прав человека и неправительственных организаций, действующих в этой сфере.

 - Выявление и предотвращение новых угроз и нарушений прав человека и унижения человеческого достоинства посредством новых Конвенций и Резолюций, например, детской проституции; предупреждение правонарушений в сфере компьютерной информации; защите индивидуальных данных личности и т.д.

 - Привлечение внимания политиков, властных структур и общественности к значимости прав человека (информационные компании; реализация специальных программ; деятельность Европейского Центра молодежи; изучение прав человека в школах, вузах, среди юристов, служащих правоохранительных органов и т.д.).

- Функционирование в  Страсбурге (Франция) Библиотеки  прав человека и информационной  службы по правам человека.

- Развитие местной  демократии, средств массовой информации, образования, культурного наследия; поддержка неправительственных организаций, действующих в сфере прав человека, развитие образования в области прав человека на всех уровнях (школа, вуз и т.д.).

Структура Совета Европы:

    • Комитет Министров

Является руководящим  органом. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии один или два раза в год. Председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов; выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; контроль за выполнением Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.

    • Парламентская Ассамблея

Консультативный орган. Состоит из представителей парламентов  всех государств-членов. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, имеют в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство - 2 члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин. Ассамблея проводит четыре сессии в год (по одной неделе каждая) и принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами.

    • Европейский Суд по правам человека
    • Конгресс местных и региональных властей Европы

Консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в  Конгрессе состоит из равного  числа представителей регионов и  органов местного самоуправления.

  • Секретариат

Главным достижением  является принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г. в Риме Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод. Она вступила в силу 3 сентября 1953 г., число ее участников постоянно  растет, так как к ней присоединяются все новые государства – члены Совета Европы. Конвенция представляет собой институт контроля и защиты прав человека.

Вступившая в силу Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Европейский суд по правам человек действует на основании  Конвенции, протоколов, а также Правил (регламента) процедуры Суда 1998г. Суд компетентен рассматривать межгосударственные жалобы, жалобы от любого физического лица, группы лиц и неправительственных организаций о нарушении положений Конвенции и протоколов к ней исключительно государствами-участниками Конвенции и соответствующих протоколов, имевших место только после ратификации. Условиями приемлемости жалобы являются: 1) исчерпание внутренних средств защиты;2) подача жалобы в течении шести месяцев с даты принятия окончательного решения национальными властями;3) дальнейшее рассмотрение жалобы является неоправданным.

Любой человек, считающий, что по отношению к нему нарушаются права, гарантируемые Конвенцией, может подать жалобу в Европейский Суд по правам человека, если он исчерпал все возможности защиты своих прав в своей собственной стране.

Европейский суд по правам человека состоит из комитетов, палат  и Большой палаты. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из 3 судей, палаты из 7 судей и большие палаты из 17 судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из 3 судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьезные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

 Решения Суда обязательны  для государств-участников, и за  их осуществлением наблюдает  Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный механизм  является, по сути дела, наднациональной властью.

Информация о работе Международный механизм защиты прав и вобод граждан