Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:27, реферат
Национальные и этнические проблемы являются одними из наиболее острых и болезненных в современном мире. Это явление стало своеобразной реакций на тенденции нарастающей унификации духовной и материальной культуры в условиях глобализации.
В результате, в конце ХХ века человечество столкнулось с проблемой актуализации различий - не только национальных, но и культурных, гендерных, расовых, религиозных. Вместе с тем, тенденции глобализации отнюдь не означают кризиса национальной государственности, они не отменяют устойчивости местной неформальной экономики, этнического национализма и т. д.
Оживление национализма проявляется сильнее всего в сознании отставших в своем развитии народов: «врастание» в глобальную техногенную цивилизацию воспринимается ими как экономическая и культурная экспансия более развитых соседей, навязывание чуждого образа жизни.
Введение………………………………………………………………….........................3
1. Национализм и его значение ………………………………………………......…..4
2 Типология национализма.…………………….………………………………..........6
3. Многозначность понятия «национализм» в русском языке…………..…9
4. Русский национализм …………….....................................................9
5. Развитие национализма в РФ в настоящее время……………………….…14
Заключение………………………………………………………………….….................24
Список использованной литературы……………………………………….......….25
Например, сегодня социологические исследования на Северном Кавказе показывают, что местные жители вовсе не стремятся к выходу из России и, наоборот, обижены на несправедливое отношение со стороны центра. Они вполне позитивно относятся к традиционной роли русских как "старшего брата", рационально понимая, что им нужен внешний арбитр для разрешения собственных межэтнических споров. Им не нравятся рассуждения о "лицах кавказской национальности", не нравится, что российское телевидение изображает Северный Кавказ как территорию, где постоянно происходят взрывы, теракты, где нет и, получается, быть не может ничего хорошего.4
После прихода Владимира Путина, после начала решения чеченской проблемы значительно вырос авторитет российской власти, личный авторитет президента. И это не пресловутый административный ресурс, это - искреннее желание жителей Кавказа жить в составе сильной России. Появились и новые экономические интересы, привязывающие этнические периферии к России. Сегодня в России действует немало крупных бизнес-групп кавказского происхождения, по сути, они уже являются столичными, федеральными бизнес-группами. То же самое, кстати, типично для ряда российских бизнес-групп, происходящих из Татарстана и, в значительно меньшей степени, Башкирии. Этому бизнесу не нужны мелкие независимые государства, он занят освоением российских просторов, которые дают ему огромные возможности.
Вторая стадия развития национализма в России связана уже с всплеском русского национализма. Разбуженные перестройкой периферийные национализмы уступают место русскому национализму, притом зачастую направленному против населения собственно российских или еще недавно российских периферий.
Стимулом для трансформации национализма в России стали социально-экономические процессы, типичные уже для постсоветской России, для периода постперестройки. Их важнейшей первоосновой являются громадные социально-экономические различия между российскими территориями. Этнические периферии России и бывшего СССР одновременно оказались и экономически слабо развитыми регионами, в особенности на Кавказе и в Центральной Азии. Прежнее имперское пространство имело свои ярко выраженные и более развитые центры, которые после распада СССР стали привлекать все возрастающий поток мигрантов. Причем миграция получила свою ярко выраженную этническую составляющую.
В результате в современной России возникает ситуация, которая во многом напоминает ситуацию в Европе. Складывается впечатление, что мы вновь с запозданием повторяем то, что Европа уже проходила или уже начала проходить. Русский национализм начала XXI века отчасти начинает напоминать европейский национализм XIX века с его стремлением создать национальные государства на обломках прежних феодальных монархий и империй. Этот национализм - это одновременно и русский сепаратизм, известное, хотя и не столь популярное пока явление. Русский сепаратизм стремится окончательно "освободиться" от бремени многонациональной государственности, расстаться с инокультурными окраинами и построить, наконец, этнически чистое русское государство в логике европейского национализма XIX века (возникал ведь лозунг "на хрена нам Чечня"). Хотя вопрос о создании русского национального государства в сочетании с готовностью расстаться с частью территорий, прежде всего - территорий с мусульманским населением пока серьезно ставится только малочисленными радикалами. Основной тренд все-таки связан с сохранением или даже увеличением нынешней территории, но при этом с усилением "руководящей и направляющей" роли - уже не КПСС, а великого русского народа. В русской версии национализма все-таки традиционное имперское сознание смешивается с "обычным" этническим национализмом.
Еще более важным является сходство политико-экономических процессов, протекающих на европейской и российской территориях. Там более развитые страны привлекают огромный поток иммигрантов, принадлежащих в основном не к европейской культуре. В рамках российского пространства идет подобный процесс: более развитые регионы принимают все большее количество мигрантов, появляется слой гастарбайтеров. Появляется тема борьбы за рабочие места, за экономические ниши между "местными" и "пришлыми". Эта борьба усиливается на порядок в связи с иноэтническим происхождением приезжих, в основном - выходцев с Кавказа и из Центральной Азии.
В России велика вероятность того, что по развитию антииммигрантских настроений мы как раз легко сможем "догнать и перегнать" Европу. Там все-таки страны побогаче и, следовательно, больше размер социально-экономических ниш для иммигрантов. У нас эти ниши на самом деле невелики, и конфликт между "своими" и "чужими" начинает разгораться в ситуации, когда число "лиц кавказской национальности" в традиционно русских регионах отнюдь не измеряется миллионами (как это иногда кажется, или изображается падкими до сенсаций журналистами). Да и традиции толерантности в последние годы как-то стерлись. Не будем забывать, что конкуренция "славянских" и "этнических" преступных группировок в российских городах восходит к советским временам. Тогда ведь и начался выезд населения с южных окраин империи на заработки в центр и даже в Сибирь, развивалось отходничество, возникали в зародыше нынешние этнические общины в российских городах (с которыми, кстати, связано меньше проблем, чем с вновь прибывшими).
Российская перепись 2002 года продемонстрировала заметные сдвиги в расселении народов - выходцев с Кавказа и из Центральной Азии. Притом в переписи речь идет только о натурализовавшейся их части, что касается остальных, а их большинство, но точной статистики нет. Поэтому данные переписи просто показывают тенденцию.
Главные проблемные зоны очевидны и полностью совпадают с "западными образцами". Это прежде всего - мегаполисы, куда и едут на заработки жители бедных окраин. Перепись зафиксировала наличие в Москве более 120 тысяч армян, почти 100 тысяч азербайджанцев, более 50 тысяч грузин, почти 15 тысяч чеченцев. Что касается выходцев из Центральной Азии, то таджиков оказалось более 35 тысяч, узбеков - почти 25 тысяч. Именно в Москве сложились наиболее крупные в России грузинская, таджикская и узбекская общины. Повторимся, эти данные не включают граждан соответствующих государств, тех, кто находится в Москве на временных заработках и пр. Интересно и характерно появление именно в Москве наиболее крупных диаспор совсем уж нетипичных для России народов - более 15 тысяч вьетнамцев, почти 13 тысяч китайцев, почти 6 тысяч пуштунов. В целом присутствие меньшинств в столице России оказывается весьма и весьма заметным. Похожая ситуация складывается в Петербурге, хотя там цифры не столь велики. Из тех, кто прошел перепись, заметны прежде всего выходцы из Закавказья: почти 20 тысяч армян, более 16 тысяч азербайджанцев и около 10 тысяч грузин. Геттоизация меньшинств в российских городах тоже постепенно начинается, что, очевидно, связано с семейно-клановыми особенностями иммиграции, стремлением жить вместе и компактно. Во многих городах появляются "этнические" поселки.
Второй проблемной зоной является Юг, на который приходится значительная часть миграции из российских республик Северного Кавказа и из Закавказья. По данным переписи, доля армян в Краснодарском и Ставропольском краях уже превысила 5%. В Ставропольский край активно переселяются из Дагестана даргинцы (их численность в этом регионе превысила 40 тысяч). Растут чеченские общины, которые превышают 10 тысяч в том же Ставрополье, Ростовской, Астраханской, Волгоградской областях. Трения появляются не только между чеченцами и русскими. Известно, что серьезная напряженность в межнациональных отношениях проявляется время от времени в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, где также велико чеченское население.
Проблемы усиливаются и на Дальнем Востоке, где идет свой специфический процесс - китайская миграция. Этот процесс пока не фиксируется в переписях, поскольку китайцы сохраняют свое "родное" гражданство. Почти 40% собственно российских китайцев живут не на Дальнем Востоке, а в Москве. Хотя общины численностью почти 4 тысячи человек каждая имеются в Приморском и Хабаровском краях. В то же время число китайцев, работающих в России, занимающихся торговлей, весьма велико, прежде всего - на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, от Владивостока до Иркутска.
Потенциально конфликтное пространство на самом деле может быть и гораздо больше. Постепенно пусть небольшие, но все же общины кавказского или среднеазиатского происхождения появляются в русской глубинке, в регионах Центральной России. Плотность населения здесь невелика, сельское население вымирает и спивается, и для иммигрантов существуют неплохие ниши, которые они постепенно и заполняют. Известно немало случаев, когда в казалось бы самых обычных сельских районах выходцы с Кавказа занимают ключевые позиции в экономике, возглавляют аграрные предприятия и муниципальные администрации. Это становится естественным, но и вызывает недовольство части населения.5
Важно, что общественное мнение уже воспринимает происходящие миграционные процессы и рост полиэтничности мегаполисов и традиционно русских земель как политическую проблему. Одна из общераспространенных местных проблем, которую называют на фокус-группах буквально везде, это - "засилье кавказцев на рынках". Причем многие русские воспринимают это не как нормальное "разделение труда", а именно как проблему.
Итак, в России рождается свой спрос на партии, эксплуатирующие антикавказские, античеченские, антитаджикские и другие "анти-" настроения. На этот спрос ранее реагировала ЛДПР, которая не случайно пользовалась повышенной популярностью в "прифронтовых" зонах типа Ставропольского края или расположенной на границе с Китаем Читинской областью. Сейчас разыграть эту карту стремится "Родина", причем сделав это там, где спрос растет особенно быстро - в крупных городах. Аналогии с Францией в наделавшем шуму видеоролике тоже характерны: здесь-то наше проблемное поле начинает пересекаться с европейским, причем именно в столицах и других крупных городах. Кстати, как показали выборы 2003 года, "Родина" имеет более прочные позиции в больших городах, где как раз усиливается этническая поляризация. Все прекрасно сходится.
Нынешняя ситуация выглядит противоречивой. С одной стороны русский национализм остается преимущественно бытовым и не переходит на уровень конкретных политических требований. Радикальные группировки, те же скинхеды, малочисленны, их поддержка бесконечно далека от массовой. Отсюда и кажущееся внешнее спокойствие, которое, впрочем, не раз обманывало российских наблюдателей. С другой стороны, политическая тенденция вполне объективна и заложена на многие годы вперед, пусть даже это сравнительно латентный, а не воинствующий (пока?) русский национализм. Антикавказские настроения части русского населения весьма прочны, они будут только усиливаться на фоне миграционных процессов и тем более на фоне продолжающегося укрепления позиций "кавказского" бизнеса в России. Когда-то ведь и малочисленные евреи вызывали раздражение именно как успешные бизнесмены, причем напряженность усиливалась параллельно укреплению их командных позиций в бизнесе.
Ясно, что проблема ксенофобии найдет свое отражение в повседневной политической активности, поскольку речь идет о серьезном и усиливающемся расколе в обществе на "своих" и "чужих". А значит, будут партии, которые станут разыгрывать антииммиграционную, а по сути антикавказскую карту. Будут попытки властей подавить национализм, обвиняя его носителей в разжигании межнациональной розни. Будет и обратный эффект от этих попыток - радикализация национализма и привлечение к его носителям симпатий части населения.
Возможно, власти
задумаются о необходимости разработки
специальной программы, направленной
на управление миграционными процессами.
Такая программа, кстати, могла бы быть
эффективной, если понимать под ней не
систему запретов, а тщательный мониторинг
ситуации, превентивное разрешение назревающих
конфликтных ситуаций, аккуратное недопущение
потенциально конфликтной концентрации
меньшинств и формирования их гетто, психологическую
адаптацию мигрантов к новой среде, введение
норм политкорректности по аналогии с
западными. Конфликт между "местными"
и "пришлыми" постепенно превращается
в один из основных в России, и назревающие
проблемы требуют немедленных превентивных
мер.
Заключение
Возникновение этнических конфликтов и столкновений стали частым явлением для России. Национализм, как правило, возникает при низком уровне жизни, при сильной дифференциации общества, и, проникая в различные слои общества, способствует возникновению агрессивно настроенной молодежи и появлению политических партий националистической направленности.
В целом, в настоящее время непосредственная угроза для демократических свобод, исходящая от радикально настроенного националистического движения, представляется несущественной. В то же время, существует возможность постепенного сдвига режима в сторону более радикальных форм националистической идеологии в силу некоторых экономических и социальных причин.
Решение проблем, связанных с этническими конфликтами, столкновениями, основанными на национальной вражде, не безнадежно, и выход из этих проблем возможен при последовательной политике государства.
Необходимо подчеркнуть, что люди разных национальностей вполне могут уживаться друг с другом, если одна нация не ставит себя выше другой, или национальная принадлежность человека не выпячивается, как главная и основная характеристика, если язык и культура каждой нации могут свободно развиваться, если люди разных национальностей уважительно относятся к обычаям и традициям друг друга.