Неоклассическая теория государства Д.Норта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 03:53, реферат

Описание

Государство – это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа».
Различные подходы к анализу государства
-Контрактные теории o Неоклассическая теория государства Норта
-Эксплуататорские теории +Теория стационарного бандита МакГира-Олсона
-Институциональный анализ бюрократии

Содержание

Ведение
Сущность модели Д.Норта
Примеры применения модели
Вывод
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Государство.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)

                                                        

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное 

учреждение высшего  профессионального образования 

«Уральский Федеральный  университет имени первого

Президента России Б.Н.Ельцина»    

Факультет заочного обучения

Кафедра «Финансового менеджмента  и права»

 

                                                   

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА Д.НОРТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель:

 

   

В.Н.Осетров

Студент:

гр. 2 - ФМ

 

   

М.А.Бузмакова


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Невьянск 2013

 

Содержание:

 

  1. Ведение
  2. Сущность модели Д.Норта
  3. Примеры применения модели
  4. Вывод
  5. Список литературы

 

Введение.

 

Государство – это 

«особая  организация  политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего  класса или всего народа» (Общая теория права и государства: Учебник. Под ред. Лазарева В. В., М.1994, с.23).

«специализированная и  концентрированная сила поддержания порядка.  <…>  Государство существует там, где специализированные органы поддержания порядка, как, например,  полиция и  суд, отделились от остальных сфер общественной жизни. Они и есть государство» (Геллнер Э. 1991. Нации и национализм / Пер. с англ. —М.: Прогресс. С.28).

«основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической  и социальной структуры» (Толковый словарь русского языка Ожегова  и Шведовой)«независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений.» (Claessen H. J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology.  Vol. IV. New York. P.1255).

«машина для угнетения  одного класса другим, машина, чтобы  держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39, с.75).

 

Различные подходы к  анализу государства

-Контрактные теории o Неоклассическая теория государства Норта

-Эксплуататорские теории +Теория стационарного бандита МакГира-Олсона

-Институциональный анализ  бюрократии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность модели Д. Норта

 

 

Для Норта государство - простая статическая модель контракта между правителем и подданными, которой присущи следующие черты. 
Правитель относится к ситуации, как собственник. Он продает или поставляет за вознаграждение защиту и правосудие, включая защиту прав собственности и контрактных прав (их Норт выделяет отдельно).

 Вознаграждение - это налоги. В  силу экономии на масштабе  и специализации правителя членам  общества это выгоднее, чем если бы каждый из них сам защищал свои права собственности и контрактные права. 
Правитель приобретает верховную власть. Он может командовать, уверенный, что его будут беспрекословно слушаться. Он получает возможность требовать и получать обязательные взносы от своих подданных, размеры которых он устанавливает произвольно. Правитель будет вести себя, как дискриминирующий монополист, выделяя группы подданных по доходу и устанавливая сборы таким образом, чтобы максимизировать свой доход. Это некое объяснение прогрессивной налоговой шкалы, когда с богатых берут 30 %, потому что у них после этого все равно еще что-то останется, а с бедных - 10 %, потому что иначе они умрут с голоду, и в следующий раз от них не получишь и этих 10 %.

Ограничения для правителя со стороны подданных задаются двумя типами потенциальных издержек. Это exit costs - стоимость того, что подданный сумеет добраться до «канадской границы», пересечь ее и устроиться на новом месте (издержки выхода); и replacement costs - стоимость того, что подданные сумеет заменить правителя (издержки перемены правителя). Например, ты собираешь где-то партийную ячейку, поешь шепотом «Интернационал», грабишь банк, покупаешь оружие, а потом устраиваешь штурм Зимнего дворца, чтобы получить нового правителя, который тебе больше обещает. Норт считает, что у каждого правителя есть такие враждебные альтернативные правители внутри страны, т.е. место правителя всегда внутренне конкурентно.

В модели Норта первая (основная) услуга, которую правитель предоставляет  подданным, - это конституция, писаная или неписаная. Вспомним расширенную производственную функцию, в которой Я - конституция (внешний набор доступных комбинаций прав собственности), а услуга - разработка конституции, ее предоставление и приведение в действие. Понятие «предоставление конституции» предполагает, что правительство инвестирует средства в то, чтобы снизить трансакционные издержки по информации, сделать все эти правила доступными и ясными для граждан. Такие правила резко снижают для граждан неопределенность существования. Не имея их, гражданин при столкновении с контрагентом, не знал бы, каким набором правил тот будет руководствоваться (может, контрагент захочет его убить, а не обменяться с ним яблоками на штаны)?! А когда конституция предоставлена, гражданин твердо знает, подданным какой страны он является. Гражданин твердо знает, что хозяин пивной, куда он зайдет выпить пива, его не зарежет (он не имеет права делать колбасу из клиентов своей пивной), а в худшем случае нальет ему кислого пива. С этой точки зрения, гласное объявление государством ряда комбинаций и стратегий запрещенными - большое достижение цивилизации. 
Но эти же ограничения специфицирует права собственности граждан таким образом, чтобы максимизировать доход правителя. Например, при феодализме выделялось право на землю - основной ресурс, которым данное общество располагало, и земля, естественно, присваивалась верховным правителем, который уже сам раздавал ее другим, как своим агентам. На этом было основано эффективное использование ресурсов данной общественной организацией. Т.е. это некое взимание ренты с производства, использующего природные ресурсы, когда ограниченным ресурсом была плодородная земля. При рабовладельческом строе выделялось право на личность - на человека, который работал, в то время как другие бряцали оружием или сибаритствовали. В «гидравлических цивилизациях» выделялось право на воду. И т.д.

Вторая услуга в модели Норта - это  набор общественных и полуобщественных товаров, которые правитель предлагает подданным (он вынужден содержать армию для охраны подданных, строить библиотеки, и т.д.). Получая монопольную ренту, правитель сталкивается с проблемой ее диссипации (рассеивания). Классический механизм рассеивания ренты - это бюрократический механизм. Отношения «принципал-агент» в любом случае ведут к тому, что рента принципала (если она у него есть) в результате издержек агентства рассеивается. Таким образом, в одном случае ренту присваивают сатрапы, в другом - надсмотрщики над сатрапами. Соответственно, здесь возникает проблема эффективности бюрократии. 
Кроме того, распределение ренты может идти не только в пользу агентов, но и частично в пользу граждан (подданных) в случае, если альтернативные издержки подданных по выходу и/или по замещению данного правителя будут низкими. Если же альтернативные издержки подданных высокие - до границы добираться далеко и трудно, трудно и заменить правителя (оружия купить нельзя, собираться более, чем по трое, нельзя - ну, как тут организуешь народное восстание или Октябрьский переворот?!), - то в этих условиях даже частично рента не будет распределяться в пользу граждан. 
Однако и при свободных границах, когда альтернативные издержки выхода (exit costs) граждан низкие, существуют издержки, мешающие им уехать в более благополучную страну. Это т.н. sunk costs (утопшие издержки), которые люди несли в своей жизни, и которые они уже не смогут вернуть. Это издержки, связанные с образованием в самом широком смысле, т. е. знание обычаев (принадлежность к мягким институтам), язык, культура, семейные, дружеские и деловые связи. Неформальные институты имеют свою цену. Но как только ты переезжаешь из России в США или Израиль, все это пропадает. Ты не можешь устроиться на квалифицированную работу, потому что там нужно уметь не только хорошо считать, но и свободно владеть разговорным языком; нужно иметь знакомых, а у тебя их нет. В результате, ты резко выпадаешь из привычной для тебя страты (твой социальный статус, доход много ниже). Ты испытываешь дискомфорт - ведь тебе не с кем поговорить, так как окружающим, которые зачастую доброжелательно настроены в отношении тебя, ты все же по большому счету не интересен. В связи с этим у многих эмигрантов возникают огромные проблемы. И, тем не менее, люди уезжают.

 Рассмотрим несколько  примеров. 
Из СССР в 1970-80-ых гг. уезжали евреи. Их exit costs были низкими, так как они целыми семьями выезжали массово в Израиль или США, где были большие еврейские общины. Т.е. они попадали в аналогичное сообщество, где могли и пристроиться, и разговаривать на своем языке (на русском или на идиш, а не на иврите). Кроме того, действовала система поддержки, организованная государством Израиль: иммигрантам выплачивались подъемные, их устраивали на работу, и т.д. 
В эти же годы из СССР эмигрировали интеллектуалы любой национальности, exit costs которых тоже были низкими. Дело в том, что эти люди имели очень высокую идиосинкратическую ценность (они были высококлассными специалистами, в ряде случаев с мировым именем), и, естественно, у них не было проблем с трудоустройством. Труд их - тех же танцовщиков Р.Нуреева или М.Барышникова - оценивался на порядок выше на Западе, чем в СССР. Т.е. издержки оппортунизма у них оказывались низкими, и они уезжали.

 
Exit costs косовских албанцев по сравнению  с издержками существования внутри Югославии сегодня тоже крайне низки - они просто вынуждены спасать свою жизнь бегством.

Сказанное касается и replacement costs. 
В любом случае существует некая закономерность: правительство может вести себя оппортунистически по отношению к своим гражданам, делать с ними все, что пожелает, если их альтернативные издержки высоки; а при низких альтернативных издержках граждан правительство вынуждено делиться с ними частью своей ренты.

По Норту, у простой статической модели есть два ограничения. Во-первых, это уровень политической конкуренции, внутренней и внешней. Во-вторых, это собственные трансакционные издержки правителя, куда входят:

агентские издержки, т. е. издержки мониторинга и контроля за бюрократами с тем, чтобы они  не растаскивали достояние правителя и правильно реализовывали его волю;

издержки по информации, предполагающие сбор информации о подданных, чтобы определить оптимальный уровень  сбора налогов, т.е. максимизировать  монопольную ренту, правителю необходимо знать, с кого и что можно взять, а для этого ему приходится тратиться на различные службы, начиная с Госкомстата и Социологической службы и кончая различными разведками и контрразведками.

Принимая в расчет эти ограничения, правитель обычно не максимизирует свой доход, а соглашается  на такую совокупность прав собственности и контрактных прав, которая благоприятна для групп риска - групп, имеющих низкие replacement costs и exit costs. Обратимся к историческому примеру. При феодализме абсолютному правителю, казалось бы, имело смысл прежде всего облагать налогами самые богатые сословия - церковь и феодалов. Однако он боится и не берет деньги с верхних децилей, с которых есть, что взять, у которых половину возьми, они и не заметят, а пытается собрать скудные гроши - десятину - с крестьян, которые на 10 порядков беднее. Он понимает, что крестьяне, только доведенные до предела, соберутся, возьмут вилы и выступят против него; а стоит ему у придворного любимого жеребца отнять, он уже назавтра без головы останется, так как придворный - кузен его охранника.

 

 

 

 

 

 

 

Примеры применения модели

 

Модель Норта на основе анализа альтернативных издержек позволяет  объяснить,  почему существовали  «неэффективные»  распределения  налогов,  например,  освобождение от налогов различных сословий,  или даже передача им части ренты (аристократии,  церкви),  когда риск оппортунистического поведения,  создание коалиций и свержения правителя был большим. Кроме того, налоги платили в основном крестьяне, разобщенность и неграмотность которых снижает риск противодействия власти Правителя (их издержки «переговоров» запредельно велики).  Поскольку аристократия склонна к созданию коалиций и оппортунистическому поведению,  правитель мотивирует наиболее активных к  «лояльности»  путем раздачи провинций (дележа ренты), полного или частичного освобождения от налогов. Лояльность проверяется отражением внешних угроз.  Отсутствие лояльности карается конфискацией.  Лояльность церковных иерархов подкреплялась  «церковной десятиной».  Церковная десятина в Европе упоминается в 14  проповедях Цезария Арльского.  Этот вопрос представлен в 33-й проповеди,  но ее датировка по годам епископата Цезария (503–542  гг.)  не уточнена.  Если текст написан до 536  г., когда Арль перешел под власть королей франков, это означало бы, что за притязаниями иерарха католической церкви не стоит авторитет государей,  исповедовавших тогда арианство.

О непосредственной поддержке  церковной десятины со стороны королевской  власти доподлинно известно лишь начиная  с VIII в. (Дубровский 1997, 31–46). Великая  Французская революция (1789–1793) подорвала позицию церкви: ее имущество было национализировано, была отменена церковная десятина, упразднены некоторые монашеские ордена. Декрет «О гражданском устройстве духовенства» ввел выборность священников и присягу на верность новой власти, упразднил церковные титулы и отменил папские прерогативыи доходы. При поддержке Пия VI церковь примкнула к контрреволюции, добиваясь восстановления монархии (Домнич 1960).

Церковная десятина в  России составляла десятую часть  урожая или иных доходов, взимавшихся с населения на содержание церкви, ее впервые ввел князь Владимир Креститель (980–1015 гг.). А. Карташов пишет, что «основной статьей архиерейского обеспечения сразу же явилась государственная привилегия на десятину от княжеских доходов. Летопись прямо говорито даровании при св. Владимире десятины только Киевскому Богородичному храму. Практика до-монгольского периода и прямые свидетельства всех подлинных и интерполированных документов того времени делают несомненным, что тем же св. Владимиром установлена десятина и для всех епископий». Если на западе десятина бралась со всего населения, то на момент введения церковной десятины на Руси «народ был еще не крещен. И потому по необходимости десятина явилась только правительственной, так сказать, «казенной»».

 

Вывод.

 

Норт на очень простой модели убедительно показывает, почему столь долго в истории существовало абсолютно неэффективное, даже с точки зрения эгоистических интересов правителя, распределение налогового бремени и прав собственности. Хотя правители знали об этом всегда, на секуляризацию они решились исторически недавно и провели ее, поделившись в значительной мере доходами с другим сословием - буржуазией. Правители постоянно были вынуждены балансировать между группами риска и собирать налоги не с них, а с тех, кто более беден и менее влиятелен, у кого гораздо выше издержки на то, чтобы объединиться и свергнуть правителя. Это пример «институциональной ловушки» - устойчивого неравновесного состояния, устойчивого неэффективного распределения ресурсов, на преодоление которого нам нужно на порядок больше ресурсов, чем мы приобретем в результате слома данной ситуации. История человечества полна такого рода институциональными ловушками, что свидетельствует о том, что инструмент микроэкономического анализа явно недостаточен для объяснения исторического процесса.

 

Список литературы

 
1. История экономических учений//под.ред.  Адвадзе В.С., Квасова А.С. –  М.:Юнити, 2004. 
2. История экономических учений // под.ред. Рындина М.Н., Василевского Е.Г., Голосова В.В. – М.: Высшая школа, 1983. 
3. Новикова З.Т., Смирнов В.Г., Чуб А.А. История экономических учений – М.: Академический Проект, 2007. 
4. Синельник Л.В. История экономических учений – М.: Кнорус,2010. 
5. Худокормов А.Г. История экономических учений: современный этап – М.: ИНФРА-М, 1998. 
 

Информация о работе Неоклассическая теория государства Д.Норта