Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 21:51, курсовая работа
Философия права решает не только теоретические, но и практические задачи. Устранение практической задачи нарушило бы соответствие между философией права и юридическими науками, высшим синтезом которых она должна служить, потому что каждая юридическая наука не только изучает установленные нормы права, но и указывает на их желательные изменения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
I Раздел: Плюрализм праворозуминня в современном правоведении.
1.1 Понятие и разные значения права ………… …………………..
1.2 Концепции понимания права ……………………………………..
1.3 Соотношение объективного права с субъективным правом……..
II Раздел: Признаки и свойства объективного юридического пра-ва…………………………………………………………………..
1.1 Признаки объективного юридического права……………..
III Раздел: Функции объективного юридического права………..
1.1 Социальное назначение права…………………………………
1.2 Общесоциальные функции права………………………………
1.3 Специально – юридические функции права………………………
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………..
СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ КРЫМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ УКРАИНЫ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине:
Теория государства и права
на тему:
Объективное юридическое право:
понятие, свойства, функции.
Студентка 1 курса, 13 группы
заочной формы обучения,
Обеднина Д.А.
Научный руководитель:
Штурцев Ю.Ю.
Симферополь 2012г.
План
Введение…………………………………………………………
I Раздел: Плюрализм праворозуминня в современном правоведении.
1.1 Понятие и разные значения права ………… …………………..
1.2 Концепции понимания права ……………………………………..
1.3 Соотношение объективного права с субъективным правом……..
II Раздел: Признаки и свойства объективного юридического права…………………………………………………………………
1.1 Признаки объективного юридического права……………..
III Раздел: Функции объективного юридического права………..
1.1 Социальное назначение права…………………………………
1.2 Общесоциальные функции права………………………………
1.3 Специально – юридические функции права………………………
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
У древних мыслителей познание окружающего мира осуществлялось в рамках единой универсальной науки – философии, которая с логикой, медицины исследовала проблемы государственной и правовой жизни общества в контексте присущего ему научного мироощущения.
В системе философских знаний со временем обосабливается философия права, предметом которой становится исследование государственно-правовой стороны жизни общества. Развивая идею философии права и концепцию естественного права, Н. М. Коркунов писал:
«Выяснение идеи права, определение его источников и тому подобные общие вопросы рассматривались в так называемой в практической или этической философии. Но отдельной философии права не было ни в древности, вообще не знавшей дробного разветвления человеческого знания, ни средние века, когда и этика всецело поглощалась богословием»[1]. Не ранее 17 века образуется особая философская наука о праве.
Но философию права, как отмечает русский правовед Г.Ф. Шершеневич, оказало влияние одно важное обстоятельство – это историческое разобщение между философией права и юридическими науками.[2]
Общая философия, математика, информатика, кибернетика, естествознание и другие науки, без которых немыслима современная практическая юриспруденция, живут собственной жизнью, а юриспруденции осмыслить собственные аспекты этих наук самостоятельно чрезвычайно сложно. Для общей пользы необходима интеграция взаимосвязанных с юриспруденцией знаний их активное привлечение к теории и практике государственно – правового строительства жизни общества. Это положение в равной мере относится и к другим основополагающим общественным наукам: экономической теории, теории нравственности, логике, эстетики. Это предмет особого научного разговора, требующий объективного анализа всех аспектов юриспруденции в различных отраслях научных знаний. Сближение общих и специальных знаний позволяет обеспечить в практическом смысле гармонию общественной жизни, построить справедливый порядок отношений между людьми, который будет освещен и надежно охраняем государством и правом. Философия права является методологической базой юриспруденции. Общая философия и философия права относятся как целое и часть. Как составная часть философии, философия права не отличается от целого ни по своим функциям, ни по своим методам. По отношению к юридическим наукам философия права решает те же общенаучные проблемы, что и философия в отношении всех отраслей человеческого знания.
Общетеоретическая задача философии права, как считают многие ученые и практики, состоит в исследовании глобальных государственно – правовых категорий, которые лежат в основе всех юридических наук при этом считается, что основной и высшей категорией юриспруденции является «право», которое составляет явление «общественной», а затем «государственной» жизни общества. Поэтому его научное понятие может выяснится только на фоне «государства», которое в свою очередь предполагает понятие об «обществе».
В юридической мысли преобладает тезис о том, что философия права занимается выработкой общего мировоззрения на основании выводов отдельных наук. Но при современном развитии человеческого знания философии не в состоянии исследовать закономерности каждой специальной науки, в том числе многочисленных юридических наук, охватывающих практически все человеческие общежития в его государственно – правовой сфере. Функции философии права, поэтому возлагаются на теорию права, которая концентрирует свое внимание на исследовании основных общих закономерностях данной сферы общественной жизни, не порывая своих естественных связей с «прародительницей». Современная отечественная наука философии права консолидируется в целом с научными воззрениями наших предшественников. Д.А. Керимов считает, что «философия права призвана детально разрабатывать методологию исследования всех правовых явлений и процессов;… она обладает в несравненно большой мере, чем любая отрасль юридического знания, методологической значимостью, выполняет методологические функции в системе юридических наук. Философия права – есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанною его самою, общей философией и комплексом юридических наук… Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, но в результате изучения конкретных проявлений права… Философия права – продукт общей философии и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, что бы вооружать все отраслевые юридические науки методологическим инструментарием».[3] Общая теория права Г.Ф. Шершеневича в своей концептуальности, завершенности является фундаментальным исследованием. Его научные положения составляют основу нынешней юриспруденции.
Общую теорию права Шершеневич рассматривает в единстве с философией права. Он утверждает, что научная философия должна строить свои понятия только на положительном праве. Она не может подставлять под реальные понятия свои идеальные представления, выдавать за право то, что, по ее мнению, должно быть правом.
Философия права решает не только теоретические, но и практические задачи. Устранение практической задачи нарушило бы соответствие между философией права и юридическими науками, высшим синтезом которых она должна служить, потому что каждая юридическая наука не только изучает установленные нормы права, но и указывает на их желательные изменения.
I Раздел: Плюрализм праворозуминня в современном правоведении. Понятие и элементы объективного юридического права.
1.1 Понятие и разные значения права.
Право – сложный социальный феномен. Поиск правопонимания ведётся многие века, так как в нём отражаются представления людей о таких общечеловеческих ценностях, как правда, справедливость.
В отечественной юридической науке долгое время, начиная с 1917 года и заканчивая 90-ми годами XX века, преобладало номативистско-позитивистское определение права, сформулированное А.Я.Вышинским на Первом совещании научных работников права в 1938году: право – это совокупность норм, выражающих волю господствующего класса и обеспечиваемых государственным принуждением. На базе этого подхода отечественными правоведами был выработан узконормативный подход к понятию права.
В 1975году была опубликована статья Е.А. Лукашевой «Общая теория права и многоаспектный анализ правовых явлений», в которой был обоснован многоаспектный анализ правовых явлений. Сформировалось так называемое широкое понимание права (Д.А. Керимов, Мальцев, Л.С. Мамут, В.А. Туманов).
В XXI веке термин «право» употребляют в разных значениях (право первенства в очереди; право на благодарность за бескорыстную помощь; право соучредителя коммерческой корпорации требовать осуществления его корпоративных прав; право требовать возврата своего имущества из незаконного владения и др.). Во всех случаях термин «право» ведет свое начало от корня «прав», что означает правда, справедливость. Но не во всех приведенных примерах термин «право» имеет юридическое значение. Право первенства в очереди это норма, вошедшая в привычку, норма – обычай, а не право в юридическом значении слова. Право на благодарность за помощь – это моральная норма. Право соучредителя коммерческой корпорации требовать осуществления его корпоративных прав – это «право», основанное на законе, который четко определяет, что такое корпоративные права. Таким же, т.е. основанным на законе, иных официальных источниках, является субъективное право требовать возврата своего имущества из незаконного владения. Только в двух последних случаях употребление термина «право» имеет юридический смысл.
1.2 Концепции понимания права.
Не менее важным в теории права являются концепции понимания права или по-другому их ещё называют школы права. Рассмотревши концепции понимания права, более подробно сможем проследить развитие права:
— Теологическая (идеология иудаизма, христианства, буддизма и ислама): право создано Богом. Например, христианские воззрения на право выражены в посланиях Папы к верующим христианам, в которых право рассматривается как естественное и божественное.
— Естественно-правовая (Гоббс, Локк, Гроций «О праве войны и мира» (1625г.), В.Н. Чичерин): дуализм (двойственность) права, т. е. наряду с позитивным правом, созданным государством, существует естественное право, которое служит критерием оценки позитивного права; всё, что в позитивном праве противоречит естественному праву, не должно считаться правом. Под естественным правом понимаются представления о справедливости, общем благе.
— Позитивистская (19 век, О. Конт): право – система норма, установленных государством; отрицание естественных прав; позитивное право происходит от власти; право – приказ власти, поддержанный санкцией принуждения. Сущность права непознаваема, так как право – факт реальности, позитивный факт. Оно не зависит от экономических отношений. Основная задача состоит в описании права, в его формально-логическом исследовании в качестве догмы.
— Нормативистская (20 век, Г. Кельзен «Чистая теория права», Г.Ф. Шершеневич). Эта школа – разновидность позитивистской школы. Право не зависит от действительности, сила права – в нём самом. Кельзен в указанной работе строит пирамиду норм: высшая норма – низшая норма – основная (индивидуальная) норма (решение судов, договоры). Суд – правотворческий орган, государство есть правопорядок (отражение права); юриспруденция – формальная наука о позитивном праве. Кельзен отрицал экономическую обусловленность права и оценку права с позиций морали.
— Психологическая (Л.И. Петражицкий, А. Росс): различает живое (интуитивное) право, т.е. переживание человеком своих прав и обязанностей: один переживает право, другой – обязанности и в результате возникает правоотношение между людьми. Норма права – результат такого переживания. Школа не отрицает существование позитивного права, при этом переживания делятся на два вида:
Переживание позитивного права, т.е. представление об источнике нормы;
Переживание интуитивного права, не связанного с позитивным правом. Интуитивное право является абсолютным, позитивное – относительным, позитивное право меняется параллельно изменению психических переживаний.
– Материалистическая (марксистская) (Маркс, Энгельс, Ленин): в праве выражена государственная воля, и её содержание предопределяется материальными условиями жизни общества (разновидность позитивистской школы).
– Социологическая (Е. Эрлих «Социология права», С.А. Муромцев, М.М. Ковалевский, И.М. Коркунов, Б.А. Кистяковский). Данная школа именуется функционализом, получила распространение в США. В её основе – изучение «живого» права, создаваемое «союзами»: каждая организация, фабрика, банк, профсоюз, объединение предпринимателей создают своё право. Государственные предписания – это только часть права. Суды должны находить нормы живого права и на их основе выносить решения (теория судейского усмотрения или практики судов). Правомерно то, что полезно, право – это полезная практика.
Таким образом, право выступает нормативно закреплённая справедливость, состоящая в реализации общественного компромисса.
1.3 Соотношение объективного юридического права с субъективным юридическим правом.
Право в объективном смысле – это система норм (привил поведения), непосредственно исходящих от государства или признаваемых государством в качестве регуляторов общественных отношений при решении соответствующих юридических дел. Иными словами, право в объективном смысле – это массив регулирующих общественные отношения норм, представляющих собой объективированный результат волеизъявления правотворческих органов, а также совокупность правил поведения, применение которых (например, некоторых обычаев) при регулировании общественных отношении санкционируется государством.
Термины "позитивное право" и "объективное право"– синонимы, означающие систему норм, исходящих от государства.
Как объективная реальность, позитивное право существует в законах и иных признаваемых государством источниках (формах) права. Эти нормы существуют объективно, т. е. независимо от какого–либо конкретного лица – субъекта права, а также независимо от того, знает или не знает о них это лицо. Именно поэтому данная система норм называется "объективным правом".
Развернутое определение позитивного (объективного) права может иметь следующую формулировку:
"Право – это всеобщий нормативный регулятор общественных отношений, система формально–определенных, общеобязательных норм, которые установлены или санкционированы государством, выражают его волю, являются официальным критерием правомерного или противоправного поведения".
Данное определение права (объективного) отмечает его связь с государством, обращает внимание (но не акцентирует его) на государстве как основном субъекте правотворчества, но государство – не единственный субъект правотворчества, субъектом установления норм права, например, в Украине являются и трудовые коллективы («коллективный договор» – один из источников права Украины, является разновидностью т.н. нормативно–правовых договоров). Поэтому нередко в определениях права (объективного) прямо не говорят о его связи с государством, просто указывают, что это система норм, закрепленных в законах и иных формах (источниках) права.
Информация о работе Объективное юридическое право: понятие, свойства, функции