Образование государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 06:09, реферат

Описание

Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».

Работа состоит из  1 файл

история.docx

— 22.29 Кб (Скачать документ)

1.Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».

1.Летописная традиция  четко фиксирует дату рождения  Древнерусского государства –  862 г. Именно поэтому в Новгороде  Великом в 1862 г. был воздвигнут  памятник 1000-летию России. Начальный  период российской истории –  Древнерусское государство –  охватывает время с IX по XII в. 

Образование государства  у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди  общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу  рядовых общинников, нуждается для  поддержания своего господства в  государственных структурах. Зародышевую  форму государственности представляли собой восточнославянские союзы  племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких  объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Есть сведения о некоем русском князе  Бравлине который воевал в хазарско- византийском Крыму в VIIIIX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о  существовании накануне образования  Древнерусского государства трех крупных  объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Социально политическое развитие древнерусского государства . Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения  славян — точно не установлено.

 Согласно "Повести  временных лет", русская княжеская  династия берет свое начало  в Новгороде. В 859 г. Северные  славянские племена, платившие  тогда дань варягам, или норманнам  (по мнению большинства историков,  выходцам из Скандинавии), изгнали  их за море. Однако вскоре после  этих событий в Новгороде началась  междоусобная борьба. Чтобы прекратить  столкновения, новгородцы решили  пригласить варяжских князей  как силу, стоящую над противоборствующими  группировками. В 862 г. князь  Рюрик и его два брата были  призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской  династии.

Легенда о призвании  варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок  для образования государства  у восточных славян. Научная несостоятельность  норманской теории очевидна, так как  определяющим в процессе образования  государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей. Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов  свидетельствует лишь о норманском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении  власти была довольно типична для  Средневековья. Датой образования  Древнерусского государства условно  считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы  называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

1.Первоначально князь  был племенным вождём, возглавлявшим  органы военной демократии. Древнейшее  качество князя как старейшины  рода отложилось в русской  свадебной лексике, где новобрачные  (условные основатели рода) именуются  «князем» и «княгиней»[1]. Затем  князь постепенно превратился  в главу раннефеодального государства.

Функции князя:

Военная — организация  нападения и защиты племени. В  древнерусском обществе высоко ценилась военная храбрость князя.

Судебная — князь  лично председательствовал на гласном  суде, а также взимал судебные штрафы (виры)

Религиозная — в  языческое время князья являлись инициаторами и организаторами жертвоприношений.[2], что связано с развитием у  слова «князь» значения «священник»  в чешском и польском (ср. ксёндз).

Княжеская власть, сначала  чаще всего выборная, постепенно становится наследственной (Рюриковичи на Руси, Гедиминовичи и Ягеллоны в Великом княжестве  Литовском, Пясты в Польше, Пржемысловичи (?) в Чехии и т. д.).

1.Дружи́на  — княжеское войско. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.

Сверх военной службы члены младшей дружины исполняют  различные поручения князя, сопровождают его в качестве свиты и телохранителей. В советах князей младшая дружина  не участвует, за исключением военных  советов, на которые допускались  даже инородцы, участвовавшие в походе в качестве союзников. В летописи есть упоминания о том, что у некоторых  старейших дружинников были свои собственные дружины. Князь содержит дружину на те доходы, которые он получает с волости; кроме того, дружина  получает часть военной добычи.

2.

Экономический механизм государства был представлен  главным образом натуральными и  полунатуральными хозяйствами при  слаборазвитом внутреннем рынке  и с наличием периодических вывозов  определённых товаров за пределы  государства. Экономические функции  государства состояли прежде всего  из сбора дани в пользу князей всех уровней. «Полюдье» (дань, которую собирал  сам князь при содействии дружины) и «повозье» (дань, доставляемая вассалом на княжеский двор), были главными источниками  средств для содержания княжеского двора, наёмной военной дружины  князя и на ведение войн.

Высшая власть в  государстве формально принадлежала Великому князю, имевшему свою резиденцию в Киеве. В вассальной зависимости  от Великого князя находились периферийные (удельные) княжества и земли, которые  далеко не всегда и не во всём признавали авторитет и решения Великого князя. Экономическая связь удельных территорий между собой и с  Киевом не отличалась прочностью и во многом зависела от личности, занимавшей великокняжеский престол.

Существование первого  древнерусского государства — политического, экономического и этнографического союза, образовавшего раннефеодальное  государство с такими атрибутами власти, как Великий князь, вече, военная дружина, относится к 9-12 векам.

Большинство населения  состояло из свободных крестьян-«смердов», находившихся под защитой или  покровительством военной дружины  своего князя, за что они выплачивали  ему дань.

3. Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю — экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества — феодалы и феодально зависимые крестьяне.

Наиболее крупными феодалами были князья. Источники  указывают на наличие княжеских  сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на феодала под надзором его приказчиков, старост, в том  числе и специально наблюдавших  за полевыми работами. Крупными феодалами  были и бояре — феодальная аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн.

С введением христианства коллективным феодалом становятся церковь, монастыри. Не сразу, но постепенно церковь  приобретает землю, князья жалуют ей десятину — десятую часть доходов  с населения и иные, в том  числе судебные, доходы.

Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и боярские. Они формировались  из вольных людей, но иногда даже и  из холопов. Выслуживаясь перед господином, такие слуги получали порой земли  с крестьянами и становились  сами эксплуататорами. Ст. 91 Русской  Правды приравнивает дружинников по порядку наследования к боярам и  противопоставляет тех и других смердам.

Главным правом и  привилегией феодалов было право  на землю и эксплуатацию крестьян. Государство защищало и иную собственность  эксплуататоров. Усиленной защите подлежали  также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась  высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего. Высоко оберегалась и честь феодала: оскорбление действием, а в некоторых  случаях и словом влекло за собой  также серьезные наказания.

Основную массу  трудящегося населения составляли смерды. Некоторые исследователи  полагали, что смердами именовались  все сельские жители (Б. Д. Греков). Другие (С. В. Юшков) считают, что смерды —  это часть крестьянства, уже закабаленная феодалами. Последняя точка зрения представляется более предпочтительной.

Смерды жили общинами-вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве  имели уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.

В Древнерусском  государстве появляется фигура типичного  феодально зависимого крестьянина  — закупа. Закуп имеет свое собственное  хозяйство, но нужда заставляет его  идти в кабалу к господину. Он берет  у феодала купу — денежную сумму  или натуральную помощь и в  силу этого обязан работать на хозяина. Труд закупа не идет в счет уплаты долга, он выступает как бы в качестве только уплаты процентов по долгу. Поэтому отработать купу закуп не может и практически остается пожизненно у господина. К тому же закуп отвечает за ущерб, причиненный по халатности господину. В случае бегства от господина закуп автоматически превращается в холопа. К холопству ведет и кража, совершенная закупом. Господин имеет по отношению к закупу право вотчинной юстиции. Русская Правда отмечает, что феодал вправе бить нерадивого закупа (ст. 62 Троицкого списка). Закуп в отличие от холопа имеет некоторые человеческие права. Его нельзя бить «не за дело», он может жаловаться на господина судьям, его нельзя продать в холопы (при такой обиде он автоматически освобождается от своих обязательств по отношению к господину), у него нельзя безнаказанно отнять имущество.

В многоукладном  древнерусском обществе существовала и «невольная челядь». Русская Правда называет несвободного мужчину холопом  или челядином, а несвободную  женщину — робой, объединяя тех  и других общим понятием «челядь».

Внутренняя политика.

-                        Владимир усмирил желание варягов  брать дань с Киева, т. к.  они помогли захватить его.

-                        Языческая реформа 980-981 гг. (Л.  М. Пятецкий). Владимир систематизировал  языческих богов, выделив шесть.  Главный – Перун, затем Хорс, Даждьбог, Стрибог, Смаргла и Мокоша. Правда современные историки  считают, что укрепить язычество  в данном виде не очень-то  удалось, ремесленники, например, все  равно больше чтили Сварога,  купцы – Велеса и т. д.  Перуну, как главному богу, в большей  части поклонялась дружина.

-                        Посадил своего дядю, Добрыню,  в Новгороде.

Внешняя политика.

-                        981 г. – походы на Ляхов (поляков,  Пермышль, Червень (юго-западная  Русь)).

-                        982 г. - Повторный поход на Вятичей  (в районе р. Сож), была возложена  большая дань.

-                        983 г. – захват земель ятвягов  (граничили с Полоцким княжеством  – областью между средним течением  р. Неман и верховьем р. Нарев,  т. н. Судовией)

-                        984 г. – покорение Радимичей,  после битвы на реке Пишане. Они потеряли полностью политическую  самостоятельность.

-                        985 г. – победоносный поход  на Болгарию, после чего был  завершен мир.

-                        Меры по укреплению границ  государства: Четыре оборонительных  рубежа на юге, крепости стояли  на расстоянии от 15 до 20 км. Состояли  из крепостей, из валов, сигнальных  вышек. Владимир за час мог  узнать о приближении печенегов.

Отвергнутые религии//причины:

Ислам – запрещено  пить вено;

Иудаизм – нет  родины;

Католицизм –  Не был принят даже при Ольге, т. к. глава церкви имел плохую характеристику: обвинялся во многих грехах.

         -      Причины принятия  христианства:

1.     Язычество  приводило к изоляции Руси  от христианского мира Европы, тормозило развитие международных  связей, торговли. Византия – могущественная  страна во многих отношениях.

Информация о работе Образование государства