Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 06:09, реферат
Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».
1.Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».
1.Летописная традиция четко фиксирует дату рождения Древнерусского государства – 862 г. Именно поэтому в Новгороде Великом в 1862 г. был воздвигнут памятник 1000-летию России. Начальный период российской истории – Древнерусское государство – охватывает время с IX по XII в.
Образование государства
у восточных славян явилось закономерным
итогом длительного процесса разложения
родоплеменного строя и перехода
к классовому обществу. Процесс имущественного
и социального расслоения среди
общинников привел к выделению из
их среды наиболее зажиточной части.
Родоплеменная знать и
Согласно "Повести
временных лет", русская княжеская
династия берет свое начало
в Новгороде. В 859 г. Северные
славянские племена, платившие
тогда дань варягам, или
Легенда о призвании
варяжских князей послужила основанием
для создания так называемой норманской
теории возникновения Древнерусского
государства. Авторами ее были приглашенные
в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер,
Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории
подчеркивали полное отсутствие предпосылок
для образования государства
у восточных славян. Научная несостоятельность
норманской теории очевидна, так как
определяющим в процессе образования
государства является наличие внутренних
предпосылок, а не действия отдельных,
пусть даже и выдающихся, личностей.
Если варяжская легенда не вымысел
(так считает большинство
1.Первоначально князь
был племенным вождём, возглавлявшим
органы военной демократии. Древнейшее
качество князя как старейшины
рода отложилось в русской
свадебной лексике, где
Функции князя:
Военная — организация нападения и защиты племени. В древнерусском обществе высоко ценилась военная храбрость князя.
Судебная — князь лично председательствовал на гласном суде, а также взимал судебные штрафы (виры)
Религиозная — в языческое время князья являлись инициаторами и организаторами жертвоприношений.[2], что связано с развитием у слова «князь» значения «священник» в чешском и польском (ср. ксёндз).
Княжеская власть, сначала чаще всего выборная, постепенно становится наследственной (Рюриковичи на Руси, Гедиминовичи и Ягеллоны в Великом княжестве Литовском, Пясты в Польше, Пржемысловичи (?) в Чехии и т. д.).
1.Дружи́на — княжеское войско. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.
Сверх военной службы
члены младшей дружины
2.
Экономический механизм государства был представлен главным образом натуральными и полунатуральными хозяйствами при слаборазвитом внутреннем рынке и с наличием периодических вывозов определённых товаров за пределы государства. Экономические функции государства состояли прежде всего из сбора дани в пользу князей всех уровней. «Полюдье» (дань, которую собирал сам князь при содействии дружины) и «повозье» (дань, доставляемая вассалом на княжеский двор), были главными источниками средств для содержания княжеского двора, наёмной военной дружины князя и на ведение войн.
Высшая власть в
государстве формально
Существование первого древнерусского государства — политического, экономического и этнографического союза, образовавшего раннефеодальное государство с такими атрибутами власти, как Великий князь, вече, военная дружина, относится к 9-12 векам.
Большинство населения состояло из свободных крестьян-«смердов», находившихся под защитой или покровительством военной дружины своего князя, за что они выплачивали ему дань.
3. Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю — экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества — феодалы и феодально зависимые крестьяне.
Наиболее крупными феодалами были князья. Источники указывают на наличие княжеских сел, где жили зависимые крестьяне, работавшие на феодала под надзором его приказчиков, старост, в том числе и специально наблюдавших за полевыми работами. Крупными феодалами были и бояре — феодальная аристократия, богатевшая за счет эксплуатации крестьян и грабительских войн.
С введением христианства коллективным феодалом становятся церковь, монастыри. Не сразу, но постепенно церковь приобретает землю, князья жалуют ей десятину — десятую часть доходов с населения и иные, в том числе судебные, доходы.
Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и боярские. Они формировались из вольных людей, но иногда даже и из холопов. Выслуживаясь перед господином, такие слуги получали порой земли с крестьянами и становились сами эксплуататорами. Ст. 91 Русской Правды приравнивает дружинников по порядку наследования к боярам и противопоставляет тех и других смердам.
Главным правом и привилегией феодалов было право на землю и эксплуатацию крестьян. Государство защищало и иную собственность эксплуататоров. Усиленной защите подлежали также жизнь и здоровье феодала. За посягательство на них устанавливалась высокая мера наказания, дифференцированная в зависимости от положения потерпевшего. Высоко оберегалась и честь феодала: оскорбление действием, а в некоторых случаях и словом влекло за собой также серьезные наказания.
Основную массу
трудящегося населения
Смерды жили общинами-вервями, которые выросли из родового строя, но в Древнерусском государстве имели уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. Вервь была связана круговой порукой, системой взаимопомощи.
В Древнерусском государстве появляется фигура типичного феодально зависимого крестьянина — закупа. Закуп имеет свое собственное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет у феодала купу — денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязан работать на хозяина. Труд закупа не идет в счет уплаты долга, он выступает как бы в качестве только уплаты процентов по долгу. Поэтому отработать купу закуп не может и практически остается пожизненно у господина. К тому же закуп отвечает за ущерб, причиненный по халатности господину. В случае бегства от господина закуп автоматически превращается в холопа. К холопству ведет и кража, совершенная закупом. Господин имеет по отношению к закупу право вотчинной юстиции. Русская Правда отмечает, что феодал вправе бить нерадивого закупа (ст. 62 Троицкого списка). Закуп в отличие от холопа имеет некоторые человеческие права. Его нельзя бить «не за дело», он может жаловаться на господина судьям, его нельзя продать в холопы (при такой обиде он автоматически освобождается от своих обязательств по отношению к господину), у него нельзя безнаказанно отнять имущество.
В многоукладном древнерусском обществе существовала и «невольная челядь». Русская Правда называет несвободного мужчину холопом или челядином, а несвободную женщину — робой, объединяя тех и других общим понятием «челядь».
Внутренняя политика.
-
Владимир усмирил желание
-
Языческая реформа 980-981 гг. (Л.
М. Пятецкий). Владимир систематизировал
языческих богов, выделив
- Посадил своего дядю, Добрыню, в Новгороде.
Внешняя политика.
-
981 г. – походы на Ляхов (поляков,
- 982 г. - Повторный поход на Вятичей (в районе р. Сож), была возложена большая дань.
-
983 г. – захват земель ятвягов
(граничили с Полоцким
-
984 г. – покорение Радимичей,
после битвы на реке Пишане.
Они потеряли полностью
- 985 г. – победоносный поход на Болгарию, после чего был завершен мир.
-
Меры по укреплению границ
государства: Четыре
Отвергнутые религии//причины:
Ислам – запрещено пить вено;
Иудаизм – нет родины;
Католицизм – Не был принят даже при Ольге, т. к. глава церкви имел плохую характеристику: обвинялся во многих грехах.
- Причины принятия христианства:
1. Язычество
приводило к изоляции Руси
от христианского мира Европы,
тормозило развитие