Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:20, реферат
Украинский Советский Энциклопедический Словарь даёт следующее определение Социалистическому государству: «Социалистическое государство - качественно новый исторический тип государства, организация политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, основное орудие защиты революционных завоеваний, творческие преобразования экономической и духовной жизни общества с целью постепенного перераспределения социалистической государственности в общественное коммунистическое самоуправление. Социалистическое государство возникает как государство диктатуры пролетариата. Вторым этапом социалистического государства является этап общенародного государства».
Понятие и признаки социалистического государства
Возникновение и развитие социалистического государства
Создание нового социалистического федеративного государства
Деформация политической системы и государственного аппарата в 30-40-е гг.
Значение общесоциальной
стороны государственной
Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности, недостаточно только классового подхода, — следует использовать положения и других теорий государства — элитарной, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др. .
Функции государства — главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.
В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь обычно идет о целях и задачах государства. В нашей науке функции государства обычно подразделялись на внутренние, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти, и внешние, которые связаны с отношениями между данным государством и другими странами.
Внутренние функции эксплуататорских государств, в свою очередь, делились на основные (классовые) и дополнительные (неосновные, общесоциальные). Основные функции осуществляются исключительно в интересах господствующих классов (охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавления сопротивления эксплуатируемых классов и т; п.). Дополнительные же функции государства реализуются в интересах всего общества, в том числе и господствующего, и подчиненных классов (строительство дорог, ирригационных и иных общественных сооружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и т. п.). Главной внешней функцией эксплуататорских государств признавалась функция захвата чужих территорий, наряду с которой выделялись функции обороны и внешних отношений (дипломатическая).
Применительно к социалистическому государству выделялись следующие внутренние функции: хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирования меры труда и меры потребления, правоохранительная, природоохранительная, социального обслуживания населения. Указывалось и на то, что до начала 30-х гг. существовала функция подавления сопротивления эксплуататорских классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с ликвидацией этих классов. Иным был и перечень внешних функций: поддержание мира, обороны страны, сотрудничество с другими социалистическими странами, помощь развивающимся странам, внешние сношения.
Рассматривая данные вопросы, необходимо учитывать следующие обстоятельства.
1. Деление функций
на внутренние и внешние во
многом является условным. Ведь
деятельность государства
2. Не всегда можно различить классовые и общественные функции. Естественно, что социальные силы, стоящие у власти, осуществляют деятельность , которая направлена на удержание власти и использование ее в своих собственных интересах. Но ведь эта власть не во всех случаях имеет классовый характер. Так, во многих государствах «восточного» типа стоящий у власти чиновничий бюрократический аппарат не сформировался в особый класс, а представляет собой узкую социальную группу. Аналогичное положение может иметь место и в европейских государствах (например, при бонапартистских и тоталитарных режимах). В этих случаях функции, которые обычно рассматриваются как классовые, приобретают скорее групповой, кастовый характер.
3. Вряд ли всегда
можно различить функции
Декларация прав народов России в 1917г. провозгласила право на самоопределение для каждой нации. Конкретные обстоятельства (географическое положение, международное окружение, уровень национального самосознания и пр.) создавали разные условия для реализации этого права.
Польша, Финляндия, Прибалтика, опираясь на политическую поддержку западных государств, отошли от группы национальных государственных образований, возникших на территории бывшей Российской Империи, стали играть роль «санитарного кордона» для Запада, отделяя его от советской России.
В феврале 1919 г. на съездах советов Белоруссии и Литвы был провозглашен союз двух республик. Осуществлению союза помешала интервенция Польши.
В апреле 1918г. была провозглашена Закавказская республика, но через месяц она распалась на три независимых государства. Летом 1918 г. на территорию Азербайджана и Армении вторгаются турецкие войска, на несколько месяцев независимость этих республик была утеряна. Позже в Закавказье появляются войска Англии, которые покидают его в конце гражданской войны. В апреле 1920г. Военно-революционный комитет в Баку низложил муссаватистское правительство и призвал на помощь Россию и Красную Армию. В ноябре 1920 г. советской республикой была объявлена Армения. В феврале 1921 г. Красная Армия вступила на территорию Грузии (под предлогом урегулирования конфликтов между грузинами и армянами) и здесь была провозглашена советская власть.
Декларация прав народов России не сформировала идеи государственного устройства (унитарное или федеративное) будущего государства. Провозглашался «добровольный и честный союз народов России», и « говорилось, что «Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик». Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу, преодолению национальных различий и к мировой революции.
С 1918 г. по 1922 г. развитие союза республик шло по пути вхождения республик и автономных областей в состав РСФСР и по пути двусторонних договоров, заключавшихся между независимыми республиками и РСФСР.
В марте 1918 г. Наркомнац сделал попытку сформировать первую автономию в рамках федерации — Татаро-Башкирскую советскую республику. В мае 1920 г. огромная территория республики была разделена на две автономные республики с ограниченными правами.
В 1920-1922 гг. автономия предоставлялась киргизам, марийцам, дагестанцам, бурятам, монголам, калмыкам, крымским татарам и пр. Наиболее широкая автономия была предоставлена Туркестану. В 1920 г. в Баку прошел съезд народов Востока, наметивший стратегию национально-государственного строительства в этом регионе мира, К концу 1922 г. в РСФСР входило десять автономных республик и одиннадцать автономных областей. В конце 1922г. правительство Дальневосточной республики сложило с себя полномочия и передало их Национальному Собранию. В ноябре 1922 г. дальневосточные территории присоединились к РСФСР, что было декретировано постановлением ВЦИК РСФСР.
Система двусторонних межреспубликанских договоров начала развиваться с 1920 г. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном, предусматривавший объединение ведомств и функций обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. В декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и Украина, в январе 1921 г. — РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г.— РСФСР и Армения, в мае 1921 г. — РСФСР и Грузия.
В 1921-1922 гг.
были ликвидированы таможенные границы
между республиками и торговое пространство
стало рассматриваться как
Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья. В марте 1922 г. в Тифлисе был образован Совет республик Закавказья, принявший в свое ведение вопросы общей обороны, финансов, внешних связей, управления экономикой и транспортом трех республик (Грузии, Армении, Азербайджана). Сложился территориальный союз (конфедерация), имевший своим высшим органом Конференцию центральных исполнительных комитетов республик. В декабре 1922 г. конфедеративный союз был преобразован в Закавказскую советскую федеративную социалистическую республику (ЗСФСР). Высшими органами власти стали съезд советов и ЦИК. Возникла новая (по сравнению с РСФСР) форма федерации, в которой составляющие ее союзные республики, обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР (в области конституционного строительства, вопросах гражданства и т.п.)
В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации была создана комиссия из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Предложенный для обсуждения проект Наркомаца предусматривал вхождение Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении в состав РСФСР, сохранив органы последней в качестве федеративных («проект автономизации»). Тезисы были приняты комиссией ЦК РКП(б) в конце сентября. Однако, В.И.Ленин отверг идею автономизации и предложил другой вариант: федеративные органы власти ставились над республиками, а в федерацию объединялись равноправные, а не подчинённые РСФСР республики. В октябре новый проект был одобрен ЦК РКП(б). Утверждённые в конце ноября «Основные пункты Конституции», разработанные специальной комиссией, были направлены на обсуждение в союзные республики.
На рубеже 20-30-х гг. в стране формируется тоталитарная система власти. Предпосылкой ее возникновения стала монополия РКП(б) — ВКП(б) на власть, возникшая еще летом 1918г., когда в стране осталась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции ее власть становится бесконтрольной (даже специально созданный государственный контрольный орган — РКИ, позже объединенный с партийным контрольным органом, — не был в состоянии контролировать деятельность ЦК этой партии). Внутри самой партии после 1921 г. была запрещена деятельность всяких фракций. В 1924 г. Н. Бухарин заявил: «Нам для того, чтобы поддержать пролетарскую диктатуру, необходимо поддержать диктатуру партии, которая немыслима без диктатуры старой гвардии, которая в свою очередь немыслима без руководящей роли ЦК как властного учреждения». Такая иерархия власти неизбежно предполагала появление единоличной диктатуры вождя.
Партийная власть быстро срасталась с властью государственного аппарата и в 1939 г. И. Сталин отметил: «Кадры партии — это командный состав партии, а так как наша партия стоит у власти — они являются также командным составом руководящих государственных органов». Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. Партия милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей «партия — орден меченосцев».
В сложившейся
административно-командной
Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти. В 1923 г. для уничтожения троцкистской «левой» оппозиции был создан политический блок: Сталин, Зиновьев, Каменев. В 1925 г. Сталин поддержал «правую» позицию Бухарина против Зиновьева, который возглавил «новую оппозицию». В апреле 1926 г. тройственный блок распался, а Зиновьев и Каменев присоединились к Троцкому. Новое политическое объединение было пестрым по составу («демократические централисты», «рабочая оппозиция» и др.), его лозунги были нечеткими (призывы к борьбе с аппаратом, предупреждение о «термидоре», о предательстве бюрократией революции). Оппозиционеры создавали сеть своих подпольных организаций. В октябре 1926 г. лидеры оппозиции, напуганные нарастанием «левого» радикализма, обратились к руководству партии с покаянным заявлением. Пленум ЦК и состоявшаяся осенью 1926 г. партконференция, однако, сурово осудили их действия. Осенью 1927 г. оппозиция решилась на новую атаку: она опубликовала свою программу реформ и организовала в ноябре контрдемонстрации в Москве и Ленинграде. За проведение этих акций большая часть оппозиционеров была исключена из партии, а отдельные ее члены (во главе с Троцким) были подвергнуты ссылке.
В ноябре 1928 г. пленум ЦК осудил «правый» уклон в партии и лидеры «правой» оппозиции (Бухарин, Рыков, Томский) отмежевались от течения. В 1929 г. ЦКК и органы ГПУ провели большую чистку в рядах партии. В ноябре 1929 г. на пленуме ЦК оппозиция подвергла себя самокритике и после длительного перерыва (в 1934г.) ее лидеры вместе с представителями предыдущей оппозиции (Зиновьев, Каменев) вернулись в русло «партийной линии».
В январе 1934 г. на Семнадцатом съезде партии позиции Сталина окончательно укрепились, а «партийная линия» превратилась в догму. К этому времени усиливаются политические репрессивные меры, завершается коллективизация индивидуальных крестьянских хозяйств, устанавливается уголовная ответственность для семей репрессированных и т.п. После убийства в декабре 1934 г. С. Кирова были проведены аресты членов оппозиции. В 1935 г. сторонники Сталина занимают все ключевые посты в государстве.
Информация о работе Общая характеристика социалистического государства