Общая теория права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:11, реферат

Описание

В системе юридических наук теория права занимает главенствующее положение, выполняя как академическую, методологическую, так и прагматическую, практическую роль. В этой связи вопросам теории права традиционно уделялось и уделяется большое внимание, как в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе, о чем свидетельствуют многочисленные монографии, статьи, а также учебники и учебные пособия.

Содержание

Введение

Понятие, предмет и методы общей теории права

Понятие, признаки и виды правоотношений. (Приведите примеры)

Форма правления и ее разновидности. (Приведите примеры)

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат по общей теории права.rtf

— 665.47 Кб (Скачать документ)

     Признаки правоотношения:

     1. Представляет собой разновидность общественного отношения, социальную связь. Правоотношения складываются между людьми или коллективами как субъектами права по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов. Не может быть правоотношений с животными, растениями, предметами. Отношения с ними есть, но не с помощью права. За негуманное отношение к собаке человек отвечает не перед собакой, а перед органами, стоящими на страже защиты животных.

     В былые времена (средневековье) субъектами права признавались животные и даже неодушевленные предметы. Например, в России в 1593 г. был наказан кнутом и сослан в Сибирь церковный колокол, который «звонил» в связи с убийством царевича Дмитрия.

     2. Является идеологическим отношением -- результатом сознательной деятельности (поведения) людей. Правоотношения не могут возникать, не проходя через сознание людей: нормы права не могут повлиять на человека, его поведение, пока содержание правовых норм не будет осознано людьми, не станет их правосознанием.

     3. Является волевым отношением, которое проявляется в двух аспектах:

     а) в воплощении в нём воли (интереса) государства, поскольку правоотношение возникает на основе правовых норм;

     б) в воплощении в нём воли (интереса) участников правоотношения -- они связаны предметом интереса, достижением его результата.

     Правда, правоотношения могут возникать и прекращаться помимо воли(интереса) их участников (например, потерпевший от преступления оказывается помимо своего желания вовлечённым в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом).

     Однако реализация правоотношений возможна только на основе выявления воли (интереса) участников. При этом есть правоотношения, для возникновения которых необходимо волеизъявление всех его участников (договор купли-продажи), а есть правоотношения, для возникновения которых достаточно волеизъявления только одного из участников (проведение обыска).

     4. Возникает, прекращается или изменяется, как правило, на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов. Правоотношения выступают как способ реализации норм права, или иначе: нормы права воплощаются в правоотношениях, происходит их индивидуализация применительно к субъектам и реальным ситуациям. В нормах права уже заложены правоотношения, но в абстрактной форме.

     Однако нельзя считать, что наличие правовых норм автоматически ведет к возникновению правоотношения. Может быть и такой вариант, когда правовые нормы реализуются, но правоотношения нет. Правда, это бывает крайне редко. Например, возникновение правоотношения в случае решения дела на основе аналогии права.

     5. Имеет, как правило, двусторонний характер и является особой формой взаимной связи между конкретными субъектами через их права, обязанности, полномочия и ответственность, которые закреплены в правовых нормах. Одна сторона имеет строго определённые субъективные юридические права (управомоченная сторона), на другую возложены соответствующие субъективные юридические обязанности (обязанная сторона). Полномочия -- прерогатива государственных органов и должностных лиц. Юридическая ответственность -- элемент вторичного характера, который реализуется в результате совершенного правонарушения. Основное содержание правоотношений -- субъективное юридическое право и субъективная юридическая обязанность.

     Не может быть правоотношений, основанных только на правах или только на обязанностях. Правам одной стороны соответствуют обязанности другой стороны. Например, одна сторона -- кредитор -- имеет право на получение долга, а другая -- должник -- обязанность возвратить долг. В некоторых правоотношениях каждая сторона имеет и права и обязанности (физические лица), правомочия и ответственность (должностные лица).

     Степень конкретизации сторон может быть различной:

     а) точно определена обязанная сторона;

     б) точно определена только управомоченная сторона, а круг обязанных лиц не определен;

     в) точно определены обе стороны.

     6. Охраняется государством, обеспечивается мерами государственного воздействия. В большинстве случаев субъективные права и юридические обязанности осуществляются без применения мер государственного принуждения. В случае необходимости заинтересованная сторона может обратиться в компетентный государственный орган, который выносит решение (акт применения права) с четким определением прав и обязанностей сторон. Возможность государственного принуждения создаёт режим социальной защищенности, безопасности, законности. 

     Форма правления и ее разновидности 

     Понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, то есть кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть. Характеристика формы правления требует обратить внимание наследующие моменты: строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия); характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением; порядок образования; степень участия населения в формировании. Существует две основные формы государственного правления -- монархия и республика.

     Монархия -- единовластие, единодержавие (от греч. «монос» -- один и «архе» -- власть, то есть «моноархия») -- форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу -- монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.

     Типичные черты монархической формы государственного правления:

     а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;

     б) династическое наследование верховной власти;

     в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;

     г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается «милостью Божией»);

     д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (по Воинскому уставу Петра I государь -- «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»).

     Форма правления зависит прежде всего от типа общества. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В государствах буржуазного типа сохранились лишь формальные черты монархического правления. Вместе с тем монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, несомненно имеющей ряд позитивных качеств, не утративших значения для современности. Так, в 1975 г. народ Испании на плебисците высказался за установление монархии. Монархические настроения существуют и в современной России.

     В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные деспотии, основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные).

     С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).

     В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти -- законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента -- законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. Примером абсолютной монархии в настоящее время является Саудовская Аравия. Такой монархией долго была Российская Империя (до издания царем законов 1906 г.). Абсолютной монархии присущ авторитарный режим.

     Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и в настоящее время существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.

     Конституционная монархия может быть дуалистической и парламентарной. В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. (При этом, однако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.) Такой монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время -- Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны. Практически дуалистическая монархия как форма государственного правления себя изжила.

     Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

     а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует, какой бы то ни было, ее дуализм;

     б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;

     в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;

     г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

     д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.

     Характерным примером парламентарной монархии является Великобритания.

     Более широкое распространение, чем монархия, имеет в современном мире республиканская форма правления.

     Республика (от лат. «res publica» -- общественное дело, всенародное) -- форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

     Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:

     а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;

     б) наличие выборного главы государства;

     в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;

     г) производность государственной власти от суверенитета народа: «respublica est res populi» («государство -- всенародное дело»);

     д) юридическая ответственность главы государства.

     Современная республика может быть президентской и парламентской.

     Для президентской республики характерно:

     а) соединение в руках президента полномочий главы государства и правительства (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);

     б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками);

     в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство, и оно ответственно перед президентом, а не парламентом;

     г) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.

Информация о работе Общая теория права