Общее и особенное в учениях Конфуция, шан-яна, лоа-цзы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:38, реферат

Описание

История государства и права Древнего Китая представляет особый интерес резким противостоянием трех идеологических направлений в государственности - конфуцианства, легизма и даосизма. В столкновении конфуцианства, легизма и даосизма вырисовывается кардинальной важности проблема государственности (одна из первых и в наше время) - роль стихийного, традиционного и рассудочного (осознанно направляемого) в строительстве государства и права.1

Содержание

1. Введение
2. Основные положения конфуцианства
3. Основные положения легизма
4. Основные положения даосизма
5. Заключение
6. Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Новый реферат.docx

— 34.29 Кб (Скачать документ)

     Один  человек три раза проявил трусость на войне, убегая от врага. Он объяснил это тем, что у него старый отец, и если сын погибнет, то некому будет  содержать отца. Так сын, почтительный к отцу, может оказаться подданным, изменившим своему государю.

     3. Введение законов с жесткими нормами, обязательными для всех и обеспеченными наказанием. «Принцип закона состоит в том, что уложения и указы издаются государственными учреждениями, а народ в своем сердце крепко помнит о наказаниях, награды раздаются тем, кто остерегается закона, кары падают на тех, кто нарушает указы». Эти нормы называются законом (фа) в отличие от обычных норм ритуала. «Когда правитель разумен, у него есть закон, благодаря этому он сможет направлять людей к принесению всех своих сил, согласно закону, и самопожертвованию на местах служения» (Хань Фэй).

     4. Унификация норм. «Совершенно мудрый, управляя государством, устанавливает единые правила наград, единые правила наказаний, единые правила наставлений. Если установить единые правила наград, то армия не будет иметь себе равных; если установить единые правила наказаний, то приказы будут выполняться; если установить единые правила наставлений, то низшие будут подчиняться высшим» (Шан Ян). Один экземпляр законов и предписаний должен храниться во дворце государя в запретном здании, опечатанном печатью. Он должен служить для унификации и уяснения смысла закона и предписания высшими чиновниками-законниками, которые разъясняют его народу и чиновникам.

     5. Строгая система наказаний. «Коль наказания мягки, невозможно искоренить преступность», «в образцово управляемом государстве много наказаний и мало наград» (Шан Ян). Необходима борьба против частнособственнических тенденций, приводящих к накоплению богатств у подданных, а не в казне («законы устанавливаются для управления частного: когда законы действуют, частным интересам нет места; частное вносит смуту в закон» - Хань Фэй), а также существует система доносов и даже круговая порука. Необходимо учредить систему взаимной ответственности, чтобы собирать сведения о происходящем («десятки» и «пятерки», которые подвергаются совместным награждениям и (или) наказаниям).

     6. Укрепление войска, чиновничьего и карательного аппарата на основе строгой ответственности государственных служащих и почтения к государству. Жесткость законов должна проявляться и по отношению к чиновникам, независимо от занимаемой должности («ранги знатности не спасают от наказаний ни преданного сановника, ни примерного сына» - Шан Ян). Если чиновник не соблюдал законы, то могли пострадать три категории его родственников. Поощрялись доносы на чиновников. Доносивший должен был, по Шан Яну, наследовать должность, ранг знатности, поля и жалованье опального чиновника. Государство превращалось в самодовлеющий институт, в смысл и цель существования общества. Это была теоретическая схема восточной деспотии, но лишенной инертности, активно себя защищающей.

     Тем временем конфуцианство под влиянием изменяющихся обстоятельств избавлялось  от бескомпромиссного отрицания  законов и наказаний. Сюнь-цзы (313-238 гг. до н. э.) - последний крупный конфуцианец, писал, что власть и собственность должны принадлежать государству. Отсутствие сословий уравнивало всех перед государством. Главным становилось деление на тех, кто правит, и тех, кем управляют. 

 

      4. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДАОСИЗМА

       Идеология раннего даосизма отражала воззрения  мелковладетельной знати и общинной верхушки, их протест против чрезмерного  обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной  деятельности Утратившие свое былое  влияние, эти слои добивались реставрации  патриархальных порядков.

       В основе учения лежит понятие "дао" (буквально — путь).  В отличие  от традиционно-теологических толкований дао как проявления "небесной воли" Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход  вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба природы  и шатия-братия. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны. В такой трактовке дао выступает как естественное право.

       Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало. Человеку оно предстает в виде сверхъестественного закона, управляющего миром.

       В социально-этическом плане лейтмотивом  даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности. "Кто много накапливает, — учил Лао-цзы, — тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи". В "Дао дэ цзин" нашли отражение широко распространенные среди общинного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных. Небесное дао, говорится в каноне, "отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято".

       Существенная  роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий.

       Все неестественное (культура, искусственно-человеческие установления в сфере управления, законодательства и т. д.), согласно даосизму, — это отклонение от дао и ложный путь. Влияние естественного вообще (в том числе и естественного права) на общественную и политико-правовую жизнь в целом, по данной концепции, осуществляется на путях такого следования дао, которое скорее означает отказ от культуры и простое возвращение к естественности, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства и законов на основе и с учетом каких-то позитивных требований дао.

       Лао-цзы  порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные войны. "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует".

       Лао-цзы   призывал   знать   и    правителей    "селиться    ближе  к    земле", восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрозненными селениями, отказаться от использования орудий труда и отучить народ от знаний. "В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний".

       Социально-политическая концепция даосизма представляла собой реакционную утопию. Ее питали умонастроения тех слоев родовитой знати и общинной верхушки, положение которых было подорвано растущим имущественным и социальным расслоением.

       Мистицизм и таинственность даосизма породили интерес к нему со стороны самых разных социальных групп, начиная от ближайшего окружения царей и кончая различными заговорщицкими организациями. Использование даосами традиций и норм общинной жизни облегчало восприятие учения крестьянскими массами. 

     5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Поскольку легизм содействовал насаждению жестокости и со временем скомпрометировал себя, императоры вновь обратились к авторитету конфуцианства, выдвинув его на первый план и превратив в официальную  идеологию. Но это был синтез конфуцианства с легизмом, попытка использовать авторитет традиций для укрепления нового государства.

     После постепенного видоизменения конфуцианство  восприняло элементы легизма и использовалось как идеологическое оправдание восточной  деспотии в ее китайском варианте.

     Синтез  конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и  конфуцианство имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией, министры и чиновники – его основными помощниками в управлении, а народ - невежественной массой, которой следовало руководить должным образом для ее же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим: введенные легизмом методы и институты (централизация администрации и фиска, суд, аппарат власти и т.п.), без которых нельзя было управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать с уважением к традициям и патриархально-клановым связям.

     Ни  одна правовая система в мире не испытала столь мощного влияния  двух противоборствующих философских  учении, как правовая система Древнего Китая, в истории которой этико-политические догматы конфуцианства и политико-правовые концепции легизма стали определяющими  факторами самого поступательного  развития права, его идейных основ, принципов и институтов, а также  механизмов правоприменения, традиционного  правопонимания китайцев.

         Общей чертой этих двух древнекитайских  школ была их политическая  направленность, стремление организовать  жизнь китайского общества на "рациональных", "справедливых" началах, но понимаемых каждой  школой по-разному. Это привело  к острой борьбе между ними, закончившейся в результате компромиссом. 
 

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. НОРМА. М. 2002.

2. Акмалова А.А., Капицын В.М. История политических и правовых учений: Учебное пособие - М. 2002.

3. Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран. ЮНИТИ-ДАНА. М. 2005.

4. Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. М. 1999.

5. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник./ Ответственный ред. – А.Я. Сухарев. М. 2001.

6. “История политических и правовых учений”. Учебник для вузов.Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, 1999г.  

7.“История политических и правовых учений”. Краткий учебный курс. Под общей редакцией члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С.Нерсесянца. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.  

8. “История политических и правовых учений”. Учебник для вузов. Под редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Юридическая литература”, 1997г.  

9. “История политических и правовых учений”. Учебник для юридических вузов.   Под редакцией О.Э. Лейста. Издательство “Зерцало”, 1999 г.  

10. «Всеобщая история права и государства». Учебник для вузов. Издательство НОРМА, Москва, 2001 г.

Информация о работе Общее и особенное в учениях Конфуция, шан-яна, лоа-цзы