Опека и попечительство детей оставшихся без попечения родителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:09, дипломная работа

Описание

Целью данной работы являются исследование института опеки и попечительства, анализ норм действующего гражданского и семейного законодательства, регулирующих порядок установления и прекращения опеки и попечительства, рассмотрение субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми.

Содержание

Введение
Глава 1. Опека и попечительство как приоритетная форма принятия в семью детей на воспитание
§1.1. Понятие и значение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
§1.2.Источники правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
§1.3.Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей
Глава 2. Правовой статус субъектов семейно-правовых отношений опеки (попечительства) над детьми
§ 2.1.Права и обязанности органов опеки и попечительства
§2.2.Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства
§2.3.Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства
Глава 3 Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей
§3.1.Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
§3.2.Последствия прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Диплом 2..doc

— 340.50 Кб (Скачать документ)

В настоящее время в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ, применяются Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества. Согласно указанным правилам при выявлении несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, подлежащего устройству в детское учреждение или установлению над ним опеки (попечительства), уполномоченные органы обязаны выяснить наличие у него имущества, перешедшего к нему в порядке наследования или дарения, и принять надлежащие меры к охране имущественных прав несовершеннолетнего и сохранности этого имущества.

Под охраной имущественных прав подразумевается: выявление, хранение и управление имуществом, которое по закону должен наследовать несовершеннолетний; истребование имущества несовершеннолетних от лиц, незаконно завладевших им; взыскание денег с должников; взыскание и возмещение причиненных несовершеннолетним убытков и т. п.

Меры к охране имущества несовершеннолетних, оставшихся без родителей или близких, которые их воспитывали и содержали, должны быть приняты органами опеки и попечительства немедленно по получении сведений о смерти родителей или близких.

Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Согласно Правилам управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества если у несовершеннолетнего, над которым установлены опека или попечительство, имеется имущество, находящееся в другой местности, то охрана этого имущества осуществляется органом опеки и попечительства по месту нахождения имущества и при необходимости им может быть назначен опекун над имуществом.

Имущество подопечного, скоропортящееся или которое может обесцениться, прийти в негодность вследствие длительного хранения, может быть продано (реализовано) опекуном (попечителем), но при обязательном составлении об этом акта с участием представителей общественности по месту жительства подопечного и последующего представления отчета о вырученной сумме и ее использовании.

Если наследство, представляющее ценность, должно быть разделено между несовершеннолетними и другими наследниками, орган опеки и попечительства принимает участие в его разделе.

При отсутствии или недостаточности средств у подопечного на оплату государственной пошлины за введение в права наследования раздел наследственного имущества орган опеки и попечительства обращается в финансовые органы с просьбой о снижении или полном освобождении подопечного от уплаты пошлины.

При наличии у воспитанника детского дома, школы-интерната, другого воспитательного учреждения вклада, ценных бумаг в его личном деле указывается размер суммы, номер сберкассы и текущего счета. Если над имуществом воспитанника опека не устанавливалась, то в детском учреждении находится его сберегательная книжка, сохранное свидетельство и т.п.

Выплата пенсий, получаемых опекунами на подопечных, помещенных в детские дома, школы-интернаты и другие учреждения на полное государственное обеспечение, приостанавливается со дня зачисления их в упомянутые учреждения.

В случае перевода воспитанника в другое учреждение, выпуска его или передачи под опеку, попечительство, на усыновление соответственно передаются тому учреждению или опекуну, попечителю, самому воспитаннику, достигшему совершеннолетия, сберегательная книжка, денежные и ценные документы. Об этом составляется акт в двух экземплярах и отмечается в Книге движения воспитанников детского учреждения. Воспитанники старше 15 лет обязательно присутствуют при передаче их имущества, ценностей, денежных документов попечителю.

Органы опеки и попечительства регистрируют в настольном реестре документы об опеке над имуществом раздельно от дел по опеке над личностью (личностью и имуществом), и они имеют свою нумерацию по порядку номеров, начиная с первого января каждого года. При назначении опекуна над имуществом нескольких несовершеннолетних, состоящих в близком родстве (братьев, сестер, усыновленных), заводится одно общее дело.

Опекун (попечитель) обеспечивается органами опеки и попечительства контрольной тетрадью, в которую им записываются все получаемые на подопечного суммы (за исключением средств на содержание подопечного) и произведенные из них расходы.

Согласно ст. 37 Гражданского кодекса РФ доходы подопечного гражданина, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун или попечитель вправе производить необходимые для содержания подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Что касается особенностей распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечному, то следует отметить, что в случае добровольного отчуждения недвижимого имущества подопечного должен соблюдаться приоритет на получение им имущественной либо иной выгоды.

Недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением:

1)                 принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога;

2)                 отчуждения по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

3)                 отчуждения по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного;

4)                 отчуждения жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры, принадлежащих подопечному, при перемене места жительства подопечного;

5)                 отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного[45].

Таким образом, Федеральным законом детально урегулированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок и иных действий с имуществом подопечных, предоставления опекуном (попечителем) отчетов, вводятся положения о привлечении опекунов (попечителей) к ответственности за уменьшение стоимости имущества подопечного. Законодательно закреплено, что дети, оставшиеся без попечения родителей требуют особого внимания. Права детей, находящихся под опекой (попечительством) закреплены в статье 148 СК. Объем прав детей, находящихся под опекой (попечительством) не отличается от объема прав любого несовершеннолетнего, но в силу их положения особую значимость приобретают право ребенка на общение с родителями и другими родственниками и право ребенка выражать свое мнение.


Глава 3 Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей

 

§3.1 Основания прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

 

В целом новый федеральный закон направлен на упорядочение и совершенствование норм, регулирующих правоотношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

В соответствии с ФЗ «Об опеке и попечительстве» опека или попечительство прекращается:

-в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

-по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

-при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

-в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

К смерти попечителя (опекуна) следует приравнивать вступившее в силу решение суда о признании гражданина умершим.

Необходимо отметить некоторую логическую неполноту данной нормы. С выходом из правоотношений одной из сторон по независящим от нее обстоятельствам такие правоотношения должны быть прекращены. При этом законодатель может пойти по двум путям нормативной регламентации оснований прекращения таких правоотношений: либо вообще не указывать на события, которые не вызывают сомнений в прекращении правоотношений, либо указывать полный перечень таких событий. При формулировке же текста данной статьи законодатель, указав, что одним из оснований прекращения опеки (попечительства) является смерть опекуна (попечителя), не упомянул о том, что такими же основаниями являются признание опекуна (попечителя) безвестно отсутствующим.

П. 4 ч. 1 ст. 29 ФЗ «Об опеке и попечительстве» позволяет прекратить опеку в любом случае, так как одним из оснований для ее прекращения является отстранение или освобождение опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей по опеке (попечительству). При этом основания освобождения опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей по опеке (попечительству) нормативно не закреплены. При таком состоянии нормативной регламентации орган опеки и попечительства может по любому поводу отстранить или освободить опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей по опеке (попечительству).

Согласно ст. 40 Гражданского кодекса РФ опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.

По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21 и ст. 27 Гражданского кодекса РФ).

Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается по основаниям, предусмотренным ч.1 ст. 29 ФЗ «Об опеке и попечительстве» , а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Приобретение несовершеннолетними лицами полной дееспособности до достижения возраста 18 лет возможна при проведении процедуры эмансипации.

Согласно ст. 27 Гражданского кодекса РФ несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

Приобретение несовершеннолетними лицами полной дееспособности до достижения возраста 18 лет возможна и в силу положений п. 2 ст. 21 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.

При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.

Согласно ч.3 ст. 29 ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе. На наш взгляд, данная норма противоречит основным началам, закрепленным общими положениями данного Федерального закона.

Так, п. 1 ст. 5 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» гласит, что одним из принципов деятельности по опеке и попечительству является свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей.

Реализация этого принципа предполагает право любого гражданина на отказ от принятых на себя функций по опеке или попечительству и обязанность органа опеки и попечительства такое право безоговорочно удовлетворить в случая заявления такового.[46]

Однако данная норма закона говорит не об обязанности, а о праве органа опеки и попечительства освобождать опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей по их просьбе. Буквальное толкование ч. 3 данной статьи позволяет сделать вывод о том, что органы опеки и попечительства вправе и не удовлетворить заявление опекуна (попечителя) об освобождении от своих обязанностей.

Информация о работе Опека и попечительство детей оставшихся без попечения родителей