ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
стр.3
Глава 1.Политические партии: возникновение,
понятие,
признаки
стр.5
- Появление политических партий стр.5
- Признаки политической партии стр.6
Глава 2. Функции политических партий
стр.8
2.1. Функции политической партии в качестве
субъекта политического прогресса
стр.8 2.2. Основные
функции современной политической партии
стр.10
Глава 3. Классификация политической
партии
стр.12
3.1. Виды партий
стр.12
3.2. Партии правящие и оппозиционные
стр.14
Глава 4. Типология политических партий
стр.15
Введение.
Еще в 430 г. до н.э. выдающийся политический
деятель Древней Греции Перикл утверждал:
« Лишь немногие могут творить политику,
но судить о ней могут все». Судить о политике
действительно могут все, и это вполне
объяснимо. Политика представляет собой
одну из значимых сфер жизнедеятельности.
Каждый человек так или иначе соприкасается
с миром политического: приходя в государственное
учреждение или обращаясь в общественную
организацию, работая, обучаясь в школе
или университете, вступая в профсоюз,
поддерживая какую-либо политическую
партию и голосуя на выборах за ее кандидата.
Поэтому очевидно, что вычленение мира
политического из всей совокупности общественных
институтов и отношений, изучение и постижение
его сущности, структур, ценностей, происходящих
в нем событий и процессов, взаимоотношения
с другими сферами жизни представляет
собой трудную, но крайне важную для общества
задачу. Особенно возрастает роль и значение
этой проблемы в переломные исторические
периоды, когда подвергаются радикальной
трансформации сами основы жизнеустройства
людей, их идеалы, ценности, мировоззренческие
установки и ориентации.(5 стр. 9)
Одним из важнейших субъектов политических
отношений в либеральной демократии являются
партии. Именно в них конкретно выражаются
основополагающие принципы демократии:
политический плюрализм, представительство,
выборность должностных лиц. Партии и
избирательная система, переводя различные
формы плюрализма в гражданском обществе
в подсистему политического, сферу властных
отношений, составляют единый механизм
завоевания власти. Основные партии в
их взаимодействии, взаимоотношении, взаимных
конфликтах и взаимной ротации у власти
рассматриваются как единая партийная
система, во многом определяющая жизнеспособность
и функционирование всей политической
системы в целом. Говорить о партиях –
значит поднять вопросы об их месте и роли
в политической системе, их функциях, социальном
составе и электорате, их организационной
структуре, типах и формах.
Изучение такого важного элемента политической
системы как партия довольно актуально
в наше время.
Политические партии существенно изменили
мир политики, создав новые возможности
для влияния граждан на власть.
Основной целью данной работы является:
ознакомление с таким понятием как «партия»;
изучение природы политических партий;
определение основных функций, в том числе
современной политической партии;
классификация политических партий, ее
основания;
ознакомление с типологией политических
партий.
1.Политическая партия и ее
признаки.
1.1.Весьма значительную и все более возрастную
роль в современной политической системе
общества играет такой институт, как политические
партии. Политическая партия (от лат. Pars-часть
чего-либо) – это организованная группа
единомышленников, представляющая интересы
определенной части народа и ставящая
своей целью их реализацию путем завоевания
государственной власти или участия в
ее осуществлении. Политические группы,
именовавшиеся партиями, были известны
еще в Древней Греции во времена Аристотеля.
Как правило, это группы в поддержку какого-либо
политического деятеля (так называемого
клиентеллы). Обеспечивая известную координацию
своих действий и усилий, клиентеллы быстрее
достигали поставленных целей в интересах
определенной личности и ее приближенных.(1.стр.256)
В Конституциях государств статьи о партиях
появились лишь в XX в. Исторически процесс
формирования партий начался в новое время,
с утверждением буржуазных общественных
отношений.
Первые политические партии появились
в конце XVI в. в Голландии в период, последовавший
за буржуазной революцией, и были связаны
с борьбой за власть республиканцами и
оранжистами. В период английской буржуазной
революции в середине XVII в. оформление
политических партий сопровождалось борьбой
умеренных (О.Кромвель) и левеллеров (Лильберн).
Эти политические группировки имели программные
документы, позволяющие рассматривать
их в качестве политических партий.
Интенсивной партийной борьбой отличалась
политическая жизнь Франции XVIII в., в которой
активно участвовали монархисты, жирондисты,
якобинцы, эберисты, положившие начало
политической терминологии нового времени
- левые, правые, центр. Часть политических
организаций Франции конца XVIII в. выходила
за рамки буржуазной идеологии и отстаивала
утопические коммунистические идеи.
В США первые политические партии появились
как фракции Конгресса (федералисты и
республиканцы) в конце XVIII - нач. XIX
вв. К 30-м годам XIX в., в США формируется
двухпартийная система, составившая впоследствии
основу буржуазной демократии, механизма
политического регулирования-перераспределения
власти в пользу то одной, то другой группировки
господствующего класса. Тем самым с самого
возникновения ведущих политических партий
США были заложены высокий уровень партийной
конкуренции и ориентация партий на массового
избирателя. Правящие партии США представляют
собой партии традиционной буржуазной
демократии, имеющие богатый опыт политической
борьбы.
Существует много критериев классификации
политических партий.
С точки зрения социального характера
партии различают по тому, интересы каких
социальных групп они выражают. Это могут
быть : рабочие, буржуазные, крестьянские,
национальные партии и др.
В зависимости от идеологического облика
партии делят на: идейно-политические,
(их деятельность базируется на более
или менее четко оформленной идеологии);
прагматические, или другими словами,
избирательные, которые используют те
или иные идеи, лозунги, которые наиболее
привлекательны и актуальны в период выборов;
харизматическо-вождистские, объединяющие
своих членов не столько вокруг какой-то
определенной идеи, сколько вокруг очень
популярной личности вождя.(2.стр135)
Политические партии в современном понимании
возникли сравнительно недавно – в XIX
в. Наиболее ярко партийное влияние и противостояние
выразились в это время в Англии и в США.
Позднее, к началу XX в., политические партии
стали все больше отражать и отстаивать
интересы уже не столько отдельных индивидов,
сколько определенных слоев населения,
классов и других социальных групп.
Политические партии существенно отличаются
от внешне похожих на них других политических
объединений (союзов, движений и т.п.) рядом
специфических признаков.
1.2. Признаки политической
партии:
*основная цель деятельности - завоевание
и осуществление политической
власти в обществе;
*наличие детально разработанной
политической программы и устава
партии;
*наличие организационной структуры
в центре и на местах;
*активное участие в выборных
кампаниях.
Значимость политических партий
во многом определяется их
организованностью, соединением
усилий их членов. В силу этого
обстоятельства они способны
гораздо в большей степени,
чем отдельные индивиды или
другие общественные группы, влиять
на политику и общественное мнение.
Путем своего представительства в структурах
власти партии более эффективно решают
вопросы реализации политических интересов
представляемой ими политической общности
и соответствующих социальных групп.(2
стр.256)
Наука, занимающаяся изучением политических
партий, называется партологией. У политологов
нет единого мнения по вопросу, что такое
партия, нет общепризнанного ее определения.
Однако можно выделить наиболее существенные
признаки, отличающие современную политическую
партию от других политических организаций:
наличие минимальной формальной организации;
наличие определенной программы совместной
деятельности; особый статус, в частности,
стремление к оказанию прямого влияния
на политическую жизнь, важная роль в подготовке
избирательной кампании кандидатов, проведение
выборов; специфическое положение в государстве,
в том числе связь с элементами государственного
механизма, участие в формировании и функционировании
правительственных механизмов; особый
правовой режим, т.е. специфическое конституционно-правовое
положение партии и общенормативное
регулирование их деятельности; социальная
база партии и т.д.
Исходя из вышесказанного, можно дать
следующее определение партии: партия – это добровольная
политическая организация, объединяющая
лиц с общими интересами и идеалами, деятельность
которой направлена на завоевание политической
власти либо участие в ее осуществлении.
Именно притязание на политическую власть,
участие в механизме власти – основной
политический признак политической партии
от других организаций, движений, клубов.
(3.стр.338)
Партиям, как и другим общественным объединениям,
присущи три основных черты: 1)солидарность,
основанная на осознании коллективной
принадлежности к одному объединению;
2) общая цель; 3)согласие в отношении средств
и способов достижения этой цели. Однако
в отличие от других общественных объединений,
политические партии нацелены на борьбу
за завоевание и использование власти.
Политическим партиям присуща организационная
структура, закрепленная в уставных документах,
членство, внутрипартийные отношения,
партийно- политическое лидерство, наличие
программных и уставных документов, в
которых закрепляются идейно-политические
и организационные основы партии.(1.стр.132)
2.Функции партии.
2.1.В качестве субъекта политического
процесса партия выполняет определенные
функции: 1) Агрегирование
социальных интересов: одна из главных
задач политической партии состоит в том,
чтобы превратить множество частных интересов
граждан, социальных групп в их совокупный
политический интерес. Деятельность партии
направлена на выявление, обоснование
и формирование интересов тех граждан,
социальных групп и слоев населения, которые
составляют социальную базу партии.
2) Артикуляция, представительство социальных
интересов. Между политическими партиями
и их социальной основой существуют отношения
представительства. В идеале цель партии
состоит в реализации представительства
в политической системе общества тех социальных
групп, слоев, классов, интересы которых
она выражает. В принципе этот идеал реализуется
на практике как устойчивая тенденция.
Однако в реальной жизни связи социальных
групп, слоев и классов с какой-либо партией
не однозначны. Часто политическая партия
не получает поддержки социальной группы,
на представительство интересов которой
она претендует. Интересы одной группы
могут представляться несколькими партиями.
Люди могут ошибочно примыкать к партиям,
которые не только не представляют их
интересы, но выступают против них. Партия
может представлять интересы небольшой
части крупной группы. Она может претендовать
на одновременное представительство различных
групп или социальных слоев. Современные
политические партии, как правило, пытаются
представить себя массам как выразителей
общих интересов общества, не как представителей
меньшинства. Только их реальное политическое
поведение позволяет определить является
ли эта претензия обоснованной или же
она служит для маскировки истинных намерений
партии. (Санистебан Л.С. Основы политической
науки. М., 1992. С. 219).
3) Политическая социализация граждан,
социально-политическое просвещение,
сплочение и активизация граждан на основе
общности их коренных интересов, отражение
этих интересов в политической идеологии
и программе развития общества, планах
решения перспективных и текущих задач;
постоянная забота о развитии, уточнении
политической доктрины, разъяснение массам
сложившейся ситуации и предлагаемой
платформы действий, организация широкой
поддержки программных требований со
стороны населения; постоянная забота
о расширении социальной базы партийной
политики. В этих целях партия налаживает
взаимодействие с профессиональными,
экологическими, культурно-просветительными
и другими общественными организациями
и движениями, участвует в формировании
общественного мнения, политическом воспитании
граждан. 4)Организация борьбы за власть
или в ее защиту, определение форм, средств
и методов этой борьбы в зависимости от
меняющейся обстановки (легальные и нелегальные,
революционные и эволюционно-реформистские,
вооруженные и без использования вооруженного
насилия и т. д.);в условиях реальной демократии
такая функция осуществляется конституционными
способами, через систему демократических
выборов органов центральной и местной
власти.
5)Подготовка и проведение избирательных
кампаний по формированию высших и местных
органов власти, выдвижение в них своих
сторонников, организация контроля за
их парламентской деятельностью.
Для европейских стран характерен следующий
тип политической карьеры политики: первоначально
участие в работе молодежной организации
той партии, взгляды которой он разделяет,
затем выдвижение кандидатом партии на
выборах в местные органы власти, победа
на выборах в парламент страны, в будущем
он может рассчитывать получить назначение
в состав правительства. В США в силу сложившейся
традиции назначения на высокие политические
посты зачастую получают люди, которые
до того политикой не занимались, но проявили
себя в других сферах деятельности-в бизнесе,
науке, юриспруденции. По окончании срока
полномочий большинство из них возвращаются
к прежним занятиям и продолжают работать
в кампаниях, банках, университетах.
Реализуя эту функцию, партии в странах
с демократическими режимами выступают
главными организаторами сохранения существующей
государственной власти или ее замены.
Именно они создают условия для мирной
смены правительства.
6) Формирование в парламенте партийной
фракции, служащей связующим звеном между
партией и органами власти, рычагом партийного
воздействия на государственную политику
в центре и на местах. Фракция широко использует
законодательные инициативы, депутатские
запросы.
Для парламентской фракции характерна,
как правило, дисциплина, обязывающая
депутатов-членов партии выступать единым
фронтом при обсуждении и принятии законопроектов.
Нарушение таких правил грозит исключением
из фракции и партии, потерей возможности
стать депутатом на следующих выборах.
Члены фракции обладают относительной
самостоятельностью по отношению к партии.
Своеобразный мандат на такую позицию
они получают от избирателей. Поэтому
члены фракции учитывают не только платформу
партии, но и наказы избирателей, а также
интересы социальных групп-спонсоров,
которые внесли основной вклад в субсидирование
их избирательной кампании.
7)Разработка принципов и форм отношений
с другими политическими партиями.
8)Для партии, проигравшей борьбу за власть,
важной функцией является организация
парламентской оппозиции, давления на
государственные органы (Гаджиев К.С. Введение
в политологию.М.,1993.С.95).
Таким образом партия обеспечивает связь
населения с государственными структурами,
осуществляет институционализацию политического
поведения граждан, заменяет стихийные
формы общественно-политической активности
упорядоченными, находящимися под контролем
организованными действиями.(1.стр.132)
2.2.Выделение основных функций
современной политической партии.
Современные политические партии выполняют
ряд функций. Прежде всего они осуществляют
связь между обществом и государством.
Выясняя интересы тех или иных групп, партии
сводят их воедино в такой форме, которая
оказывает непосредственное влияние на
решение государственных органов (функция
правительства).
Политические партии определяют цели,
разрабатывают идеологию, программы, стремятся
определить стратегию развития общества
и убедить граждан в ее правильности.
Важной функцией партий является отбор
и формирование политических лидеров
и элит для всех уровней политической
системы (профессиональных политиков,
партийных экспертов, аналитиков и т.д.).
Одной из важнейших задач партий является
мобилизация и политическая социализация
граждан.
Главной функцией политических партий
является борьба за политическую власть
и связанное с нею формирование правящей
элиты и состава правительства. В условиях
парламентской демократии в ходе выборов
партии ведут борьбу за власть. Выборы
дают партиям доступ к рычагам власти;
их итоги определяют, какие именно партии
в течение установленного законом срока
будут осуществлять руководство государством.
Победившие на выборах партии формируют
парламент, являющийся основным полем
их деятельности: именно участвуя в работе
парламента, партия может влиять на внутреннюю
и внешнюю политику страны, более того,
на повседневную жизнь ее населения.
Результаты выборов влияют также на формирование
органов исполнительной власти (правительства),
хотя в разных государствах это влияние
различно. Так, в парламентских республиках
премьер-министром становится либо лидер
или представитель правящей партии, победившей
на выборах и имеющей большинство в парламенте,
либо представитель партийной коалиции.
В Российской Федерации Председателя
правительства назначает Президент с
согласия Государственной Думы. При выборе
кандидатуры Президент, безусловно, должен
принимать во внимание партийный состав
Думы с целью избежать возможной конфронтации
с ней и политического кризиса.
Хотя борьба за политическую власть является
важнейшей функцией партий, последние
могут занимать различные позиции по отношению
к государственной власти. Партия может
быть в непримиримой оппозиции, выступая
против существующего государственного
устройства, даже если не призывают к насилию
(в этом случае партия стремится к власти
прежде всего для того, чтобы изменить
само государство; она выступает против
любого правительства, поддерживающего
существующую государственность). Партия
может быть в оппозиции, направленной
не против государственного строя, а против
политики определенного правительства
(в Великобритании такого рода оппозицию
называют «оппозиция ее величества», а
правительство – «правительством ее величества»).
Партия может также выступать в роли конструктивной
оппозиции: критикует то, с чем не согласна
в действиях правительства, поддерживает
то, что считает правильным в его деятельности.
Партия способна участвовать в правительстве
и в различных органах управления в качестве
партнера других партий (в этом случае,
обладая частью власти, партия несет за
нее определенную ответственность). Возможна
роль партии в качестве ведущей силы правительственной
коалиции, при этом партия обладает большой
долей власти и ответственности, от нее
в основном зависит осуществление государственной
власти, в ее руках сосредоточены широкие
возможности реализации собственных вариантов
решения проблем. Партия может сформировать
правительство единолично, в этом случае
она берет на себя монопольную ответственность
за осуществление государственной власти,
особенно если она располагает абсолютным
большинством в парламенте. В ряде случаев
партии, добившись монополии на власть,
стремятся укрепить ее, в том числе путем
нарушения законности, ликвидации оппозиции.
Тогда происходит отожествление партии
с государством.(3.стр.339)