Организация и деятельность органов военной прокуратуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 15:42, реферат

Описание

Органы прокуратуры составляют единую строго централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех вместе взятых - Генеральному Прокурору Российской Федерации.
В систему прокуратуры входят военные прокуратуры, об организации и деятельности которых пойдет речь в данной работе.
Выбранная тема нам интересна тем, что военная прокуратура занимает особое место в системе органов прокуратуры. Специально ей в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» посвящен раздел VI «Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры» (ст. 46-50). Такого внимания законодатель не уделил другим специализированным прокуратурам (транспортным, природоохранительным, войсковых частей и др.). Особенностью органов военной прокуратуры, по нашему мнению, является то, что они, в отличие от других органов прокуратуры, функционируют не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом, т. е. за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся российские войска.

Работа состоит из  1 файл

военная прокуратора.docx

— 17.08 Кб (Скачать документ)

Государственный Университет - Высшая Школа Экономики

Санкт - Петербургский филиал

Юридический факультет

Кафедра конституционного и  административного права

ЭССЕ

по  прокурорскому надзору

на  тему: «Организация и деятельность органов военной прокуратуры»

 

Органы прокуратуры составляют единую строго централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, а всех вместе взятых - Генеральному Прокурору Российской Федерации.

В систему прокуратуры  входят военные прокуратуры, об организации  и деятельности которых пойдет речь в данной работе.

Выбранная тема нам интересна  тем, что военная прокуратура  занимает особое место в системе  органов прокуратуры. Специально ей в Федеральном законе «О прокуратуре  Российской Федерации» посвящен раздел VI «Особенности организации и обеспечения  деятельности органов военной прокуратуры» (ст. 46-50). Такого внимания законодатель не уделил другим специализированным прокуратурам (транспортным, природоохранительным, войсковых частей и др.). Особенностью органов военной прокуратуры, по нашему мнению, является то, что они, в отличие от других органов прокуратуры, функционируют не только на территории Российской Федерации, но и за рубежом, т. е. за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся российские войска.

Система органов военной  прокуратуры строится применительно  к структуре Вооруженных сил  Российской Федерации. Это и определяет специфику задач, основных направлений  и принципов деятельности военной  прокуратуры, порядок ее организации  и функционирования, а также полномочия военных прокуроровПрокурорский надзор в РФ: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. В.И.Рохлина. - СПб: Санкт-Петербургский  институт экспертов, 2000. с.55. .

Органы военной прокуратуры  имеют трехзвенную систему, которую  образуют (ст. 46 ФЗ «О прокуратуре»):

· Главная военная прокуратура;

· военные прокуратуры  военных округов, флотов, ракетных войск  стратегического назначения, Федеральной  пограничной службы Российской Федерации, Московская городская военная прокуратура  и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации;

· военные прокуратуры  объединений, соединений, гарнизонов и  другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.

Главная военная прокуратура  входит в состав Генеральной прокуратуры  РФ на правах структурного подразделения, возглавляемая военным прокурором. Главный военный прокурор имеет  первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу  начальников управлений и помощников по особым поручениям, статус которых  соответствует статусу заместителей начальников управлений. В Главной  военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого  заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначенных  Главным военным прокурором. Персональный состав коллегии утверждается Генеральным  прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора.

Военные прокуратуры военных  округов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов  Российской Федерации, возглавляют  соответствующие военные прокуроры (прокурор военного округа, прокурор флота  и др.), имеющие первых заместителей, заместителей, старших помощников и помощников. В указанных военных прокуратурах образуются отделы и канцелярия.

Военные прокуратуры гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов, возглавляют соответствующие военные  прокуроры, имеющие первых заместителей, заместителей, старших помощников и  помощников. В этих военных прокуратурах могут по решению Главного военного прокурора создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.

Прокуратуры войсковых частей, относящиеся к числу специализированных прокуратур и предназначенные для  осуществления надзора за исполнением  законов в закрытых административно-территориальных  образованиях, на особо важных объектах и в воинских формированиях ряда министерств и ведомств, не входят в систему органов военной  прокуратуры.

Вопросы образования, реорганизации  и ликвидации органов военной  прокуратуры, определение их статуса, структуры и штатов относятся  к исключительной компетенции Генерального прокурора Российской Федерации. Иные организационно-штатные вопросы  решаются Главным военным прокурором совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, командованием Федеральной пограничной  службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов  в пределах установленной штатной  численности.

Компетенцию органов военной  прокуратуры определяет Генеральный  прокурор Российской Федерации в  соответствии с действующим законодательством.

Деятельностью органов военной  прокуратуры руководит Генеральный  прокурор Российской Федерации как  непосредственно, так и опосредованно -- через Главного военного прокурора, являющегося по должности его  заместителем.

Главный военный прокурор возглавляет органы военной прокуратуры, в пределах своей компетенции  руководит их деятельностью, издает приказы и инструкции, а также  дает указания, обязательные для всех органов военных прокуратур.

При этом организационно-штатные  вопросы, отнесенные к компетенции  Главного военного прокурора, решаются им совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ, командованием  Федеральной пограничной службы Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в пределах установленной штатной численности.

Необходимо в данном вопросе  определить задачи военной прокуратуры, которыми являются всемерное укрепление законности и правопорядка в Вооруженных  Силах Российской Федерации и  охрана от всяких посягательств:

· безопасности России, боеспособности и боевой готовности Вооруженных  Сил Российской Федерации, воинской дисциплины и установленного порядка  несения воинской службы;

· прав и свобод военнослужащих, военных строителей, призванных на сборы военнообязанных, членов их семей, рабочих и служащих Вооруженных  Сил Российской Федерации и других граждан;

· прав и законных интересов  воинских частей, учреждений, военно-учебных  заведений, предприятий и организаций  Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований Комментарий  и разъяснения к ФЗ «О прокуратуре  РФ». / Кирилова Н.П., Лукичев Ю.А., Рохлин В.И., Сопраньков Г.А., СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999. - с.153. .

Военная прокуратура в  соответствии с возложенными на нее  задачами действует по следующим  основным направлениям:

Ш надзор за исполнением  законов, соответствием законам  издаваемых правовых актов, соблюдением  прав и свобод человека и гражданина органами военного управления, воинскими  частями, учреждениями, военными комиссариатами, военно-учебными заведениями, предприятиями, организациями, подразделениями Министерства обороны, Главного управления охраны, Федеральной пограничной службы, Службы внешней разведки, Федерального агентства правительственной связи  и информации, Федеральной службы железнодорожных войск, Главного управления командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также воинскими  формированиями других министерств  и ведомств, органами безопасности в войсках, военно-строительными  подразделениями, центрами специальной  подготовки и подразделениями специального назначения Федеральной службы безопасности Российской Федерации (за исключением  органов военного управления и воинских частей, поднадзорных прокурорам войсковых  частей);

Ш надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие  в воинских частях, учреждениях, подразделениях Главного управления охраны, Службы внешней  разведки, Главного управления командующего внутренними войсками Министерства внутренних дел, Министерства обороны  Российской Федерации, а в Федеральной  службе безопасности. Федеральной пограничной  службе, Федеральном агентстве правительственной  связи и информации Российской Федерации  только по делам и материалам в  отношении военнослужащих, военнообязанных, призванных на учебные и проверочные  сборы, лиц гражданского персонала  Вооруженных Сил и воинских формирований других министерств и ведомств в  связи с преступлениями, совершенными при исполнении служебных обязанностей.

Таким образом, органы военной  прокуратуры имеют собственную  систему, обусловленную структурой Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований органов, в которых они осуществляют свои полномочия, а деятельность органов  военной прокуратуры имеет особенности, отражающие принципы военного строительства, к каковым относятся принципы централизма, единоначалия, воинской дисциплины, организационной структуры Вооруженных  Сил Российской Федерации, а также  характерные способы боевого  применения войск и сил флота.

Мы считаем, что органы военной прокуратуры занимают очень  важное место в системе органов  прокуратуры. Одной из наиболее важных обязанностей, возложенных на органы военной прокуратуры, является поддержание  государственного обвинения в военных  судах, а также участие в рамках своей компетенции в рассмотрении судами гражданских и арбитражных  дел, опротестование в кассационном и надзорном порядке незаконных и необоснованных приговоров военных  судов, их решений, определений и  постановлений.

 

Список литературы

1. Федеральный Закон «О  прокуратуре» от 17 января 1992 г. с  изм. и доп. // Парламентская газета. 2000. 9 окт. 

2. Комментарий и разъяснения  к ФЗ «О прокуратуре РФ». / Кирилова  Н.П., Лукичев Ю.А., Рохлин В.И., Сопраньков  Г.А., СПб.: Издательство Михайлова  В.А., 1999. - 176с. 

3. Котов Б.А. Юридический  справочник. Прокуратура и суды. - М.: ПРИОР, 2001. - 288 с.

4. Прокурорский надзор  в РФ: Учебник / Под ред. д.ю.н., проф. В.И. Рохлина. - СПб: Санкт-Петербургский  институт экспертов, 2000. - 328с. 


Информация о работе Организация и деятельность органов военной прокуратуры