Основные классификации политических режимов в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание

Введение
Проблемы политической жизни государства всегда отличаются особой актуальностью. Интерес к ним возникает как в научных дискуссиях, посвященных обсуждению феномена политического режима, так и в среде обывателей. С момента возникновения государства вопросы о том, какие средства, методы и приемы осуществления власти лежат в ее основе, какие механизмы являются результатом их совмещения, как они влияют на государственную жизнь в целом,

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие «политический режим»……………….……………………………………..5
2. Классификация политических режимов……………………….……………………..8
2.1. Демократический режим ……………………………………….…………………..11
2.2. Авторитарный режим.….…………………………………………………………...15
2.3. Тоталитарный режим………..……………………………………………………..17
3. Политический режим России ………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….............25
Глоссарий………………………………………………………………………………...26
Список использованных источников…………………………………………………...31
Приложения……………………………………………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая моя.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в  странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия).

Идейные истоки, отдельные черты  тоталитаризма уходят своими корнями  в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино  действующего общества. В VII – IV вв. до н.э. теоретики рационализации китайской политико – правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего все стороны общественной и частной жизни.

Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О. Шпенглера и некоторых других авторов. И тем не менее как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX века.

Политическое значение ему впервые  придали руководители идеологии фашистского движения в Италии. В 1925году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало – фашистского режима. В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе. Западная концепция тоталитаризма, в том числе и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацисткой Германии, франкистской Испании и в СССР в годы

сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго – Восточной Европы некоторых государств «третьего мира». Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что тоталитарные режимы могут возникать на различной социально – экономической базе и в многообразных культурно – идеологических средах.

Они могут быть следствием военных  поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

Западные политологи К. Фридрих  и З. Бжезинский в работе «Тоталитарная  диктатура и автократия» первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:

    • всеобщая государственная идеология;
    • одна массовая партия, возглавляема харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;
    • монополия государства на средства массовой информации;
    • монополия государства на все средства вооружения;
    • особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;
    • жестко централизованный контроль над экономикой.

Отдельные из приведенных признаков  того или другого тоталитарного  государственного режима сложились, как  уже отмечалось, еще в глубокой древности, но большинство их не могло  окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в XX веке они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и в Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти (но не «общество» и не «мышление») в тоталитарные. Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько часто практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы им также не пренебрегают.

Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально – политической жизни плюрализм.

Насильственно демонстрируются социально  – классовые барьеры. Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения в котором исчезают, обезличиваются социально – групповые классовые, этнические, профессиональные и региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество – государство, народ – политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

- глобальная централизация публичной  власти во главе с диктатором;

- господство репрессивных аппаратов;

- упразднение представительных  органов власти;

- монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно – политических организаций непосредственно в систему государственной власти и превращение последних в своеобразные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры.

Для тоталитарных режимов характерна - монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическая мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.

«Среди всех когда – либо существовавших в мире тоталитарных режимов могут быть выделены, по меньшей мере, три основные разновидности. Во-первых, это национал – социализм, прежде всего, в Германии. Во-вторых, коммунизм, оказавшийся значительно более распространенным и исторически устойчивым. Два наиболее очевидных и бросающихся в глаза примера – СССР и Китай, однако в этом же ряду исследователи нередко называют режим Кваме Нкруме в Гане и некоторые другие африканские режимы, Румынию и Албанию в Восточной Европе, Кубу в Латинской Америке. В-третьих, это тоталитарная теократия, представленная, прежде всего, фундаменталистским режимом аятоллы Р. Хомейни в постреволюционном Иране. Для всех этих режимов в той или иной степени свойственны характеристики тоталитаризма. Однако выделенные режимы обладают и своеобразием, что можно проследить по следующим основным направления:1) природа идеологии режима и способы ее воздействия на политический процесс; 2) концепция и внутреннее устройство тоталитарной партии; 3) основные черты и социальный состав правящей элиты, роль лидера; 4) степень государственного контроля экономики и силовых ресурсов; 5) пути прихода режима к власти, или его происхождение». 5      

Тоталитарные политические режимы, создаются власть имущими элитами  для реализации идеологических доктрин  и корыстных экономических интересов господствующих классов. Все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально – демократическим системам (Германия, Испания, Италия и др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.).

    

 

 

 

     _____________________

       5 Современные политические режимы: структура, типология, динамика / А.П. Цыганков. – М.:1995.

3. Политический режим России

 

«Функционирующая в России общественно – политическая система во многом не отвечает общепринятым критериям демократии, важнейшие из которых – репрезентативность (представительность) власти и ее ответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля за властью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарная демократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостью государства и незрелостью гражданского общества».6 

Особенностью современного развития России является возникновение режима, для которого интересы государства  и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть на этом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологи называют гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим.

«Россия получила в наследство правление коммунистической партии и ограниченную автономию в составе Советского государства. В результате сложилась ситуация, когда в государственных структурах выражаются не интересы партий, а социально – экономических групп, имеющих непосредственный доступ к политической власти. В российском обществе происходила борьба между требованиями суверенитетов субъектами федерации, отсутствовало разделение между экономическими и политическими иерархиями. Политика осуществлялась через структурированные, хотя и неформальные взаимоотношения. В итоге складывается ситуация, когда формальные процедуры демократии скрывают опасный для общества торг между реальными политическими и экономическими факторами».7

 

_____________________

6 Демократический транзит в России – сущностная неопределенность процесса и его результата. / А.Ю. Мельвиль. – Космополис. М., 2000.

7 Политология: курс лекций в 3-х ч. / Н.А. Баранов. – СПб.: БГТУ, 2004.

«Политический режим современной  России может быть охарактеризован  как демократический с устойчивыми авторитарно – олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма».8

Авторитарность заложена в традициях  российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений.

В ходе приватизационной политики, проводимой в 1990-х гг., значительная часть государственной собственности оказалась в руках малочисленных, но могущественных финансово – промышленных групп, монополизирующих средства массовой информации и распространяющих свое влияние на политику исполнительной и законодательной ветвей власти. Тем самым эти «империи» превратили существующий режим в корпоративно – олигархический.

«Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993году Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторону исполнительной власти, и особенно президента. Реальных рычагов воздействия на реальную его политику у других ветвей власти практически нет».9

С другой стороны, в современной  России все отчетливее проявляются характерные черты демократии: строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданского общества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует система разделения властей в государстве.

 

 

_____________________

8 Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

9 Россия в историческом пространстве.: Теоретический очерк. / В.Т. Пуляев., Вып.2. СПб., 2004.

Следует отметить, что наряду с  тенденцией к авторитаризму и  олигархизации власти действует и противоположная тенденция – укоренения в общественном сознании общедемократических ценностей: жизнь человека является самой большой ценностью, закон обязателен для каждого, частная собственность священна и неприкосновенна, государство тем сильнее, чем выше благосостояние населения.

Важнейшим моментом в дальнейшем развитии России является выбор приоритетов  в  условии постиндустриального  общества.

Анализ модернизационных переходов в различных странах и эпохах показывает, что только понимание новых приоритетов и подготовка мер в ответ на новые вызовы позволяет государству успешно пройти транзитное преобразование. Страны (и режимы), не осознавшие эти вызовы и эти приоритеты, остаются аутсайдерами в новом мире. Так произошло с Испанией, Португалией и Османской империй в XVII – XVIII веках, так могло произойти с Японией в XX веке, так может произойти с Россией в XXI веке. Гарантией того, что этого не произойдет, может быть только активное привлечение творчества масс во все сферы общественной жизни, то есть демократия. 

   Демократия – системное понятие. Классик и практик китайских модернизационных реформ Дэн Сяопин писал: «При хорошей системе даже плохие люди не могут вершить зло, но если система плоха, тогда даже хорошие люди не могут творить добро и вынуждены вершить зло».

Нынешнему российскому обществу еще  далеко до достижения идеалов правового  государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Росси найдет именно свой образ правового государства, который будет соответствовать ее истории, традициям и культуре, что позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

 

Заключение

Сделав сравнения современных политических режимов можно сделать определенные выводы о том, что в мире по прежнему сохраняется разделения мира на страны, где демократический режим и страны, где авторитарный режим, а тоталитарные режимы которые имели в XX веке определенный успех полностью себя изжили и остались лишь определенные их осколки, но это не означает что тоталитарные режимы ушли на всегда, они вновь могут набрать былую силу и распространенность.

В современном мире сложилось четкое разделение стран, где демократические режимы четко закрепились в обществе, как правило, это страны западной Европы, США, Канада, Австралия, и страны где сложились четко выраженные авторитарные режимы, а также есть и переходные режимы, где идет трансформация к демократии либо к авторитаризму это прежде всего относится к странам бывшего СССР, к бывшим колониям которые получили независимость в XX веке, а также странам Азии и Африки.

Можно так же сказать, что в мире доминируют демократические режимы в силу того, что в странах, в  которых они закрепились, имеют наибольшее развитие в экономике, в науке, армии и других сферах. За счет своего преимущества стремятся снизить угрозу их демократических режимов со стороны авторитаризма и тем более тоталитаризма, и поэтому они стремятся распространять свое влияние на страны где авторитарные и переходные режимы и тем самым способствовать переходу к демократии.

Таким образом, можно сказать, что  трансформация общества к тому или  иному режиму на современном этапе  не мало зависит от международной  обстановки и доминирования тех или иных политических режимов.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Государственный режим

совокупность средств и способов осуществления в стране государственной  власти. Является важнейшей составной  частью политического режима

2.

Идеология

политическая система взглядов, идей, представлений, характеризующих то или иное общество, тот или иной класс или политическую партию

3.

Плюрализм

(лат. pluralis -множественный) философско мировозренческая позиция, утверждающая множество интересов, видов бытия, идей, взглядов, социальных институтов, не сводимых к чему то единому и независимых друг от друга

4.

Валовой внутренний продукт

статистический показатель, характеризующий результаты экономической деятельности страны за определенный период (обычно за год).

5.

Абсолютная монархия

разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха.

6.

Государство

это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории.

7.

Право

один из видов регуляторов общественных отношений, совокупность установленных  или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия

8.

Политический режим

(от лат. regimen – управление) совокупность методов, приемов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы

Информация о работе Основные классификации политических режимов в современном мире