Основные концепции и школы современного правопонимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2011 в 15:52, реферат

Описание

Правопонимание нормативной школы права

С точки зрения нормативной школы пра́во (объективное право) — это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения.

Работа состоит из  1 файл

правопонимание.doc

— 35.50 Кб (Скачать документ)
 

     Основные  концепции и школы  современного правопонимания 

     Правопонимание  — определённое представление о  существе права.

     Правопонимание  нормативной школы  права

     С точки зрения нормативной школы  пра́во (объективное право) — это  система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения.

     Правопонимание  нравственной школы  права

     Для нравственных школ права характерно его выведение из правовой культуры общества. Право рассматривается как форма общественного сознания, система общественных представлений о правовых явлениях.

     С позиций нравственной школы право  рассматривается как форма общественного  сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание. Поэтому право — не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.

     Теория  солидаризма

     Теория  солидаризма усматривает сущность права в общественной солидарности, с которой должно считаться государство. И если эта сущность права расходится с теми или иными его нормами, то конкретное дело надо решать не на основе этих норм, а в соответствии с «юридической совестью эпохи».

     Теория  солидаризма отвергает самостоятельный  статус объекта права, в особенности  его субъективные права. Так, частную собственность она рассматривает не как блага для лица, обладающего ею, а как долг, обязанность владельца употребить ее для укрепления общественной солидарности.

     Социологическая теория права

     Ее  основными разработчиками являются Е.Эрлих, Г.Канторович, Р.Паунд, Ф.Кони.

     Теория  подходит к праву не формально-юридически, а с позиций реальной жизни.

     право в действительности – это не столько  система официальных норм, сколько  прежде всего фактический уклад  жизни общества, которого придерживаются его члены. Он охватывает и повседневную практику отправления юстиции.

     Социологическая теория права придает правовую значимость интуиции, догадкам, чувствам, предложениям и иным факторам в обосновании  свободы судейского усмотрения при  вынесении решений.

     Психологическая теория права

     Одним из основоположников ее является Л.Петражицкий (1897-1931).

     Она подразделяет право на: позитивное и интуитивное. Позитивное право  «определяется как совокупность норм права». Оно представлено в  виде официально действующих в государстве нормативно правовых предписаний. Интуитивное или неофициальное право – это чисто психологическое явление, особое состояние души человека. Охватывая эмоции, представления, переживание и т.п. оно отходит от однообразного шаблона поведения людей, который диктуется позитивным правом.

     «Интуитивное  право имеет индивидуальный, индивидуально-изменчивый характер; его содержание определяется индивидуальными условиями и обстоятельствами жизни каждого, его характером, воспитанием, образованием, социальным положением, профессиональными занятиями, личными знакомствами и отношениями и прочее».

     Теория  естественного права

     Политическая  и правовая жизнь общества должна соответствовать требованиям естественного  права, вытекающих из природы человека и гражданина. В этой связи действующее  в государстве законодательство призвано закреплять и обеспечивать права и свободы людей, обусловленные их естественной природой.

     Естественное  выводится из разумной природы человека, из свободы его воли, цивилизованного  способа существования в определенном сообществе. Причем человеку не даруются властью права и свободы они принадлежат ему от рождения и должны беспрепятственно осуществляться. Именно господство в праве общих абстрактных принципов (свободы, справедливости, каждому свое, уважение друг друга, общего блага и т.д.) отличают эту теорию от других теорий.

     Теория  юридического позитивизма

     Представляет  собой теоретическую концепцию, основывающуюся на признании лишь позитивного (официального) права, выраженного в  виде юридических норм. А все остальное, называемое правом, в том числе  естественное право, является ни чем иным, как моральной оценкой действующего права. Не имея официального выражения и властного обеспечения, оно представляет собой лишь систему научных взглядов, а следовательно не обладает общеобязательной силой. 

     Теологическая теория права

     Исходит из того, что право как и государство  имеет Божественное происхождение. Они рассматриваются как промысел Божий о человечестве для их общего блага. В этой связи теория проповедует  незыблемость государственно-правовых устоев общества, недопустимость посягательства на них. Теологическая теория пронизана идеей вечности государства и права в силу их божественного происхождения. Отсюда и обоснование сохранения в неизменном виде всех существующих в обществе государственно-правовых институтов, несмотря на отживающий характер многих из них.

     Марксистская  теория права 

     Марксистское  понимание сущности права заключается  в том, что право есть лишь возведенная  в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено  материальными условиями жизни этих классов. Право обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное влияние на все сферы жизни общества, сохраняя при этом свою классовую природу.

Информация о работе Основные концепции и школы современного правопонимания