Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:17, доклад
Цель курсовой – рассмотреть основные теории происхождения права, понять, в чём причина их многообразия.
Тема является актуальной в настоящее время, потому что в РФ активно осуществляется правовая реформа и закладываются основы правового государства.
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.
Во первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например право на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
Право вызывает к себе необычайно широкий интерес, поскольку затрагивает интересы каждого человека, различных социальных групп населения.
Цель курсовой – рассмотреть основные теории происхождения права, понять, в чём причина их многообразия.
Тема является актуальной в настоящее время, потому что в РФ активно осуществляется правовая реформа и закладываются основы правового государства.
В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.
Во первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например право на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, потому что нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «международное право» и т.д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа.
В-третьих, правом называют официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д. Здесь речь идёт о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.
В-четвёртых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право и т.д.
В каком смысле употребляется термин «право» в каждом случае следует решать исходя контекста, что обычно не вызывает затруднений.
В юридической науке выработано множество определений права.
Действительная сущность права заключается в том, что оно отражает нормативно-определённую, гарантированную государством меру свободы личности.
На основе признания общесоциальной сущности права сформулировалось следующее определение.
Право – это система общеобязательных, формально определённых, установленных, санкционируемых и охраняемых государством норм, определяющих меру свободы лица в обществе.
Признаки:
Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования – нравственностью, обычаями и т.д.
Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами.
Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений.
Интеллектуально-волевой характер права. Право – проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций.
Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования. Именно государство придаёт праву в высшей степени ценные свойства: стабильность, строгую определённость и обеспеченность «будущего», которое по своим характеристикам приближается к «сущему», как бы становится частью существующего.
Формальная определённость. Государство придаёт праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придаёт ему официальную форму выражения.
Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право.
Теории происхождения права
Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых.
Теологическая теория происхождения права
Ярким представителем и одним из главных разработчиков данной теории был крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (XIII в). Согласно его учению, миром управляет Божественный разум. Центральной идеей теории является утверждение, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство порока или правителя. Сейчас возможно увидеть такое представление о природе права в некоторых древних правовых системах, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы, законы Ману в Древней Индии, а также в исламском праве.
Божественная теория сыграла свою роль в обществе, однако на настоящем этапе общественного развития вряд ли она приемлема.
Теория естественного права
Теория естественного права предполагает, что существуют основные жизненно необходимые для человека и неотчуждаемые от него естественные права, присущие ему от рождения. К таковым относятся право на жизнь, здоровье, свободу, собственность, равенство, человеческие честь, имя, достоинство и др.
Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путём законодательствования, и естественное право.
Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.
Историческая теория происхождения права
Основными представителями
этого направления
Говоря о праве, создатели исторической школы права считали, что действующее в обществе право не сводится к совокупности предписаний, исходящих от государства. Право возникает спонтанно и своим происхождением не обязано государству. Оно, подобно языку, не устанавливается договором, не вводится по чьему либо указанию, не дано Богом, а создаётся, складывается постепенно путём самостоятельного развития через стихийное образование норм общения, добровольно принимаемых народом.
Историческая теория, без всякого сомнения, пополнила копилку человеческих знаний о процессе происхождения права.
Нормативистская теория происхождения права
Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Наиболее яркими представителями этой теории являются Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и др.
Нормативистская теория выводит право из самого права. Ее автор Г. Кельзен утверждал, что право не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Причин возникновения права не существовало вообще.
Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в «чистом виде», вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками.
Психологическая теория происхождения права
Родоначальником данной теории является Л.И Петражицкий.
Он признаёт правом конкретную психическую реальность – правовые эмоции человека.
Петражицкий утверждает, что основные причины возникновения права усматриваются не в окружающей экономической, социальной и иной среде, а в особенностях психики человека, в «импульсах» и эмоциях, которые играют главную роль не только в приспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образовании права.
На основании изложенного можно сказать, что право, согласно этой теории, порождено психологией человека. Оно не является его основным содержанием.
Марксистская концепция происхождения права.
Классовая (марксистская) теория видела источник права в интересах экономически господствующего класса, который насильно навязывал свою волю другим классам общества. Поэтому появление права было связано с разделением общества на господствующие и угнетенные классы. Господствующий класс создавал нормы права и предписывал исполнение их остальными членами общества с помощью принуждения.
Право, по мнению К. Маркса1, представляет возведенную в закон волю господствующего класса, волю, содержание которой определяется материальными, в первую очередь экономическими условиями его жизни. Это значит, что право не может быть оторвано от социальных условий жизни господствующего класса. Таким образом, марксизм связал право с реальными социальными условиями жизни общества.
1 К. Маркс (5 мая 1818 – 14 марта 1883) – немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель.