Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 13:42, курсовая работа
Проблема классификации на определенные группы или, как указывается у некоторых авторов - семьи правовых систем, является одной из основных проблем сравнительного правоведения, которая уже давно привлекает внимание ученых всего мира. В поисках классификации использовались самые различные факторы, а не только выше перечисленные.
Введение.
Понятие правовой системы.
Виды правовых систем в современном мире.
Романо – германская и англо – саксонская правовые системы.
Заключение.
Список Литературы.
Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:
— основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
— юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;
—
ведущую роль в формировании права
(в правотворчестве) отводят судам,
которые в этой связи занимают
особое положение в системе
Романо – германская правовая система.
К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:
— единая, иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);
—
главная роль в формировании права
отводится законодателю, который
создает общие юридические
— имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;
Более детально Романо-германская и Англо-саксонская системы мы рассмотрим в следующем вопросе.
Социалистическая правовая семья.
Социалистическая правовая семья (или социалистические правовые системы) составляет, или точнее во многом составляла, еще одну крупную правовую семью. На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявшие "социалистический лагерь" существенное влияние оказала первая социалистическая правовая система - советская. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран являлись и являются (Китай, Куба) разновидностями советского права. Следовательно, на примере права СССР можно рассмотреть основные черты, присущие социалистическому праву.
Социалистическое право обнаруживает известное сходство с романо-германской правовой системой. Оно достаточно широко сохранило ее терминологию, а также хотя бы по внешнему виду - ее структуру. Для советского права характерна концепция правовой нормы, которая мало чем отличается от французской или немецкой концепции. Исходя из этого, многие западные авторы, особенно англичане и американцы, отказываются видеть в советском праве оригинальную систему, и помещают ее в романо-германские правовые системы. Социалистические юристы единодушно защищали противоположный тезис. Для них право - это надстройка, отражение определенной экономической структуры.
Социалистическое
право обусловлено ярко выраженным
классовым характером. Единственным
или основным социалистического
права являлось вначале революционное
творчество исполнителей, а позднее
нормативно-правовые акты, в отношении
которых декларировалось, что они
выражают волю трудящихся, подавляющегося
большинства населения, а затем
всего народа, руководимого коммунистической
партией. Принимавшиеся нормативно-
Социалистическое
право рассматривается как
Что же касается категорий
и институтов, то здесь нельзя
не признать оригинальности
Еще
одним важным аспектом социалистического
права является отрицание советскими
юристами частного права. Права, по мнению
теоретиков марксизма-ленинизма, - это
не более чем аспект политики, инструмент
в руках господствующего
Судебная
власть не пыталась контролировать законодательную
и исполнительную ветви власти. В
СССР трудно было найти что-либо подобное
контролю за конституционностью законов.
В настоящее время, в результате
перемен произошедших в первую очередь
в бывшем СССР, социалистическое право
(за исключением некоторых стран)
практически перестало
Семья
религиозно-традиционного
Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью единства, которая свойственна другим правовым семьям. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех которые господствуют в западных странах. Конечно все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что и в западных странах.
Мусульманский
мир, Индия, Дальний Восток, Африка,
остаются в значительной мере верны
представлениям о праве, отличающимся
от западных государств. В не западных
государствах существует две разновидности
таких представлений. Согласно первой
признается большая ценность права.
Это государства
Мусульманское право – это система норм, выраженных в мусульманской религии – исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые подлежат правовому регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные открытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях. Эта религия содержит, во-первых, теологию во-вторых шариат (предписания верующим: что они должны делать и чего не должны). Шариат в переводе на русский язык означает «путь следования» и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен себя вести, не различая, однако, обязательств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обязанностей возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их нарушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленным самими нормами. Оно регулирует отношения только между мусульманами. Мусульманское право имеет четыре источника:
К чертам мусульманского права относится: архаичность ряда институтов, казуистичность и отсутствие систематизации. Это право церкви. Развитие этой системы права прекратилось в X в. н.э., когда отпала возможность эго толкования. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права: соглашения, законодательство, обычаи, не противоречащие ему.
Неприспособленность Мусульманского права к современному обществу. Очевидно, что сложившееся в Х веке нашей эры мусульманское право непригодно для нужд современного общества. В нем нет регламентации некоторых институтов, которые сегодня необходимы. Кроме того, многие нормы мусульманского права, приемлемые в свое время, теперь не только не отвечают нынешним условиям, но даже шокируют того, кто знакомится с ними. Неприменимость этого права в условиях современности, его несоответствие современному мышлению создали особую проблему в тот период, когда государства мусульманским большинством населения, отказавшись от былой застойности, пытались в XIX и XX веках подражать государствам Запада.(5)
Под
системой обычного (традиционного) права
понимается существующая в странах
экваториальной, южной Африки и в
Мадагаскаре форма
В представлении африканца обычай связан с мифическим строем универсума. Повиновение обычаю означает уважение предков, останки которых слились с почвой, а дух витает над живыми. Нарушение обычая может повлечь самую невероятную негативную реакцию духов земли, ибо естественное и сверхъестественное, поведение людей и поведение природы -все связано в этом мире. Африканский обычай основан, таким образом, на идеях, полностью отличающихся от господствующих в современной западной мысли.(6)
Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.
Такие
же трудности возникают при
Романно – германская правовая семья.
Романо-германская правовая семья имеет длинную юридическую историю. Она основана на рецепции Римского права.
В рамках романо-германской правовой семьи выделяют следующие группы:
Россия
относится к странам
Р.Давид
подчеркивает, что романо-германская
правовая семья в своем историческом
развитии не была продуктом деятельности
феодальной государственной власти
и в этом ее отличие от формирования
английского "общего права", а
была исключительно продуктом
Создание романо-германской правовой семьи связано с возрождением права, которое произошло в XIII веке на западе Европы. Это возрождение проявилось во всех планах; одним из его важных аспектов был аспект юридический. Возрождение стало возможным потому, что в XIII веке уже перестали смешивать религию и мораль с гражданским порядком и правом; за правом вновь была признана его собственная роль и автономия, которые теперь стали характерными для западного образа мысли и цивилизации.
Информация о работе Основные правовые системы в современном мире