Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2011 в 16:14, контрольная работа
Понятие государственного аппарата. Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуще¬ствляющих управление делами общества от его имени и в преде¬лах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане мо¬гут принимать то или иное участие в делах государства, но в ко¬нечном итоге оно, его органы несут персональную ответствен¬ность за эффективность своей работы.
Однако при самой действенной системе сдержек и противовесов принцип разделения властей имеет два существенных порока, негативно сказывающихся на деятельности всей государственной машины: 1) деятельность государственных органов осуществляется без опоры на широкие слои населения; 2) парламент неспособен влиять на процессы исполнения принимаемых им законов. Последний недостаток со всей очевидностью проявился в Российской Федерации с первых же шагов работы Государственной Думы. Органы законодательной власти оказываются по преимуществу трибуной для говорящих, но не влияющих на реальные процессы депутатов.
На
эту негативную сторону буржуазного
парламентаризма обратил
Создание в РСФСР, а затем и СССР Советов как представительных органов, осуществляющих одновременно и законодательную, и исполнительную власть, противоречило принципу разделения властей. Советская государственность строилась на принципах демократического централизма 1) выборности Советов народных депутатов снизу доверху; 2) подотчетности и под-контрольности исполнительных органов государственного управления Советам; 3) строгом подчинении нижестоящих органов вышестоящим, т.е. строжайшей дисциплине в деятельности государственных органов и их иерархической подчиненности по вертикали; 4) на составлении и выполнении планов развития народного хозяйства и культурно-политического строительства; 5) активном участии населения в деятельности как представительных, так и исполнительных органов государства.
Основанное на принципе демократического централизма советское государство смогло вывести страну из разрухи, победить фашистскую Германию и стать одним из бесспорных лидеров на международной арене. Однако, следует признать, что провозглашенный принцип так и не был полностью претворен в жизнь. Советы, собираемые на сессии, продолжительностью два-три дня, не были полновластными хозяевами страны и проводимых государством мер. Реальной полнотой власти обладали органы государственного управления и партия. Население так и не научилось использовать свое конституционное право на всевластие. Хотя в настоящее время принцип демократического централизма не находит широкого применения в деятельности органов государства, однако его потенциальные возможности отнюдь не исчерпаны. И там, где рабочий класс, трудящиеся массы реально заявят о своих правах на управление государством, это их право может быть реализовано только с применением принципов демократического централизма. Принцип разделения властей таких возможностей не предусматривает и предусмотреть не может.
Следует назвать еще один принцип, имеющий основополагающее значение в деятельности государственных органов, - это принцип законности, который выступает в качестве необходимого требования к поведению и действиям должностных лиц. Наделив государственных служащих достаточно широкими полномочиями, государство предъявляет повышенные требования к их профессиональному мастерству, а также моральному облику, характеру взаимоотношений с другими лицами как в рабочее время, так и в часы отдыха. Для иллюстрации этого положения достаточно вспомнить, что поводом для недавнего отстранения от должности министра юстиции РФ послужило нахождение лица, занимающего эту должность, в достаточно сомнительной компании в свободное от работы время.
Повышенные требования к должностным лицам, занимающим высокие государственные посты, предъявляются потому, что их профессиональное мастерство и неукоснительное соблюдение правовых и даже моральных норм оказывают существенное значение на состояние дел в государстве и обществе. Вся деятельность государственных служащих должна быть направлена на решение государственных проблем, охрану и защиту интересов государства, прав и свобод граждан. Государство не всегда способно своевременно и оперативно выявить и приостановить действия государственных служащих, совершаемые в своекорыстных целях и вопреки интересам государства. Поэтому в превентивных целях оно освобождает от должности всех государственных служащих, чье поведение позволяет сомневаться в честности и порядочности их действий.
В ряде государств принимаются специальные нормативно-правовые акты, закрепляющие систему правил поведения государственных служащих. Так, исполнительным приказом Президента США от 17 октября 1990 г. были введены “Общие принципы этического поведения членов правительства и служащих”. Этим актом, в частности, предписывается следующее:
1) исключить какие бы то ни было личные или финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению своего служебного долга; 2) не принимать подарки от лиц, добивающихся от кого-либо совершения каких-либо официальных действий либо имеющих какие-либо официальные дела;
3)
действовать в рамках
Организация и деятельность государственного аппарата. Принципы, о которых пойдет речь, - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на общие принципы, относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам, и частные принципы, действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов. В качестве примера частного принципа можно сослаться на предусмотренный Конституцией РФ и федеральными процессуальными законами принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, на закрепленный в федеральном Законе “О прокуратуре Российской Федерации” (новая редакция, п. 2, ст. 4) принцип организации и деятельности прокуратуры РФ, согласно которому органы прокуратуры осуществляют полномочия в строгом соответствии с действующими на территории России законами независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений. Обращает на себя внимание то, что частные принципы в конечном счете проистекают из общих и конкретизируют их применительно к особенностям отдельных частей государственного механизма.
Общие принципы, в свою очередь, принято разделять на две группы. К первой из них относятся принципы, выраженные в Конституции РФ, ко второй - принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.).
Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.
Принцип
народовластия проявляется в
демократической организации
Принцип
гуманизма в формировании и деятельности
механизма Российского
Конституция
РФ в ст. 2 впервые в ряду основ
конституционного строя провозгласила:
“Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина - обязанность
государства”. Это конституционное
требование обращено ко всем без исключения
органам государства, к каждому
государственному служащему Данное
положение знаменует
Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем органы каждой из этих ветвей власти являются самостоятельными, представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства.
Принцип
федерализма в формировании и
деятельности государственного механизма
определяется тем, что Российская Федерация
состоит из равноправных субъектов:
республика, край, область, город федерального
значения, автономная область, автономный
округ. Во взаимоотношениях с федеральными
органами власти субъекты Российской
Федерации равноправны между
собой. Согласно принципу федерализма,
механизм государства формируется
и функционирует в соответствии
с Конституцией РФ, Федеративным договором
о разграничении предметов
Федеративное
государственное устройство России
обеспечивает единство ее государственного
механизма, разумное сочетание в
нем централизации и
Принцип
законности в формировании и действии
механизма Российского
Рассмотренные
общие конституционные принципы
организации и деятельности механизма
Российского государства
-верховенство
Конституции РФ и федеральных
законов над иными нормативно-
-приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие;
обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
-единство
системы государственной
-равный
доступ граждан к
-обязательность
для государственных служащих
решений, принятых
-единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;
-профессионализм
и компетентность
-гласность
в осуществлении
-ответственность
государственных служащих за
подготавливаемые и
-внепартийность
государственной службы; отделение
религиозных объединений от
-стабильность
кадров государственных
К
числу этих принципов следовало
бы отнести также: сочетание коллегиальности
и единоначалия; экономичность государственной
службы. Выполнение последнего принципа
особенно актуально в нынешних условиях
существования чрезмерно
Перечисленные
выше принципы формирования и деятельности
государственного механизма как
системы государственных
Информация о работе Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата