Основные внутренние функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 23:05, реферат

Описание

Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).

Работа состоит из  1 файл

фии государства.docx

— 27.47 Кб (Скачать документ)

Борьба с правонарушениями -- важная, но не главная сторона правоохранительной деятельности государства. Государство призвано реально обеспечить, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т. д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране -- задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношениях граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

5. Природоохранительная (экологическая) функция -- жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Земля как объект совместного проживания требует к себе наиболее рационального и нравственно чуткого отношения. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства. В США, например, действует Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, разработаны долгосрочные программы по предупреждению загрязнения атмосферы, водоемов и почвы производственными и бытовыми отходами. Предусмотрены конкретные предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей. При президенте США функционирует консультативный орган -- Совет по качеству окружающей среды, действует также Федеральное агентство по охране природного мира, наделенное широкими полномочиями по контролю за выполнением природоохранительного законодательства.

В Великобритании, Казахстане, России, на Украине, во Франции, ФРГ, Швеции и других странах существуют специализированные министерства и  ведомства по контролю и регулированию  деятельности в области окружающей среды, функционирует целая система  законодательных актов, которые  предусматривают жесткие меры юридической  ответственности за нарушения их требований. Наряду с высшими и  местными органами государственной  власти контроль за точным и строгим  соблюдением природоохранительного  законодательства осуществляют и органы прокурорского надзора.

2.2 Внешние функции  государства

Внешние функции  государства представляют собой  основные направления его деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различаются две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне. (См.: приложение № 3)

Взаимовыгодное  сотрудничество с другими государствами -- это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отвечающие интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества. Жикин С.А. Теория государства и права: конспект лекций/ К.А. Жинкин.- Изд. 9-е - Ростов н/Д: Феникс,

Важное место  в межгосударственном экономическом  сотрудничестве занимают международное  разделение труда, кооперирование и  специализация производства, обмен  новейшими технологиями, координация  товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций  и ее специализированные учреждения. Так, Экономический и Социальный Совет ООН в своем составе имеет ряд органов, которые призваны в масштабах мирового сообщества регулировать вопросы межгосударственных экономических отношений, а именно: Совет по торговле и развитию, Экономический комитет, региональные экономические комиссии, комитеты по жилищному вопросу, строительству и планировке, природным ресурсам, науке и технике. Сферой международного экономического и социального сотрудничества занимаются такие специализированные учреждения ООН, как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны  друг с другом. В качестве примера  можно привести Европейское сообщество, целью которого является достижение всестороннего сотрудничества в экономической, политической и военной областях; постоянное и равномерное развитие; скорейшее повышение уровня жизни; более тесные связи народов, входящих в данное содружество государств. Эти государства договорились устранить все ограничения в торговле между ними, ввести общий таможенный тариф в торговле с третьими странами, устранить препятствия для свободного передвижения лиц, капиталов и услуг, проводить общую политику в области транспорта, энергетики и хозяйства, установить единые правила конкуренции и другое. Европейское сообщество заключило целый ряд конвенций со странами других континентов, с которыми оно тесно сотрудничает. В последнее время участники Европйского сообщества одобрили новые договоры о валютно-экономическом и политическом союзах. В частности, большинство стран-участниц сообщества договорились к 1 января 1999 года перейти к общей валюте и единой системе обороны. В рамках сообщества функционирует ряд кредитных учреждений, в задачу которых входит финансирование мероприятий общей экономической и социальной политики (Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд развития и другие).

Экономическое сотрудничество осуществляется также  на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления.

Европейское сообщество имеет общие межгосударственные законодательные, исполнительные и  судебные органы, компетенция которых  ограничена взаимными интересам объединившихся государств.

Подобные межгосударственные образования обладают конфедеративными и отчасти федеративными признаками, поскольку имеют общие законодательные  и управляющие органы.

2.3 Функция обороны  страны и ее  взаимосвязь с  другими функциями  государства 

Функция государства  по обороне страны от внешнего нападения  составляет важное направление его  деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государственно-организованного  общества существовала объективная  необходимость защиты от внешних  агрессоров свободы и независимости  страны, ее суверенитета и территориальной  целостности.

Войны в защиту Отечества, за освобождение территории государства от оккупантов с точки  зрения международного права считаются  законными и справедливыми. Функция  обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и  военными средствами. В мирное время -- это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.

Подавляющее большинство  современных государств восприняло оборонительную доктрину, суть которой  состоит в создании оптимальной  достаточности сил и средств для предотвращения возможной агрессии со стороны другого государства или группы государств. Такой подход к вопросам военного противоборства в значительной мере снижает возможность возникновения войн в жизни народов, предполагая в будущем перспективу их постепенного исчезновения. Понятие функции обороны страны емко и многогранно. Оно включает в себя всю систему государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных сил как в мирное, так и в военное время.

Оборонная деятельность государства базируется на его военной  доктрине и складывается из пяти основных направлений.

1. Укрепление  оборонной мощи страны. Высокую  обороноспособность государства  обеспечивает развитая и эффективная  экономика, опирающаяся на новейшие  достижения научно-технического  прогресса, что позволяет удовлетворять  не только материальные потребности  общества, но и производить все  необходимое для укрепления оборонного  потенциала страны. Современная  экономика обеспечивает необходимый  уровень развития военной промышленности, производства новейших образцов  техники и оружия, создания запасов  стратегического сырья и продовольствия  и других компонентов оборонного  потенциала государства.

2. Повседневное  совершенствование вооруженных  сил, постоянное повышение их  боеспособности и боеготовности.  Каждое государство постоянно  заботится о том, чтобы его  вооруженные силы были мощными,  мобильными, располагали современными  средствами защиты, профессионально  использовали все виды военной  техники и оружия, имели высокую  боеспособность и боеготовность,  действовали в режиме законности  и положений международного права.

3. Охрана государственных  границ. Эта деятельность осуществляется  пограничными войсками или другими  специальными подразделениями и  направлена на обеспечение пограничного  режима, определяемого законодательством  конкретного государства.

4. Организация  гражданской обороны. Государства  проводят ряд оборонных мероприятий  в мирное время в целях противостояния  возможному нападению извне и  обеспечения устойчивого функционирования  экономики страны в военное  время. Эта деятельность предусматривает  эвакуацию жителей из населенных  пунктов, по которым наиболее  вероятны удары оружием массового  поражения. Она связана с созданием  специальных защитных сооружений, проведением спасательных и восстановительных  работ.

Информация о работе Основные внутренние функции государства