Основы административно-правового статуса общественных объединений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:36, реферат

Описание

Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются во взаимоотношениях с гражданами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными учреждениями, предприятиями и организациями. Административная правосубъектность общественных объединений определяет виды административных правоотношений, субъектами которых они являются.

Работа состоит из  1 файл

тгпэ.doc

— 49.50 Кб (Скачать документ)

Основы административно-правового  статуса общественных объединений

Административная правосубъектность  общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и  обязанностей, которые реализуются  во взаимоотношениях с гражданами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными учреждениями, предприятиями и организациями. Административная правосубъектность общественных объединений определяет виды административных правоотношений, субъектами которых они являются.

Несмотря на отличия  в административно-правовом положении  различных общественных объединений, их статусам присущи многие общие  черты. Это определяется тем, что  все общественные объединения:

  1. образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;
  2. не обладают государственно-властными полномочиями;
  3. не являются субъектами правотворчества;
  4. действуют от своего имени;
  5. не являются коммерческими организациями, т. е. цель их деятельности не преследует извлечение прибыли.

Важнейшее положение, определяющее статус общественных объединений, — отсутствие руководства их деятельностью со стороны государства. Не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, а самих объединений — в деятельность государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «Об общественных объединениях». Этот же принцип взаимного невмешательства характерен для отношений общественных объединений с органами местного самоуправления.

Между тем, согласно данному  Закону, государство определяет требования к содержанию устава общественных объединений, по желанию объединений их регистрирует, наделяя правами юридического лица, обеспечивает соблюдение прав и законных интересов объединений, оказывает поддержку их деятельности, регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и др. Орган юстиции, регистрирующий общественные объединения, контролирует соответствие их деятельности уставным целям, имеет право запрашивать их распорядительные документы, может направлять своих представителей для участия в проводимых ими мероприятиях, в установленных федеральным законом случаях вправе выносить руководящим органам этих объединений письменные предупреждения с указанием конкретных оснований их вынесения.

Общественные объединения  обязаны соблюдать законодательство РФ, нормы и принципы международного права, ежегодно публиковать отчет  об использовании своего имущества  и информировать орган, регистрирующий объединение, о продолжении своей  деятельности, допускать представителей этого органа на проводимые мероприятия, оказывать им содействие в ознакомлении с деятельностью объединения и др.

Общественные объединения, в свою очередь, вправе:

  • свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • участвовать в выработке решений органов государственной власти и местного самоуправления;
  • проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование;
  • учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;
  • представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в других общественных объединениях;
  • осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;
  • выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;
  • участвовать в избирательных кампаниях (при условии государственной регистрации данного общественного объединения и при наличии в его уставе положения об участии в выборах).

Общественные объединения  могут заниматься предпринимательской  деятельностью, если это соответствует  их уставным целям и служит достижению данных целей. Осуществляемая ими предпринимательская  деятельность регулируется ГК РФ и другими законодательными актами. Они могут создавать хозяйственные товарищества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности.

Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей. При этом допускается использование общественными объединениями своих средств на благотворительные цели.

В уставе общественного объединения  должны быть отражены:

  • название, цели общественного объединения, его организационно-правовая форма;
  • структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
  • для объединений, предусматривающих членство, условия и порядок приобретения и утраты членства, права и обязанности членов данного объединения;
  • компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
  • источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
  • порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения.

Принадлежность общественного  объединения к политическим общественным объединением должна быть оговорена в его уставе.

В уставе могут предусматриваться  и иные положения, относящиеся к  деятельности общественного объединения.

Общественное объединение  вправе не регистрироваться в органах  юстиции. В этом случае данное объединение не приобретает прав юридического лица. Для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» с учетом специального порядка государственной регистрации общественных объединений.

Решение о государственной  регистрации общероссийского или  международного общественного объединения  принимается Министерством юстиции  РФ; межрегионального общественного объединения — территориальным органом Министерства юстиции РФ по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения; регионального или местного общественного объединения — территориальным органом Министерства юстиции РФ в соответствующем субъекте РФ.

Изменения и дополнения в уставах общественных объединений  подлежат государственной регистрации  в том же порядке и в те же сроки, что и государственная  регистрация самих общественных объединений, и приобретают юридическую  силу с момента такой регистрации.

Орган, регистрирующий общественные объединения, в месячный срок обязан рассмотреть заявление общественного  объединения о его регистрации  и принять решение: зарегистрировать общественное объединение и выдать учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи об общественном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям соответствующий письменный мотивированный отказ.

В государственной регистрации  общественного объединения может  быть отказано, если:

  • устав общественного объединения противоречит Конституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, положениям Федерального закона «Об общественных объединениях» и законов об отдельных видах общественных объединений;
  • представлен неполный перечень необходимых для государственной регистрации документов либо данные документы оформлены в ненадлежащем порядке или представлены в ненадлежащий орган;
  • ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же названием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
  • установлено, что в представленных учредительных документах содержится недостоверная информация;
  • название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной  регистрации общественного объединения  по мотивам нецелесообразности его  создания не допускается.

Отказ в государственной регистрации  общественного объединения, а также  уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в суд.

Отказ в государственной регистрации  общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию  при условии устранения оснований, ранее вызвавших отказ в регистрации.

Реорганизация общественного объединения  осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания. Государственная  регистрация вновь образованного  после реорганизации общественного  объединения производится в таком  же порядке, как и вновь созданных общественных объединений.

Ликвидация общественного объединения  осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания в  соответствии с уставом данного  объединения, либо в судебном порядке.

Общественное объединение может  быть ликвидировано по решению суда в случаях, если:

  • его цели или действия направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • оно своими действиями виновно нарушает права и свободы граждан;
  • неоднократно или грубо нарушает законодательство либо систематически осуществляет деятельность, противоречащую своим уставным целям.

Заявление в суд о  ликвидации общероссийского или  международного общественного объединения  вносится Генеральным прокурором РФ, а о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественных объединений — прокурором соответствующего субъекта РФ.

Ликвидация общественного объединения  по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта  его государственной регистрации.


Информация о работе Основы административно-правового статуса общественных объединений