Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2011 в 13:48, реферат
Франция принадлежит к числу государств, внесших особенно весомый вклад в
развитие конституционно-правовой теории и практики. За годы, прошедшие
после Великой французской революции, т.е. за 200 с небольшим лет, в стране
сменилось четыре республики, две империи, существовали различные переходные
режимы и формы правления.
Основы конституционного права Франции
ВОЛЖСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
ФРАНЦИИ
ТОЛЬЯТТИ 2001
Франция принадлежит к числу государств, внесших особенно весомый вклад в
развитие конституционно-
после Великой французской революции, т.е. за 200 с небольшим лет, в стране
сменилось четыре республики, две империи, существовали различные переходные
режимы и формы правления. За этот период принято около двух десятков
различных конституций, конституционных хартий и конституционных законов. По
образному выражению известного французского государствоведа профессора
Марселя Прело, Франция представляет собой настоящую лабораторию по
изготовлению
конституций, их можно здесь найти
буквально на любой вкус.
Конституция 1958 года, ее характерные
черты и особенности
Ныне действующая Конституция Франции, оформившая создание Пятой республики,
была одобрена подавляющим большинством голосов на референдуме, состоявшемся
28 сентября 1958 года, и вступила в силу 4 октября 1958 года.
Принятию этой Конституции предшествовало нарастание глубокого политического
кризиса в стране. Установленный в 1946 г. во Франции режим усиленного
парламентаризма, известный под названием Четвертой республики,
способствовал росту политической нестабильности и падению авторитета
государственных властей. Серьезный ущерб международным позициям Франции
нанесли колониальные войны, особенно в Индокитае и в Алжире.
В сложившейся обстановке французский парламент принял решение о передаче
власти в руки общенационального лидера, который был бы в состоянии вывести
страну из кризиса, подготовить и осуществить конституционную реформу в
целях укрепления авторитета власти и возрождения величия Франции. Президент
обратился к генералу Шарлю де Голлю, национальному герою периода борьбы за
освобождение.
Генерал дал своё согласие, и 1 июня 1958 г. Национальное Собрание Франции
наделило де Голля чрезвычайными полномочиями в законодательной области.
Одновременно был вотирован конституционный закон, определивший рамки
осуществляемой конституционной реформы. В законе были сформулированы
принципы, которым должно было следовать новое правительство при разработке
проекта конституции. Среди них – выборы как источник власти, разделение
властей, парламентская ответственность Правительства, независимость
судебной власти. В качестве отдельного принципа было сформулировано
требование уважения
основных свобод. Наличие этого
и закрепленных в нем принципов предопределили особенности и характер
проекта конституции,
выработанного и
Конституция 1958 г. в ее первоначальной редакции состояла из краткой
преамбулы и 92 статей, сведенных в 15 разделов.
Конституция 1958 г. подтверждает верховенство основных прав и свобод,
признавая за ними значение общих принципов права. Широкие полномочия
единоличного главы государства в значительной мере уравновешиваются
наличием института парламентской ответственности Правительства.
Принцип «правления народа, через народ и для народа» остается основным
принципом Французской Республики.
Конституция закрепляет
республиканскую форму
особо оговаривает, что данная форма правления не может быть предметом
пересмотра. Основной закон подтверждает приверженность Франции принципам
правового, светского и социального государства, что находит своё отражение
как в постановлениях
Конституции, так и в текущем
законодательстве.
Избирательное право и
Основные принципы избирательного права определены в ст.3 французской
Конституции. Согласно основному закону выборы во Франции являются
всеобщими, равными и тайными.
Всеобщность выборов означает, что избирательным правом пользуются все
французские граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Депутат
нижней палаты Парламента должен быть не моложе 23 лет. Возрастной ценз для
сенаторов составляет 35 лет. Правом голоса на общенациональных выборах –
президентских, парламентских – пользуются только граждане Французской
Республики. Участвовать в голосовании в рамках территориальных коллективов
на местах могут и неграждане, постоянно проживающие в стране.
Равенство трактуется как равные права и возможности всех граждан при
пользовании активным и пассивным избирательным правом при условии, что
гражданин удовлетворяет всем требованиям избирательного закона. Применяемый
во Франции избирательный кодекс предусматривает возможность ограничения
избирательных прав некоторых категорий граждан. К их числу относятся:
недееспособные, лица отбывающие наказание по приговору суда, злостные
банкроты и некоторые другие. При этом любое ограничение избирательных прав
может быть обжаловано в судебном порядке.
Закон устанавливает также различные правила неизбираемости и
несовместимости. Не подлежат избранию прежде всего лица, от деятельности
которых зависит организация выборов, проведение голосования, осуществление
избирательных операций. Правило несовместимости предполагает недопустимость
совмещения выборного мандата с тем или иным видом профессиональной
деятельности или занятием каких либо должностей на государственной или
частной службе. Наиболее существенное значение имеет закрепленная в
Конституции несовместимость мандата парламентария с вхождением в состав
Правительства.
Голосование всегда является тайным. Избирательные операции должны быть
организованы таким образом, чтобы обеспечить реальную возможность
свободного волеизъявления избирателя. Всякая попытка контроля за
голосованием избирателя представляет собой серьезное правонарушение,
которое влечет за собой ответственность по закону.
Наиболее распространенной
является мажоритарная система выборов
в два тура.
Система государственных
В основу построения и функционирования системы государственных органов
Франции положен принцип разделения властей.
Современная Франция принадлежит к числу республик со смешанными формами
правления. Ее зачастую называют полупрезидентской, полупарламентской или
страной с рационализированным парламентаризмом. Для Пятой республики
характерно заметное усиление роли исполнительной власти и ослабление роли
Парламента. Носителями исполнительной власти выступают Президент Республики
и Правительство. При этом зачастую практическое функционирование зависит от
того, совпадают
ли президентское и парламентское
большинство.
Президент Республики
Президенту республики принадлежит центральное место в системе
государственных органов Пятой республики. Согласно ст.5 Конституции он
следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование
государственных институтов, принимает меры по обеспечению национальной
независимости и территориальной целостности, обеспечивает соблюдение
международных соглашений и договоров. Президент Республики – верховный
главнокомандующий вооруженными силами страны, он производит назначение на
высшие военные и гражданские должности. Он представляет страну в
международных отношениях.
К числу полномочий Президента относятся:
назначение Премьер-министра
решение о досрочном роспуске Национального собрания
обладает правом законодательной инициативы.
Президент Республики избирается путем всеобщего, прямого, равного и тайного
голосования сроком на 7 лет. Ограничений для переизбраний не установлено.
В случае досрочной вакансии поста Президента его обязанности временно
исполняет Председатель Сената, а если он тоже не в состоянии выполнить эти
обязанности, они исполняются Правительством. Исполняющий обязанности
Президента ограничивается в своих правах. Он, в частности, не может
проводить референдум, не имеет права распустить Национальное собрание.
В ст.34 Конституции сказано, что всё, что лежит вне сферы, регулируемой
законом, регулируется актами исполнительной власти. В результате акты,
подписываемые Президентом, нельзя рассматривать как обычные подзаконные
акты, принимаемые на основе и во исполнение закона. Президентские ордонансы
и декреты – это самостоятельные нормативно-правовые акты, которые играют в
регулировании отдельных сфер общественных отношений ту же роль, что и
закон.