Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:32, реферат
Анализируя основные причины и тенденции повышения роли вновь образовавшихся государств конца ХХ века в современной международной жизни, выявляя внутренние и внешние факторы их влияния на решение вопросов безопасности и разоружения, расширения международного сотрудничества, в данной работе сделана попытка осмыслить и обобщить роль Конституции на примере Республики Казахстан.
Введение
Глава 1. Понятие и принципы основ конституционного строя
1.1 Понятие основ конституционного строя
1.2 Принципы и основы конституционного строя
Заключение
Глава 1. Понятие и принципы основ конституционного строя
1.1 Понятие основ конституционного строя
1.2 Принципы и основы конституционного строя
Заключение
Введение
Анализируя основные причины и тенденции повышения роли вновь образовавшихся государств конца ХХ века в современной международной жизни, выявляя внутренние и внешние факторы их влияния на решение вопросов безопасности и разоружения, расширения международного сотрудничества ,в данной работе сделана попытка осмыслить и обобщить роль Конституции на примере Республики Казахстан. При этом критически предусмотрены унаследованные от прошлого догматические установки, которые расходились с существующей действительностью.
Республика Казахстан в соответствии с принятым 16 декабря 1991 г. конституционным Законом «О государственной независимости Республика Казахстан» стала суверенным демократическим государством, обладающим верховным правом в отношений своей территории и национального богатства. В области международных отношений она стала самостоятельно определять и проводить свою внешнюю политику, строить свои взаимоотношения с другими государствами на основных принципах международного права.
Республика Казахстан с момента обретения независимости приняла две Конституции (в 1993г и в 1995 г.). В Конституцию 1995 года в последующие годы были внесены много изменений. Это говорит, что Республика Казахстан только формирует конституционное законодательство. Республика Казахстан на основе общемировых понятий, принципов и т. д. создает свою Конституцию, которая отвечает требованиям нашей страны и написана с учетом отечественных особенностей. То же самое можно сказать и о конституционном строе в Республике Казахстан. Многие его основополагающие позиции, пункты, статьи еще не совсем сформированы. Точнее в Конституции Республики Казахстан написано, как должно быть в идеальном варианте, а на практике до достижения идентичности еще далеко.
Конституционный строй – это, стержень государства, общества. Он определяет политику, устройство и жизнедеятельность страны.
В момент становления Республики Казахстан, как независимого государства, именно, построение конституционного строя явилось первой и наиважнейшей задачей первого Правительства.
Глава 1. Понятие и принципы основ конституционного строя
1.1 Понятие основ конституционного строя
Термины "конституционный строй", " основы конституционного строя" вошли в научный оборот, в законодательные акты в начале 90-х годов. Их появление связано, главным образом, с разработкой и обсуждением Конституции РК 1993 года. С ее принятием оба понятия стали выступать в качестве официального наименования одной из групп общественных отношений. Поэтому в науке конституционного права исследования по раскрытию названных понятий, их содержания пока не проводились, что вызывает определенные трудности при изучении Конституции РК 1995 года, конституционного права в целом.
Прежде всего, необходимо установить: что следует понимать под конституционным строем. Можно его рассматривать как систему определенных общественных отношений, регулируемых непосредственно нормами Конституции. Однако это слишком широкая и общая дефиниция, под которую сравнительно легко можно подвести самые разнообразные общественные отношения, взаимосвязи, в том числе не имеющие прямого отношения к конституционному строю.
В ряде случаев под конституционным строем понимаются гарантии полного подчинения государства праву. Совокупность этих гарантий и дает якобы конституционный строй. Представляется, что данное понятие еще в меньшей степени, чем предыдущее, раскрывает суть конституционного строя, ибо слишком абстрактно. Получается, что любое государство творит у себя отвечающее его интересам право и действует в соответствии с ним. Но почему только государство должно подчиняться праву? Эта обязанность в ряде зарубежных стран возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их общественные объединения. Какой же это конституционный, если он заключается в подчинении праву только государства? если угодно, государство может создать право, нормам которого очень удобно будет подчиняться любым государственным органам, выражающим его интересы.
Для решения этого вопроса обратимся к таким уже известным понятиям, как государственный строй и общественный строй. Государственный строй охватывает: форму правления, форму государственного устройства, политический режим, то есть организацию государства и порядок осуществления государственной власти. Устройство общества, его организация включает в себя положение человека и гражданина, систему хозяйствования, формы собственности, политические идеологические, религиозные и другие устои общества.
Теперь обратимся к разделу 1 Конституции Республики Казахстан "Общие положения" В ст. 1,2 Конституции четко провозглашается форма РК как государства; ст.3 закрепляет принадлежность всей власти в РК народу; далее раскрывается механизм реализации государственной власти (п. 4 ст. 2)[1]. Иначе говоря, здесь фактически устанавливается устройство государства или, как еще принято именовать, государственный строй, организация государства.
В п. 1 ст. 1 Конституции провозглашается положение человека в обществе, фиксируется, что человек, его жизнь, права и свободы являются высшими ценностями государства РК. Но права и свободы человека и гражданина являются элементами не государственного строя, а организации, устройства общества. То же самое можно сказать об отношениях, регулируемых ст. 5 п. 5 ст. п.3 и некоторыми другими статьями Конституции РК.
Таким образом, понятием "конституционный строй" интегрируются в единое целое общественные отношения, которые образуют в своей совокупности государственный и общественный строй или устройство, организацию государства и общества.
Указанные отношения являются предметом регулирования конституционных норм, причем те из них, которые содержаться в разделе 1 Конституции, образуют своеобразный институт основ конституционного строя. Своеобразие это обусловлено специфическими чертами составляющих его норм. Так, нормы названного института фиксируют важнейшие для устройства государства и общества принципы, то есть это нормы-принципы. Они обладают наивысшей юридической силой даже по сравнению с другими нормами Конституции и составляют первичную нормативную базу всей системы действующего законодательства, всех нормативно-правовых актов. Можно сказать, что нормы, содержащиеся в разделе 1, и составляют институт основ конституционного строя, есть конституция в конституции. Другими словами, все иные разделы Конституции.
Поэтому чрезвычайно важно уяснение положений раздела 1 Конституции, их глубокое усвоение. Во-первых, их знание облегчает понимание других положений Конституции. Во-вторых, исходя из основ конституционного строя, граждане могут давать соответствующую оценку законам, иным нормативным актам, действиям государственных органов и должностных лиц. В-третьих, в случае, если в действующем законодательстве обнаружатся пробелы или нормы, которые противоречат Конституции, то граждане, суды вправе руководствоваться положениями раздела 1 Конституции РК.
1.2 Принципы и основы конституционного строя
Конституция РК из всей совокупности общественных отношений в государстве и обществе выделила наиболее важные, основополагающие для жизнедеятельности общества и государства и урегулировала их в разделе 1 "Общие положения", придав им силу конституционных принципов, то есть именно здесь сформированы главные идеи о том, как должны развиваться те или иные общественные отношения, как должны функционировать какие-либо общественные или государственные институты. При этом устанавливается, что это особо охраняемые общественные отношения, пользующиеся особой юридической защитой (ст. 91).
Анализ норм Конституции позволяет подразделить эти принципы по различным критериям. В качестве подобных критериев можно использовать такие категории, как функциональная направленность, степень общности, широта охвата общественных отношений.
Например, устанавливается, что Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, то есть данные принципы сопряжены с понятием формы государства, с его организацией. Другие принципы касаются основ гражданского общества, (власть осуществляется народом непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также народ делегирует осуществление власти государственным органам, человек, его жизнь, права и свободы являются наивысшими ценностями), основ экономических и социальных отношений.
Можно выделить принципы организационные и функциональные. Мы уяснили, на каких принципах организуется государство (унитарное, президентская форма правления), а также установили, что это государство демократическое, светское, правовое и социальное. Применяется такой метод, как закрепление наиболее общего принципа, а затем дается расшифровка его составляющих в качестве отдельных принципов. Например, в п. 1 ст. 1 Конституции РК фиксируется, что Республики Казахстан утверждает себя правовым государством, п. 2 ст. 4 закрепляет высшую юридическую силу Конституции, п. 4 ст. 3 – разделение властей, п. 3 ст.4 – признание и соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права. Последние три положения есть не что иное, как признаки, характеризующие правовое государство.
Таким образом, в качестве основ конституционного строя Республики Казахстан провозглашается система важнейших принципов, с одной стороны, характеризующих Республику Казахстан как государство, а с другой – закрепляющих основы гражданского общества. К их числу относятся: суверенитет; приоритет общечеловеческих ценностей; принцип унитаризма; президентская форма правления; принципы, характеризующие как Республики Казахстан демократическое, светское, правовое и социальное государство; многообразие форм собственности; идеологическое и политическое многообразие; основополагающие принципы деятельности государства – Республики Казахстан: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.
Нормы, содержащие эти принципы, образуют своеобразный институт основ конституционного строя. Его можно определить как совокупность конституционных норм, учреждающих целостную систему основополагающих принципов организации и функционирования государства и общества.
Еще раз подчеркнем, что этот институт своеобразный, состоящий из норм-принципов, каждая из которых есть юридическая база формирования отдельных институтов конституционного и других отраслей права. Объединяют их в единый конституционный институт предмет и метод регулирования. Так, предметом их регулирования являются отношения, которые в своей совокупности образуют основы конституционного строя посредством Республики Казахстан закрепления важнейших принципов, определяющих устройство общества и государства.
Принципы основ конституционного строя можно с помощью различных критериев подразделить на отдельные виды. По тем же основаниям группируются нормы, образующие соответствующий институт: закрепляющие форму государственной власти (ст. 1, ст.2); устанавливающие источник государственной власти и способы осуществления народовластия (п.1, п.2 ст. 3); определяющие предмет, действия суверенитета Республики Казахстан (п. 2 ст.2); формулирующие основы унитарной формы государственного устройства (п. 1 ст.2); закрепляющие принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власть (п.4 ст.3); качественно характеризующие Республику Казахстан как государство (п.1, п.2 ст.1); закрепляющие принципы экономического развития (ст.6); закрепляющие принципы внешней политики (ст. 8), принципы внутренней политики (п. 2 ст.1); закрепляющие символы государства (ст. 9).
Заключение
В завершении хочу отметить значение конституционного строя Республики Казахстан.
Признание государства на международной экономической, политической, духовно-культурной арене зависит от того, какой конституционный строй выбрала страна. Если страна сторонник демократии, развития международной торговли, свободы личности, если на человека государство воспринимает как ценность, которой нет цены, то это государство признается мировым сообществом. Это значит, ей гарантирована помощь в виде гуманитарной помощи, выдачи кредитов и т. д.
Наивно думать, что государство, провозгласившее себя демократическим, сразу становится таковым. Становление реальной демократии, означающей баланс прав и обязанностей гражданина, отнюдь не спонтанный акт, а весьма длительный регулируемый процесс, требующий кропотливых усилий всего общества.
Обеспечение верховенства прав – обязанность не только государства и его органов. Проблема заключается в том, что до тех пор, пока граждане не будут безразличны к нарушению своих прав, к нарушению закона вообще, утвердить верховенство закона и построить правовое государство крайне затруднительно. Суть правового государства – обеспечить правление закона. Это основополагающий принцип правового государства. Именно реализация конституционных прав и свобод граждан означает претворение их в жизнь и, в конечном счёте, удовлетворение потребности и интересов в процессе использования конституционных прав и свобод.