Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 22:49, курсовая работа
Правовая картина мира, складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны, взаимозависимы, оказывают воздействие друг на друга.
Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия обусловлена тем, что одни национальные правовые системы имеют больше общих признаков, чем остальные. Другие же, наоборот, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу; имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие правовой системы. Типология правовых систем…………………4
2. Романо-германская правовая семья…………………………………………..7
3. Англо-германская правовая семья…………………………………………..10
4. Религиозные правовые системы……………………………………………..15
5. Особенности формирования и развития российской правовой системы…24
Заключение………………………………………………………………………27
Список используемой литературы…………………………
Систематизация действующего законодательства в странах общего права имеет свою специфику. Источником правовых текстов для английских юристов являются сборники "Law Report", где в соответствующих сериях публикуются решения высших судебных инстанций. В США помимо систематизированного в алфавитном порядке собрания действующих федеральных законов издаются разного рода сборники, призванные классифицировать федеральные законы и законы штатов. Проведение кодификации законодательства в романо-германском стиле в США когда-то предполагалось, однако существующие сейчас в некоторых штатах Гражданские и Гражданские процессуальные кодексы отнюдь не сопоставимы с кодификациями законодательства европейских стран. Кодексы в США - не более чем консолидация, а никак не свидетельство и основа обновления законодательства, как в странах романо-германского права.
Значение источника права сохраняется за обычаем, хотя его значение весьма невелико. Применение местного английского обычая является обязательным, только если обычай признается старинным (т.е. существовал до 1189 г.). Юридически обязательные обычаи действуют в торговом праве. Их действие также ограничено временем, пока обычаи не санкционированы законом или судебной практикой. В то же время обычаи, формально не приобретшие юридического значения, имеют существенное значение в области уголовного правосудия, не говоря уже об их господстве в конституционном праве Англии, английской политической жизни. В США основная сфера применения обычая в силу, главным образом, особенного долголетия федеральной конституции - это государственная организация, функционирование механизма государственной власти. Значение источника, хотя и вспомогательного по официальному значению, в системе англо-американского права Р. Давид и К. Жоффре-Спинози отводят доктрине и разуму, считая, что именно разум руководит поиском необходимого судебного решения, в сочетании со справедливостью обеспечивает установление правового порядка и составляет основу английского права [5].
4. Религиозные правовые системы.
На формирование правовых систем в некоторых современных государствах активно влияют различные мировоззренческие формы, в частности религия. Причем это влияние может проявляться независимо от формального места религии в государственной жизни - и в светских, и в клерикальных государствах.
В клерикальных государствах соответствующая религия является основой государственной и общественной жизни, источники религиозных текстов выступают Основным законом, а теистическая идеология - основой формирования правовой системы. В отдельных светских государствах влияние религиозных правил и институтов обнаруживает тенденцию к укреплению, проникновению во все более широкие сферы государственной жизни. В других - наоборот: раз и навсегда установленные религиозные нормы, оказавшиеся неприспособленными к изменяющимся условиям общественно-политической жизни, утрачивают способность оказывать регулирующее воздействие на общественную жизнь в государстве. Но даже в последнем случае традиционно-религиозные привычки и обыкновения, тысячелетиями определявшие быт и общественный уклад жизни народов, исповедующих ту или иную религию, даже не будучи официально санкционированными, продолжают управлять поведением людей, обусловливать те или иные поступки.
В обыденном сознании граждан также происходят перемены в восприятии религии и религиозных догматов. Воспитание гражданственности, соответствующих человеческих качеств в духе принятия нравственности за основу жизни, этического преображения общества - таковой видится глобальная задача духовного воспитания, осуществляемого в разных государствах, в том числе и религиозно-правовыми средствами.
Религиозное мировоззрение имеет достаточно древние корни. Основные мировые религии зародились тысячелетия назад, и одной из их функций было поддержание социальной общности и определенного порядка взаимоотношений в ее рамках. Для большинства религий в целом характерно безукоснительное следование их приверженцев правилам, законам, заповедям, ритуалам, установленным в религиозных источниках, обетам, добровольно налагаемым на себя верующими.
Нельзя не сказать и о резко негативных проявлениях воздействия на общественную и государственную жизнь идеологических установок, сформированных на базе отдельных религиозных учений. Обязательства, налагаемые отдельными религиозными идеологиями на своих приверженцев, хотя и прикрываемые лозунгами "нравственности, справедливости и порядка", порой попирают элементарные права человека и гражданина, низводят общечеловеческие ценности до весьма своеобразного понимания идеи "равенства", как подавленности личностного начала и одинакового права каждого принести по повелению духовных вождей в жертву собственную жизнь или жизни других людей. Перенесение религиозной идеологии на позиции фундаментализма и отправление религиозно-традиционной обрядности на фоне экстремистских лозунгов в настоящее время представляет значительную угрозу существованию цивилизации в современном ее виде. Характерное для идеологии отдельных религиозных систем провозглашение определенных постулатов своей религии в качестве единственно правильных, соответствующих "истинной вере", в отличие от "неверных", устанавливаемых другими теистическими идеологиями, а также отрицательное отношение к представлениям религиозно-институционального плана, которые исповедуют сторонники других религий, - одно из негативных проявлений современного религиозного мировоззрения..
Однако с морально-нравственным содержанием религиозного миропонимания, позитивной нацеленностью религиозных общественно-идеологических исканий на соответствие естественным задачам человеческой жизни пока еще связывается потенциальная ценность и значимость религий в настоящее время.
Немало государств в современном мире признали религию основой государственной идеологии, а религиозное право, наряду с государственным, обеспечивает социально регулирующую функцию государства. Теистическое происхождение объясняет характер права, сложившегося на базе религиозных норм. Священные писания, религиозные сочинения, тексты жизнеописаний основоположников религиозных учений и т.п. выступают источниками права религиозных правовых систем. Религиозное право применяется лишь в отношении исповедующих данную религию людей.
Христианское право. В большинстве современных государств, народы которых исповедуют христианство (это в основном государства Европы и Америки), религии отводится место нравственно-этического регулятора общественных отношений. В системе социальных норм религиозные правила выступают как моральные предписания. Но исторически христианские религиозные нормы и правила стали источником и содержательным материалом для установления в этих государствах официальной нормативной правовой регламентации. Преобразование религиозных правил в законы государств, население которых исповедует христианство, произошло так давно, что о религиозных корнях правовых систем современных государств и предопределенности права церковными догматами практически не говорят.
Возрождение европейской цивилизации, формирование современной ее ипостаси связывается с Новым временем. Возрождение во многом опиралось на тот культурный запас, который сохранило просвещенное сословие того времени - духовенство. Христианство тогда выступало даже не столько идеологической надстройкой, сколько являлось органическим проявлением всех сторон общественного быта. Мировоззрение народа формировалось под воздействием религиозных представлений.
Право христианской церкви создавать собственную систему норм для "внутреннего употребления" вылилось в утверждение канонического права как юридической системы внутри христианской церкви. Основой формирования христианского права служили библейские тексты. Это апостольские откровения учеников Христа (Евангелия), Деяния и Учения двенадцати апостолов, а также связанные с ними Послания учеников апостолов. По общерелигиозному и нормативному значению место основных источников канонического (церковного) права отводится и более поздним документам, связанным с защитой христианского вероучения от языческих элементов, еретических учений. Это разного рода диалоги, беседы, апологии. В библейских текстах обосновалась главная идея христианского учения - любовь к себе и к ближнему, материальное вспомоществование нуждающимся, защита немощных, а вклад последующих религиозных произведений - еще и в узаконении философской науки в церкви -христианского богословия.
К XV в. на базе основных источников христианского права был выработан Свод канонического права - памятник, который до сих пор является основой канонического права в странах, исповедующих католицизм. Источниками церковного права в православии выступают византийские правовые нормы (римское право, Номоканон). Источником христианского права выступают церковные уставы, постановления церковных соборов; первоисточником для последующей церковной регуляции служат библейские тексты.
Историческое различие между римской и греческой культурами оказало известное влияние на нормативное содержание соответствующих религиозных правил и норм. Так, десять заповедей христианского вероучения, именуемые в религиозных текстах как "закон", как "повеления, постановления и уставы", составляют кодекс христианского права и в настоящее время, но в католицизме наряду с заповедями (обязанностями, предписанными всем) выделяют советы - средства достижения совершенства. Если по отношению к государству православие не признает ни властвования, ни подчинения, то католицизм, напротив, не признает самостоятельности и неприкосновенности государства. Вера в православии обязательно должна подтверждаться добрыми делами, а грех - непременно искуплен, иначе - в католицизме: одной веры достаточно для причисления к церкви и допускается разрешение греха (индульгенция). Католицизмом установлено требование безбрачия (целибат) для всех священнослужителей, православием - только в отношении некоторых служителей культа. Католическая церковь признает брак принципиально нерасторжимым, отсюда - очень сложная и длительная процедура его расторжения, православная - установила основания, при которых брак может быть расторгнут церковью.[6]
Христианское право, по существу, сложилось как система миропонимания. В отрыве от идей православия, например, нельзя понять ни культуры России, ни ее историко-правового развития. В правовой истории России вплоть до 20-х гг. XX в. на идеях защиты (по опыту 1917 г. - попрания) традиционной религиозной идеологии были замешены и нравственные ориентиры, и союзные связи, и политические противостояния.
Церковные суды разрешали спорные вопросы по сделкам с точки зрения справедливой цены. Прерогативой церковных судов было толкование договоров по существу, а не по формальным признакам. Оценивая субъективную сторону действий сторон, христианская церковь проводила идею святости обещания. Даже формально не закрепленное обещание, по христианским правилам, не должно нарушаться.
Практическое обеспечение действия христианского права выражается в применении церковных наказаний. Смысл наказания состоит в лишении верующего, нарушившего церковные нормы и правила, религиозно-нравственных прав и благ, которые дает церковь, моральном исправлении нарушителей, а также в отстранении их в целях охраны авторитета церкви. В христианском праве как высшая кара выступает отлучение верующего от церкви (анафема). В числе других наказаний, применяемых к членам церкви судебными органами христианской церкви, церковное покаяние (епитимья), временное заключение в монастырь (покаяние с подчинением монастырской власти), лишение церковного погребения.
Опыт исключительно христианско-правовой регламентации общественно-политической жизни в отдельном государстве имеется, и весьма позитивный. Построенное целиком на религиозных нормах христианское государство было основано в Парагвае после того, как он был захвачен Испанией и превращен в колонию. Члены Ордена иезуитов на базе католических религиозных правовых принципов и норм организовали иезуитское государство - Республику Гуарани. Оно просуществовало недолго - с 1610 по 1768 гг., но опыт религиозно-правового оформления его государственных институтов позволил французским мыслителям эпохи Просвещения Ш. Монтескье и Д. Дидро дать высокую оценку нравственному содержанию жизни в этом государстве. Уважение к авторитету власти, а равно уважение личности, справедливое распределение социальной помощи, равенство во владении необходимой собственностью, поощрение познавательных устремлений и конечная цель - сделать людей счастливыми - характеризовали "внутреннюю" политику этого христианского государства.
Все европейские государства в своем развитии прошли период, когда светские и церковные организации и институты в равной мере определяли политическую жизнь: преследование грешников осуществляла не только церковь, но и государство, властные прерогативы светской власти возлагались с "благословения" церкви. В истории России был период до начала XIX в., когда церковь была уполномочена государством налагать уголовные наказания на виновных в преступлениях, подсудных церкви; в первой половине XIX в. церковное покаяние в монастырях было одним из видов общегражданского наказания.
Религиозную историю имеет и формирование государственных институтов. Например, во всех современных государствах с христианским населением конституционно установлено требование об обязательном гражданстве главы государства - независимо от характера замещения этой должности: в порядке выборов или наследования. Источником этой нормы считается ветхозаветное правило: "из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою иноземца" .
Нормы христианского права со временем стали утрачивать адекватность темпам и потребностям развития товарно-денежных экономических отношений. Постепенно юрисдикционные полномочия церкви практически во всех государствах с христианским населением перешли к светским органам; положение церкви, компетенцию церковных организаций и их отношения с государственными органами стало определять государство. Однако и теперь некоторые государства сохраняют юрисдикцию церкви в разрешении некоторых вопросов частного права, например вопросов заключения и действительности брака. Например, в Италии предусмотрены как гражданская, так и церковная форма брака; необходимо лишь уведомить государственные органы о состоявшейся церковной церемонии бракосочетания.
Иудейское право. Специфической чертой иудейского права обычно называют такую его особенность, как этническая (национальная) принадлежность. Историко-культурное значение нормативного содержания иудейского вероучения связывается с приспособлением средств религиозного характера к решению главным образом проблем этнической идентичности, сохранению сложившегося уклада жизни[7]. Действительно, стремление к ограждению национальной общинной жизни от возможного влияния национальной культуры или религии других этносов выступает определяющей идеей иудейской религии. Богоизбранность еврейского народа, мессианское назначение его земного существования - тот идеологический миф, который сложился в религиозной среде и служит, прежде всего, культовым интересам. Поддержание этого мифа, передача его из века в век - свойство, метод и феномен еврейской религиозной идеологии. Эти особенности отражены и в сложившемся на ее основе иудейском праве, распространенном в государстве Израиль.
Источником права иудеев является Библия, та ее часть, которая содержит Тору (или Пятикнижие Моисея), Пророки (древние хроники и пророчества) и Писания (Агиографы или литературные тексты главным образом лирического, историко-описательного или назидательного характера) - иначе Ветхий Завет. Другой источник - Талмуд. Талмуд представляет собой сборник древних священных писаний, который состоит из текстов (Мишна) и их толкований еврейскими священнослужителями - раввинами (Гемара). Многие исследователи признают, что как источник иудейского права Талмуд имеет больший авторитет и значение, чем Ветхий Завет[8].
Информация о работе Особенности формирования и развития российской правовой системы