Особенности германского федерализма после Второй мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:32, доклад

Описание

Нужно очень коротко, но внятно показать условия, в которых формировался германский федерализм после 2 мировой войны. Под воздействием стран запада и в условиях раскола с восточной частью Германии
Показать, как «устроен» федерализм: Федеративные органы власти со своей компетенцией и земли (в том числе вошедшие в состав ФРГ из территорий ГДР). Бундесрат. Органы власти земель. Смешанная компетенция.
В отличие от американского федерализма в Европе центр сильнее субъектов. Это нужно показать и сравнивая компетенцию и за счёт деятельности Федерального суда, который «перебрасывает» спорную компетенции центру и за счёт корпоративного федерализма, федерального банка, который усиливает центр.

Работа состоит из  1 файл

Док.docx

— 32.92 Кб (Скачать документ)

Департамент образования города Москвы 
Государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования 
«Московский городской педагогический университет» 
Юридический факультет 
 

 
ДОКЛАД 
на тему:

«Особенности германского федерализма после Второй мировой войны» 
 

Студента  первого курса: 
Хасянова Рафаэля Зиннуровича 
 

Научный руководитель: 
Ростиславлев Дмитрий Александрович 
 

Москва 2012

 

 

 

    • Нужно очень  коротко, но внятно показать условия, в  которых формировался  германский федерализм после 2 мировой войны. Под  воздействием стран запада и в  условиях раскола с восточной  частью Германии
    • Показать, как «устроен» федерализм: Федеративные органы власти со своей компетенцией и земли (в том числе вошедшие в состав ФРГ из территорий ГДР). Бундесрат. Органы власти земель. Смешанная компетенция.
    • В отличие от американского федерализма в Европе центр сильнее субъектов. Это нужно показать и сравнивая компетенцию и за счёт деятельности Федерального суда, который «перебрасывает» спорную компетенции центру и за счёт корпоративного федерализма, федерального банка, который усиливает центр.

В конце  вывод о том, что несмотря на сильный центр федерация основана на демократических принципах (это нужно показывать по ходу текста). Можете сравнить с нашей федеративной системой (но всё нужно показывать и доказывать) 
 
 
 

     Хасянов Рафаэль (1 курс,2 группа)   Переделанный вариант

     Доклад  на тему: «Особенности германского федерализма после Второй мировой войны» 
 
 
 
 

            Федеративная Республика Германия является государством, устроенным по федеральному принципу. Федеративное устройство Германии можно считать наследием эпохи феодальной раздробленности: Пруссия, присоединяя те или иные земли, представлявшие собой королевства, герцогства и т. п., нередко сохраняла за ними определенную государственно-политическую обособленность. Федеративное устройство по Имперской конституции 1871 г., оформившей объединение Германии, и Веймарской конституции 1919 г. опиралось на эти исторические единицы. Создание современного германского федерализма было в значительной мере результатом политики западных оккупационных держав, которые таким путем хотели ослабить возможность возрождения централизованного милитаристского германского государства. Федерализм с его системой сдержок и пртивовесов был противопоставлен централизму, аккумуляции мощи и злоупотреблению ею. Так, имперские органы Рейхстаг и Рейхсрат были преобразованы соответственно в Бундестаг и Бундесрат, а Высший государственный суд - в Федеральный конституционный суд. Впрочем, в отношении степени федерализации ФРГ среди союзников не обнаружилось единства: Франция была сторонницей образования рыхлой конфедерации, Великобритания не возражала и против более спаянной общности. Фактически единственным последовательным протагонистом утверждения федеративной системы в Германии было правительство США. Конечной целью своего присутствия союзники провозгласили создание либеральной политической и экономической систем на территории ФРГ. Между тем на восточных территориях Германии события развивались, повинуясь абсолютно другой внутренней логике. Доминирующее советское присутствие, разумеется, породило совершенно иную политическую и экономическую систему. В отличие от ФРГ, бывшая ГДР была основана не на федеративных, а на централистских началах.

     Согласно  Основному закону в ФРГ пять постоянных конституционных органов страны, это федеральный президент, бундестаг, бундесрат, федеральное правительство и федеральный конституционный суд. В российской политологической и государствоведческой литературе бундесрат нередко рассматривают в качестве второй палаты единого германского парламента. Конституция ФРГ однозначно определяет, что законы страны принимаются бундестагом, а Бундесрат призван выполнять контрольные функции, играть роль своего рода тормоза в случае принятия скоропалительных законопроектов, оказывать влияние на решения бундестага и федерального правительства. Имея статус органа Федерации и не являясь земельным органом или "земельной палатой" в собственном смысле слова, бундесрат отражает один из основных принципов федерализма — единство в многообразии.

     16 земель федерации обладают собственной  государственностью со всеми  суверенными правами и компетенциями.  Это означает: все, что надлежит  устроить и отрегулировать в  общих интересах, относится к  компетенции федерации. За все  остальные вопросы несут ответственность  земли. Следствием федеративного  устройства является то, что гражданин  не противостоит единой, неделимой,  а значит и всесильной, центральной  государственной власти. Целью федеративного  порядка является воспрепятствование  излишней концентрации власти. Распределение  компетенции означает и распределение  власти. Участие населения в политических  решениях тоже больше, так как  существует множество политических  органов на ограниченной территории. Федеративное государственное устройство  содержит и особые шансы для  оппозиции в федерации. Если  оппозиция ставит несколько или  даже большинство земельных правительств (ландтагов), а так это было почти всегда, начиная с 1949 года, то у нее (оппозиции) имелась возможность претворения своих идей и ответственного выполнения государственных функций как в рамках определенных земель, так и в рамках всего государства Федеративная Республика Германия, оказывая влияние через Бундесрат (палату земель) на законодательство и управление.

     Законодательные права земель вытекают из Основного  закона, где записано, что земли  обладают правом на законодательство в случаях, где оно не попадает в законодательную компетенцию федерации. Дальнейшей основой являются статьи 70-91 Основного закона, в которых описано разграничение законодательных компетенции между федерацией и землями. Землям предоставляются законодательные компетенции в областях, которые вообще не упомянуты в Конституции, а также там, где федерация не пользуется своими полномочиями.

     Компетентность  земель и компетентность федерации  в Основном законе определяется в  зависимости от того, должны ли быть урегулирования едиными для всех земель или желательно оставить землям их собственную конститутивную сферу. Это наглядно видно на разделения компетентности федерации на исключительное, конкурирующее и рамочное законодательство. В законодательство, относящееся  исключительно к компетенции  федерации, входят, например, отношения  с иностранными государствами, вопросы  обороны, валютная, денежная и монетная системы, железная дорога, воздушное  сообщение и часть налогового законодательства. В области конкурирующего законодательства земли имеют законодательное  право только в том случае, если федерация те же самые предметы не урегулировала законом. Такое разрешается  делать федерации только тогда, когда  существует особая необходимость в  едином для федерации урегулировании. К сферам конкурирующего законодательства относятся, в частности, гражданское  и уголовное право, хозяйственное  и атомное законодательство, трудовое и земельное право. Затем законодательство в вопросах иностранных граждан, жилищное хозяйство, судоходство и  уличное движение, удаление отходов, надзор за чистотой воздуха и борьба с шумом. Конституционная практика показала, что по этим темам нужно  иметь единые правила. Практически  это уже не в законодательной  компетенции земель. В пределах рамочных предписаний федерации отдельные  законодательные сферы - в ведении  земель. Сюда входят, например, высшее образование, охрана природы и ландшафтов, планировка местности и водный баланс. Осуществление государственных  полномочий и выполнение государственных  задач возлагаются ст. 30 Основного  закона на земли, поскольку Основной закон не содержит или не допускает иного регулирования. Это своеобразная форма презумпции компетенции земель, которая свидетельствует о принципиальной децентрализованности германской федерации.

     В результате объединения Германии в 1990 г. на территории ГДР были восстановлены  земли, существовавшие до 1952 г., а принципы федеративного устройства “растянуты”  на всю территорию Германии. Некоторое  усиление централизации ожидается  в связи с переносом столицы  Германии из провинциального Бонна  в бывший имперский Берлин; вместе с тем в ФРГ есть достаточно крупных городских центров, способных  “уравновешивать” новую столицу. Тем не менее в “старых” землях периодически высказывается беспокойство о том, что объединение страны привело к альянсу федерации и “бедных” “новых” земель против “старых”, более “богатых”.

     Немецкий  федерализм связывает между собой  внешнее единство и внутреннее многообразие, аналогично тому, как, например, это  имеет место в США или Швейцарии. Сохранение регионального многообразия - традиционная задача федерализма. Эта  функция приобретает сегодня  новую суть в связи с такими региональными требованиями, как  охрана памятников, сохранение градостроительных  традиций и развитие культуры регионов. Прежде всего, федеративное государство должно обеспечивать свободу. Распределение задач между федерацией и землями существенный элемент в системе разделения и уравновешивания властей, предусмотренных в Основном законе.

     Говоря  о форме государственного устройства, к Германии часто применяют термин «скрытое» федеративное государство. Хотя Основной закон закрепляет распределение полномочий на уровне федеральных земель и федерации в целом, в нём в то же время объединены преимущества централизованного государства с преимуществами федеративного государства. Например, граждане чаще всего решают вопросы через земельные власти и местные администрации, которые осуществляют свою деятельность по поручению земель (согласно принципу субсидиарности). Однако общественная жизнь регулируется большей частью федеральными законами. Смысл в том, что согласно Основному закону, необходимо стремиться к выравниванию жизненных условий во всех федеральных землях Германии, которые определяются социальной и экономической политикой государства. Например, полиция является федеральным органом с единым федеральным руководством (нет полиции федеральных земель, как полиции штатов и графств в США).

     Итак, социальная и экономическая сферы  общественной жизни регулируются главным  образом федеральными законами. В  данном аспекте германское федеративное государство схоже с централизованным. С одной стороны, земельные органы управления, исполняют законы данной федеральной земли, что характерно для федеративного государства. С другой стороны, они исполняют большинство федеральных законов, что нетипично для федеративного государственного устройства. Также усилению роли федерации способствует и деятельность Федерального Конституционного Суда, который «перебрасывает» спорные компетенции центру.

     Формально федеративное государственное устройство в ФРГ имеет два уровня: федерация  как целое государство и земли  как члены этого государства. Но в реальности существует и «третий», неформальный уровень отношений федерации и земель — «кооперативный федерализм»; то есть наряду с горизонтальной самокоординацией земель сложилась практика вертикальной координации по оси федерация-земли (участие федерации в земельном финансировании),а также земель между собой. В рамках вертикальной координации создаются комиссии из представителей федерации и земель. Основные проблемы горизонтальных и вертикальных отношений в ФРГ связаны с распределением финансовых средств между богатыми и бедными федеральными землями и реализацией принципа «равноценности» жизненных условий. “Кооперативный федерализм”, помимо прочего, подразумевает существенную роль переговоров, посредством которых интересы различных акторов, с одной стороны, позиционируются, а с другой – должны быть адаптированы с выгодой для всех. Это, безусловно, сильная сторона германского федерализма и германской демократии, которую иногда называют “переговорной демократией”

     Одним из важнейших элементов ФРГ является его Федеральный Банк, который  согласно статье 12 Закона о Федеральном  банке «независим от указаний» федерального правительства. И все же он обязан поддерживать общую экономическую политику федерального правительства, что не само собой разумеется. Посредством регулирования количества находящихся в обороте денег, Федеральный Банк проводит экономическую и конъюнктурную политику. Важнейшей, записанной в закон, задачей Федерального Банка является «обеспечение денежной стабильности», то есть он должен принимать все меры, направленные на сохранение покупательной способности немецкой марки. Федеральный Банк приспосабливает количество денег под растущее производство, сохраняя, таким образом, стабильность валюты. Не случайно созданный на основе ст. 88 Основного закона Немецкий федеральный банк называют в ФРГ "четвертой властью", "параллельным правительством".

     История германского федерализма подтверждает не новую мысль о том, насколько  большое, если не решающее, значение имеет  “почва”, на которую “высаживается” федерализм. В Германии давние традиции регионализма позволили прижиться  и заработать федеративным институтам.

     Политическая  система ФРГ не может быть механически перенесена на другие государства, хотя отдельные ее учреждения и установления (например, Федеральный конституционный суд или такие организационные принципы, как федеративный строй) вполне способны служить образцом для подражания. Опыт Федеративной республики может научить, что стабильность демократии и ее учреждений зиждется не на совершенных правовых урегулированиях, а на усвоении уроков истории, политическом терпении и способности к мирным изменениям. Важным элементом политической стабильности Федеративной республики Германии несомненно служит (особенно в сравнении с первой германской демократией времен Веймарской республики и с другим европейскими государствами) преемственность властных условий, нежели элементы изменения, хотя именно в способности к ограниченным переменам и адаптации к новым вызовам времени как раз и заключается ее сила. Демократический строй сегодняшней Германии основывается на критическом отношении немцев к их предыдущему опыту с авторитарными и тоталитарными системами. Этот строй стал возможен благодаря терпеливому отношению держав-победительниц во второй мировой войне к немцам и растущему доверию к ним со стороны соседних европейских государств. Историческая традиция и сознательная деятельность союзников сделали федерализм императивом, причем императивом содержательным, воспринимаемым как общественное благо. 
 
 
 
 

Информация о работе Особенности германского федерализма после Второй мировой войны