Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:32, доклад
Нужно очень коротко, но внятно показать условия, в которых формировался германский федерализм после 2 мировой войны. Под воздействием стран запада и в условиях раскола с восточной частью Германии
Показать, как «устроен» федерализм: Федеративные органы власти со своей компетенцией и земли (в том числе вошедшие в состав ФРГ из территорий ГДР). Бундесрат. Органы власти земель. Смешанная компетенция.
В отличие от американского федерализма в Европе центр сильнее субъектов. Это нужно показать и сравнивая компетенцию и за счёт деятельности Федерального суда, который «перебрасывает» спорную компетенции центру и за счёт корпоративного федерализма, федерального банка, который усиливает центр.
Департамент
образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Московский городской педагогический
университет»
Юридический факультет
ДОКЛАД
на тему:
«Особенности
германского федерализма
после Второй мировой
войны»
Студента
первого курса:
Хасянова Рафаэля
Зиннуровича
Научный
руководитель:
Ростиславлев Дмитрий
Александрович
Москва 2012
В конце
вывод о том, что несмотря на сильный
центр федерация основана на демократических
принципах (это нужно показывать по ходу
текста). Можете сравнить с нашей федеративной
системой (но всё нужно показывать и доказывать)
Хасянов Рафаэль (1 курс,2 группа) Переделанный вариант
Доклад
на тему: «Особенности
германского федерализма после Второй
мировой войны»
Федеративная Республика Германия является государством, устроенным по федеральному принципу. Федеративное устройство Германии можно считать наследием эпохи феодальной раздробленности: Пруссия, присоединяя те или иные земли, представлявшие собой королевства, герцогства и т. п., нередко сохраняла за ними определенную государственно-политическую обособленность. Федеративное устройство по Имперской конституции 1871 г., оформившей объединение Германии, и Веймарской конституции 1919 г. опиралось на эти исторические единицы. Создание современного германского федерализма было в значительной мере результатом политики западных оккупационных держав, которые таким путем хотели ослабить возможность возрождения централизованного милитаристского германского государства. Федерализм с его системой сдержок и пртивовесов был противопоставлен централизму, аккумуляции мощи и злоупотреблению ею. Так, имперские органы Рейхстаг и Рейхсрат были преобразованы соответственно в Бундестаг и Бундесрат, а Высший государственный суд - в Федеральный конституционный суд. Впрочем, в отношении степени федерализации ФРГ среди союзников не обнаружилось единства: Франция была сторонницей образования рыхлой конфедерации, Великобритания не возражала и против более спаянной общности. Фактически единственным последовательным протагонистом утверждения федеративной системы в Германии было правительство США. Конечной целью своего присутствия союзники провозгласили создание либеральной политической и экономической систем на территории ФРГ. Между тем на восточных территориях Германии события развивались, повинуясь абсолютно другой внутренней логике. Доминирующее советское присутствие, разумеется, породило совершенно иную политическую и экономическую систему. В отличие от ФРГ, бывшая ГДР была основана не на федеративных, а на централистских началах.
Согласно Основному закону в ФРГ пять постоянных конституционных органов страны, это федеральный президент, бундестаг, бундесрат, федеральное правительство и федеральный конституционный суд. В российской политологической и государствоведческой литературе бундесрат нередко рассматривают в качестве второй палаты единого германского парламента. Конституция ФРГ однозначно определяет, что законы страны принимаются бундестагом, а Бундесрат призван выполнять контрольные функции, играть роль своего рода тормоза в случае принятия скоропалительных законопроектов, оказывать влияние на решения бундестага и федерального правительства. Имея статус органа Федерации и не являясь земельным органом или "земельной палатой" в собственном смысле слова, бундесрат отражает один из основных принципов федерализма — единство в многообразии.
16
земель федерации обладают
Законодательные права земель вытекают из Основного закона, где записано, что земли обладают правом на законодательство в случаях, где оно не попадает в законодательную компетенцию федерации. Дальнейшей основой являются статьи 70-91 Основного закона, в которых описано разграничение законодательных компетенции между федерацией и землями. Землям предоставляются законодательные компетенции в областях, которые вообще не упомянуты в Конституции, а также там, где федерация не пользуется своими полномочиями.
Компетентность
земель и компетентность федерации
в Основном законе определяется в
зависимости от того, должны ли быть
урегулирования едиными для всех
земель или желательно оставить землям
их собственную конститутивную сферу.
Это наглядно видно на разделения
компетентности федерации на исключительное,
конкурирующее и рамочное законодательство.
В законодательство, относящееся
исключительно к компетенции
федерации, входят, например, отношения
с иностранными государствами, вопросы
обороны, валютная, денежная и монетная
системы, железная дорога, воздушное
сообщение и часть налогового
законодательства. В области конкурирующего
законодательства земли имеют законодательное
право только в том случае, если
федерация те же самые предметы не
урегулировала законом. Такое разрешается
делать федерации только тогда, когда
существует особая необходимость в
едином для федерации урегулировании.
К сферам конкурирующего законодательства
относятся, в частности, гражданское
и уголовное право, хозяйственное
и атомное законодательство, трудовое
и земельное право. Затем законодательство
в вопросах иностранных граждан,
жилищное хозяйство, судоходство и
уличное движение, удаление отходов,
надзор за чистотой воздуха и борьба
с шумом. Конституционная практика
показала, что по этим темам нужно
иметь единые правила. Практически
это уже не в законодательной
компетенции земель. В пределах рамочных
предписаний федерации
В результате объединения Германии в 1990 г. на территории ГДР были восстановлены земли, существовавшие до 1952 г., а принципы федеративного устройства “растянуты” на всю территорию Германии. Некоторое усиление централизации ожидается в связи с переносом столицы Германии из провинциального Бонна в бывший имперский Берлин; вместе с тем в ФРГ есть достаточно крупных городских центров, способных “уравновешивать” новую столицу. Тем не менее в “старых” землях периодически высказывается беспокойство о том, что объединение страны привело к альянсу федерации и “бедных” “новых” земель против “старых”, более “богатых”.
Немецкий
федерализм связывает между собой
внешнее единство и внутреннее многообразие,
аналогично тому, как, например, это
имеет место в США или
Говоря о форме государственного устройства, к Германии часто применяют термин «скрытое» федеративное государство. Хотя Основной закон закрепляет распределение полномочий на уровне федеральных земель и федерации в целом, в нём в то же время объединены преимущества централизованного государства с преимуществами федеративного государства. Например, граждане чаще всего решают вопросы через земельные власти и местные администрации, которые осуществляют свою деятельность по поручению земель (согласно принципу субсидиарности). Однако общественная жизнь регулируется большей частью федеральными законами. Смысл в том, что согласно Основному закону, необходимо стремиться к выравниванию жизненных условий во всех федеральных землях Германии, которые определяются социальной и экономической политикой государства. Например, полиция является федеральным органом с единым федеральным руководством (нет полиции федеральных земель, как полиции штатов и графств в США).
Итак,
социальная и экономическая сферы
общественной жизни регулируются главным
образом федеральными законами. В
данном аспекте германское федеративное
государство схоже с
Формально федеративное государственное устройство в ФРГ имеет два уровня: федерация как целое государство и земли как члены этого государства. Но в реальности существует и «третий», неформальный уровень отношений федерации и земель — «кооперативный федерализм»; то есть наряду с горизонтальной самокоординацией земель сложилась практика вертикальной координации по оси федерация-земли (участие федерации в земельном финансировании),а также земель между собой. В рамках вертикальной координации создаются комиссии из представителей федерации и земель. Основные проблемы горизонтальных и вертикальных отношений в ФРГ связаны с распределением финансовых средств между богатыми и бедными федеральными землями и реализацией принципа «равноценности» жизненных условий. “Кооперативный федерализм”, помимо прочего, подразумевает существенную роль переговоров, посредством которых интересы различных акторов, с одной стороны, позиционируются, а с другой – должны быть адаптированы с выгодой для всех. Это, безусловно, сильная сторона германского федерализма и германской демократии, которую иногда называют “переговорной демократией”
Одним
из важнейших элементов ФРГ
История
германского федерализма
Политическая
система ФРГ не может быть механически
перенесена на другие государства, хотя
отдельные ее учреждения и установления
(например, Федеральный конституционный
суд или такие организационные принципы,
как федеративный строй) вполне способны
служить образцом для подражания. Опыт
Федеративной республики может научить,
что стабильность демократии и ее учреждений
зиждется не на совершенных правовых урегулированиях,
а на усвоении уроков истории, политическом
терпении и способности к мирным изменениям.
Важным элементом политической стабильности
Федеративной республики Германии несомненно
служит (особенно в сравнении с первой
германской демократией времен Веймарской
республики и с другим европейскими государствами)
преемственность властных условий, нежели
элементы изменения, хотя именно в способности
к ограниченным переменам и адаптации
к новым вызовам времени как раз и заключается
ее сила. Демократический строй сегодняшней
Германии основывается на критическом
отношении немцев к их предыдущему опыту
с авторитарными и тоталитарными системами.
Этот строй стал возможен благодаря терпеливому
отношению держав-победительниц во второй
мировой войне к немцам и растущему доверию
к ним со стороны соседних европейских
государств. Историческая традиция и сознательная
деятельность союзников сделали федерализм
императивом, причем императивом содержательным,
воспринимаемым как общественное благо.
Информация о работе Особенности германского федерализма после Второй мировой войны