Особенности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:43, контрольная работа

Описание

Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе, когда классические формы подвергаются изменениям, появляются «гибридные» и «переходные» формы государственного устройства. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 31.06 Кб (Скачать документ)

     Однако великая депрессия 20-х и 30-х гг., поразившая множество федераций, не привела к утрате их целостности. Экономика определяет государственные формы лишь в самом конечном счете.

     Федерализм нельзя сводить к простому географическому делению страны (особенно многонациональной) на территориальные единицы с вертикальной подчиненностью и полной зависимостью от политического центра. Необходимо помнить, что само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование крупного государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно самостоятельные государства или государственные образования. Федеративное государственное устройство не будет достаточно стабильным, если отдельные субъекты в силу своего этнического состава имеют различные взаимоотношения с центральным правительством. В федеративном государстве локальные конфликты, возникшие в отдельных регионах, подрывают позиции центрального правительства в принципе слабее, чем в унитарном государстве, где региональные столкновения вынуждены становится объектом внимания центра. Федеративное устройство позволяет субъектам федерации искать решения на месте и лишь в случае неудачи привлекать к решению федеративное правительство.

 

 

 

 

  1. Особенности Российской Федерации.

 

  Российская Федерация  характеризуется рядом особенностей,  существенно

отличающих  ее  от  других  федераций.  Федерация  обычно  образуется  путем объединения двух или несколько  государств  в  единое  союзное  государство. Однако образование Российской Федерации (сначала РСФСР)  шло  совсем  другим путем. Россия не является федерацией, созданной  как  объединения  несколько государств. Она была образована в результате  создания  в  ее  составе  ряда автономных государств и автономных  национально-государственных  образований народов,  населяющих  территорию  России.  Эти   государства,   а   так   же национально-государственные  образования  и  были  признаны  ее  субъектами. Именно  поэтому  Российская  Федерация  с  самого  начала  своего   создания являлась  одновременно  и   национальным   государством   русского   народа, составляющего  подавляющее  большинство   ее   населения   и   давшего   имя республики, и основанной на автономии, объединившей в своем составе  русский и многие другие народы.

      Порядок  образования Российской Федерации  свидетельствует о том, что   с момента своего возникновения эта федерация носила  договорно-конституционный или договорный  характер,  поскольку она была  создана не  в результате заключения  договора  между  ее  субъектами,  а  на  основе  того,  что   ее провозгласила конституция.

      Не обладая  классическими признаками федеративного  государства,  Россия как федерация вызывала немало споров. Однако главным аргументом в защиту  ее федерального  характера  служили  не  те  или   иные   формальные   признаки федерации,  а  воля  ее  народов,  выразивших  желание  рассматривать   свое государство в качестве федеративного.

      Ныне Российская  Федерация  в  большей   мере  походит  на  классическое

федеративное государство, чем ее предшественник - РСФСР. В  настоящее  время субъектами Российской Федерации являются  не  только  бывшие  или  настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким  образом, в  настоящее  время  не  часть,  как  это  было  прежде,  а  вся  территория Российской  Федерации  складывается  из  территорий  ее  субъектов.   Однако несмотря на изменение многих ее черт, Российская Федерация была  и  осталась конституционно-правовой федерацией.

      Российской  Федерации,  как  и  любая   другая  федерация,  является  не

союзным государством,  а  единым  государством.  Поэтому  находящиеся  в  ее составе   государства   -   республики   не   могут    заключать    с    ней

межгосударственные договора на  тех  же  основаниях,  что  и  с  зарубежными государствами.  Другое  дело  -  многосторонние  и  двусторонние  соглашения Российской Федерации и ее субъектов о распределении полномочий  между  ними.

    Именно  таким  соглашением  является  Договор  то  31  марта   1992   г.   о

разграничении предметов  ведения и  полномочий  между  федеральными  органами государственной власти Российской Федерации  и  органами  власти  суверенных республик в составе Российской Федерации.

      Сегодня  этот договор в части, не  противоречащей Конституции Российской Федерации, наряду с  ней  лежит  основе  отношений  Российской  Федерации  с республиками, подписавшими этот договор. Однако их цель состоит  не  в  том, чтобы  установить  конституционно-правовой  статус  этих   государств,   уже определенный Конституцией Российской Федерации, а в том, чтобы  более  точно определить механизм реализации государственных  полномочий  как  Федерацией, так  и  ее  субъектами.  Они  позволяют   повысить  уровень  взаимопонимания Российской Федерации с ее субъектами,  стабилизировать  в  них  политическую обстановку.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем, форма всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

     Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства).

     Форма национально-государственного устройства и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом.

     Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приемов и методов государство выполняет свое социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные, национальные, классовые задачи.

В настоящее время отечественная  теория государства и права как  наука, может предложить более глубокое и достаточно обоснованное понимание  формы правления как одной  из основных характеристик устройства государства, дать более взвешенную классификацию этих форм, наметить более реальный прогноз их развития.

 

 

Список литературы:

1. Соловьев А.И. Политология:  Политическая теория, политические  технологии: учебник для студентов  вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект-Пресс, 2006.

2. Мухаев Р. Т. Политология:  Учебник для вузов. – М.: ПРИОР,  2007.

3. Политология:  учебник (рекомендован  УМО  вузов  России) /  А.  Г. Грязнова и др.; Финансовая  академия при Правительстве РФ. М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Конституция Российской Федерации.  – 1993.

5. Всеобщая декларация прав человека  ООН. – 1948.

6. Федеральный  закон «Об   основных  гарантиях  избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 24.07.2007).

7. ФЗ «О политических партиях»  от 11.07.2001 № 95-ФЗ 9 (ред.  от 21.07.2005), (с  измен.  и  доп.,  вступающими  в  силу  с 01.01.2006).

 


Информация о работе Особенности Российской Федерации