Отрасли Российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 11:21, реферат

Описание

Необходимость отраслевой дифференциации норм права обусловлена широтой и многообразием общественных отношений, регулируемых правовыми нормами. Эта необходимость вызвана также практикой правоприменительной деятельности. Деление права на отрасли помогает и изучению права, и совершенствованию нормативно – правовых актов.

Содержание

Введение 3
Глава I. Отрасли российского права
1.1 Понятие отрасли российского права 4
1.2 Классификация отраслей российского права 6
1.3 Характеристика отраслей права………………………………………………
Глава II. Проблемы развития отраслей российского права 10
Заключение 13
Библиографический список 14

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 244.50 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

Введение

Тематика системы права  более шестидесяти лет вызывает интерес отечественных  учёных-юристов, но в  последнее время наблюдается потребность в анализе многих проблемных вопросов этого явления, необходимых как теоретикам, так и практикам.

 «Система права – весьма  сложный, многоуровневый комплекс, структурными элементами которого, существующими и функционирующими  на разных уровнях, являются  отрасли, институты и нормы» [1; c. 562] . Из всех его структурных частей «отрасли права являются самыми крупными составляющими частями системы права. Они представляют собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определённую область (сферу) общественных отношений» [2; c. 563]. В теории государства и права до настоящего времени считается, что  в основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования и 2) метод правового регулирования. Наличие различных видов общественных отношений еще не создает само по себе системы права и не порождает его отраслей, но объективно или  субъективно может привести к необходимости урегулирования данных отношений правом.

Вопрос о критериях деления  права на отрасли и институты  являлся предметом обсуждения ряда научных дискуссий ученых юристов.

Первая  дискуссия состоялась в 1938 – 1940 годах. Уже тогда были разработаны основы учения о системе советского права, а в качестве критерия деления  норм права на отрасли и институты  был выдвинут предмет правового  регулирования. Выделение отраслей советского права в то время во многом было делом прагматическим: провели коллективизацию,  образовав колхозы – создали колхозное право.

В 1954 году состоялась дискуссия о  предмете гражданского права. Было предложено помимо предмета правового регулирования  при классификации норм права на отрасли использовать дополнительный критерий – метод правового регулирования.

В 1956 г. состоялась вторая дискуссия о системе права, которая  подтвердила, что основаниями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. В 1970-1980-е годы возникают комплексные отрасли права, которые до сих пор многими юристами не признаются самостоятельными. Однако еще в 1980-е годы эти проблемы стали обсуждаться. Предлагали выделить новые самостоятельные отрасли права: хозяйственное, сельскохозяйственное, природоресурсное, социального обеспечения и других отраслей права.            

Третья дискуссия состоялась в 1982 году. Начиная обсуждение, главный  редактор  журнала «Советское государство и право» М.И. Пискотин отмечал, что дискуссия о предмете хозяйственного права  породила проблему комплексных отраслей права. Ученые предложили выделить сельскохозяйственное и природоохранное право и другие отрасли права [3; c. 81]. В материалах дискуссии по данной проблеме высказывалось также предложение установить основанием деления на отрасли права выделить один отличительный признак  отрасли права – предмет правового регулирования. Происходят новые деления права, основанием которых является уже «…не предмет и метод в их единстве, а только предмет и дополняющие его критерии: единство регулируемых отношений и заинтересованность государства в их упорядочении» [4; c. 83].

Необходимость отраслевой дифференциации норм права обусловлена широтой  и многообразием общественных отношений, регулируемых правовыми нормами. Эта необходимость вызвана также практикой правоприменительной деятельности. Деление права на отрасли помогает и изучению права, и совершенствованию нормативно – правовых актов.

Глава I. Отрасли российского права

1.1 Понятие  отрасли российского права

В зависимости от того, какие общественные отношения нормы права регулируют, они объединяются в обособленные, относительно самостоятельные группы. Самые большие такие группы именуются  отраслями права. Отрасль права  –  совокупность юридических норм, регулирующих относительно самостоятельную сферу сходных по характеру общественных отношений.

Каждая отрасль права отличается от другой своим особым предметом  и методом правового регулирования. Под предметом правового регулирования  понимаются те общественные отношения, которые регулируются правом. Заметим, что предметом самой юридической науки является право как общественное явление. Каждая отрасль права связана с определенным видом общественных отношений. Предмет правового регулирования является основанием или критерием построения системы правовых норм в отрасли права, подотрасли, либо правового института. Именно нормы этих структурных элементов системы права качественно отличаются друг от друга, имеют свое назначение, выполняют определенные функции. Следовательно, под предметом правового регулирования каждой отрасли права понимается качественно однородная группа общественных отношений, регулируемая нормами данной отрасли права.

Если предмет правового регулирования  каждой отрасли права указывает нам на то, что регулируется нормами данной отрасли, какие общественные отношения, то метод правового регулирования показывает, как регулируются эти отношения, какими приемами и средствами. Метод правового регулирования служит дополнительным основанием или критерием построения системы юридических норм. Метод правового регулирования – юридические средства и способы обеспечения и выполнения предписаний правовых норм. Этот метод характеризуется следующими основными качествами: 1

• порядком установления субъективных прав и юридических обязанностей;

• степенью их определенности и «автономности» действий субъектов;

• правовыми средствами и способами  обеспечения субъективных прав и  юридических обязанностей.

Названные особенности четко проявляются  при сравнительном анализе отраслей права и законодательства. Так, например, в гражданском или семейном праве допускается автономность поведения субъектов правоотношений в рамках закона. А для уголовного права характерен властный метод правового регулирования путем установления запретов совершать определенные деяния (действия или бездействия).

В теоретическом плане различают  автономный (диспозитивный) и императивный (авторитарный) методы правового регулирования. Автономный метод предоставляет  самим участникам правоотношений самостоятельно определять тот или иной вариант поведения в рамках, установленных нормами права. Он характеризуется относительной свободой поведения сторон, их равным положением в правовых отношениях. Например, в гражданском праве имущественные отношения регулируются методом равенства и свободного волеизъявления сторон.

Императивный метод характеризуется  использованием властных правовых предписаний, которые устанавливают порядок  возникновения конкретных прав и  обязанностей у субъектов правоотношений. Так, в административном и уголовном праве предписания правовых норм требуют от лиц, каким образом не следует поступать, иначе могут быть нежелательные правовые последствия.

В каждой отрасли права следует  выделять как общие методы правового  регулирования, так и частные, вытекающие из особенностей регулируемых общественных отношений.

1.2 Классификация отраслей  права

Все отрасли права по назначению делятся на две разновидности -материальные и процессуальные.

Рис. 13. Виды отраслей права

Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, уголовное право и др.).

Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно- процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.).

Процессуальное и материальное право соотносятся, как форма  и содержание. Процесс есть форма  жизни закона. Процессуальное право  представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры  при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

По предметному единству отрасли  делятся:

  • на основные — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.). Основные отрасли еще называются первичными или фундаментальными. Эти отрасли складывались в длительном историческом процессе правового развития общества, являются изначальными и восходят к древности;
  • вторичные –  они складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права). Методы правового регулирования вторичных отраслей сохраняют черты преемственности с методами основных отраслей права;
  • с 40-х годов XX в. в юридической литературе высказывается идея о сложении в системе права комплексных отраслей права.

Комплексные отрасли состоят из норм и институтов, входящих в различные отрасли права. У таких отраслей отсутствует собственный метод правового регулирования.

Примером комплексной отрасли  права является хозяйственное право. Его концепция была предметом длительных дискуссий в 60-80-е годы XX в. Участники дискуссий стремились доказать или опровергнуть тезисы о существовании такой самостоятельной отрасли права. Противники концепции хозяйственного нрава считали, что его нельзя представить как какой-то целостный правовой комплекс, поскольку в его состав входят обширные блоки различных отраслей права. Помимо хозяйственного права к комплексным отраслям права относят иногда сельскохозяйственное право, право природопользования.

Пo регулируемым отношениям (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов) право делится на публичное и частное.

Публичное право — это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в липе его компетентных органов.

Рис. 14. Состав публичного права

Частное право представляет собой другую подсистему права, регулирующую отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношениях. Состав частного права представлен на рис. 15.

 

 

Рис. 15. Состав частного права

Различия публичного и частного права представлены на рис. 16.

Рис. 16. Различия между публичным  и частным правом

1.3 Характеристика отраслей права

Правовые отрасли – основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. Каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование.

1. Конституционное право. Это  первая и ведущая отрасль, определяемая  как совокупность юридических  норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее «ведения» входят такие вопросы, как формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности; политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др.2

Главным нормативным  актом этой отрасли, естественно, является Конституция (Основной Закон) государства, выступающая основополагающей базой для всего текущего правотворчества. Предметом правового регулирования являются отношения, возникающие по поводу формирования и развития основ конституционного строя, закрепления прав и свобод человека и гражданина, функционирования государственных органов и местного самоуправления. Преобладающим методом является императивный.

2. Административное право. Регулирует  сферу управленческой, исполнительно-распорядительной  деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Особенностью этих общественных отношений является то обстоятельство, что одной из сторон здесь всегда выступает государственный орган или должностное лицо. Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений и т. д. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д. Основной метод — императивный (власть и подчинение, императивные приказы, указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок). Основные нормативные акты — Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

 

3. Финансовое право. Предмет  данной отрасли – финансовые  отношения, формирование и исполнение  госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с государственным правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. Основной метод – императивный ( контроль, ревизии, властные предписания). Основные источники — Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. законы о государственном бюджете, законы о банковской деятельности и др.

4. Земельное  право. Отрасль призвана регулировать  вопросы землепользования и землеустройства,  сохранения и распределения земельного  фонда, определения правового  режима различных видов земли  в соответствии с их административно-хозяйственным назначением (государственные, колхозные, совхозные, фермерские, арендные, городские и т.д.). Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, водное и горное. Основной метод – диспозитивный (дозволения, разрешения, запреты). Источники — Конституция РФ, Земельный кодекс РФ и другие нормативные акты.

Информация о работе Отрасли Российского права