ВВЕДЕНИЕ
Юридическая
ответственность - важнейший институт
любой правовой системы, один из сущностных
признаков права, необходимый элемент
механизма его действия. В силу
этого проблема юридической ответственности
занимает одно из центральных мест,
как в общей теории права, так
и в отраслевых юридических науках,
включая и конституционное право
зарубежных стран.
Ответственность
в конституционном праве –
это такой вид, форма юридической
ответственности, которые наступают вследствие
нарушения лицом (юридическим, физическим,
должностным) возложенных на него функций,
обязанностей, полномочий в соответствии
с действующим законодательством.
Будучи
одним из видов юридической ответственности,
конституционно-правовая ответственность
обладает всеми общими признаками,
которые выделяют юридическую ответственность
среди других социальных явлений. Она,
как и любая другая юридическая
ответственность, является мерой государственного
принуждения, основанной на юридическом
и общественном осуждении правонарушения
и выражающейся в установлении для
правонарушителя определенных отрицательных
последствий.
Цель
работы – рассмотреть понятия и
признаки конституционно-правовой ответственности
и проанализировать ее функции.
1.
Понятие и признаки
конституционно-правовой
ответственности.
Традиционным
и разработанным в правовой науке
является рассмотрение конституционной
ответственности как государственной
реакции на правонарушение, как негативных
последствий для правонарушителя.
Но при этом нельзя не заметить разность
в понимании содержания данного
института.
Так
отдельные авторы утверждали, что
конституционная ответственность
есть сочетание трех элементов; они
определяют конституционную ответственность
как меру государственного принуждения,
основанную на юридическом и общественном
осуждении поведения правонарушителя
и выражающуюся в установлении для
него определенных отрицательных последствий
в виде ограничений личного или
имущественного порядка.
Другие
видят сущность конституционной
ответственности в обязанности
лица претерпевать меры государственно-принудительного
воздействия за совершенное правонарушение.
Некоторые
полагают, что конституционная ответственность
есть особое, предусмотренное и урегулированное
нормами права отношение между
нарушителем требований права и
государством в лице определенных его
органов.
Из
этого можно заключить, что одни
авторы сводят ее только к разновидности
санкций, другие под ней подразумевают
сам процесс их применения. Третьи
представляют ее в виде охранительного
правоотношения, возникающего между
нарушителем и государственными
органами. Но во всех случаях конституционная
ответственность - это специфическая
обязанность претерпевания лишений
личного или материального характера
за совершенное правонарушение в
соответствии с санкцией нарушенной
нормы права.
В
целом, под конституционной ответственностью
следует понимать вид и меру государственного
принуждения, которая состоит в
обязанности лица, совершившего противоправное
деяние, претерпевать, предусмотренные
санкцией юридической нормы, лишения
личного, имущественного и организационного
характера.
Исходя
из определения, можно выделять следующие
признаки конституционной ответственности:
Во-первых,
конституционная ответственность
всегда связана с государственным
принуждением. Государственное принуждение
выступает содержанием конституционной
ответственности. Рассматриваемый
признак конституционной ответственности
в различных отраслях права проявляется
по-разному. Гражданское, хозяйственное,
трудовое законодательство предусматривает
возможность добровольного исполнения
обязанностей (возмещение причиненного
вреда, заглаживание его силами или
за счет нарушителя). Так, гражданин
или предприятие, нарушившие договорные
обязательства, могут в добровольном
порядке уплатить установленную
законом неустойку (штраф, пеню), возместить
убытки. В этом случае, если добровольного
исполнения не последует, ответственность
реализуется через суд. В уголовном
и административном праве государственное
принуждение выступает более
явно и всегда реализуется через
деятельность специальных органов
государства.
Во-вторых,
конституционная ответственность
характеризуется определенными
лишениями, которые виновный обязан
претерпеть. Лишение правонарушителя
определенных благ является объективным
свойством ответственности. Эти
лишения наступают как естественная
реакция государства на вред, причиненный
правонарушителем обществу или отдельной
личности.
Особенность
лишений (а значит, и ответственности)
состоит в том, что они наступают
как дополнительные неблагоприятные
последствия за совершенное правонарушение.
Лицо не несло их, если бы вело себя
правомерно. Лишения - это не обязанность,
которую субъект должен был ранее исполнить.
Исполнение обязанности - не ответственность.
Ответственность - дополнительные (помимо
выполненной обязанности) неблагоприятные
последствия.
Негативные
последствия могут быть: а) личного
характера (например, лишение свободы,
права занимать определенную должность,
исправительные работы - в уголовном
праве; обязанность правонарушителя
принести публичные извинения за
распространение ложных, позорящих
сведений о другом лице - в гражданском
праве; выговор - в трудовом праве; предупреждение
- в административном) и б) имущественного
(конфискация, штраф - в административном
и уголовном праве; взыскание
неустойки, пени - в гражданском праве;
материальная ответственность по трудовому
праву и т.д.).
В-третьих,
конституционная ответственность
наступает только за совершенное
правонарушение. Правонарушение выступает
в качестве основания конституционной
ответственности. Не являются правонарушениями
и соответственно не могут выступать
в качестве оснований конституционной
ответственности деяния хотя внешне
и сходные с правонарушениями,
но не являющиеся таковыми в силу своей
общественной значимости. К таковым
деяниям действующее законодательство
относит институты необходимой
обороны, крайней необходимости, а
также профессиональный риск.
Конституционная ответственность
не только возникает в случае
нарушения правовых норм, но и
осуществляется в строгом соответствии
с ними. Иными словами, применение
мер конституционной ответственности
к правонарушителю возможно лишь
при условии соблюдения определенного
процедурно-процессуального порядка,
установленного законом.
2.
Функции конституционно-правовой
ответственности.
Главная
среди них — штрафная, карательная
функция. Она выступает как реакция
общества в лице государства на вред,
причиненный правонарушителем. Прежде
всего это наказание правонарушителя,
которое есть не что иное, как
средство самозащиты общества от нарушения
условий его существования. Наказание
— всегда причинение правонарушителю
духовных, личных, материальных обременений.
Оно реализуется путем либо изменения
юридического статуса нарушителя через
ограничение его прав и свобод,
либо возложения на него дополнительных
обязанностей. Однако наказание правонарушителя
не самоцель. Оно является также
средством предупреждения (превенции)
совершения новых правонарушений. Следовательно,
конституционная ответственность
осуществляет и превентивную (предупредительную)
функцию.
Реализуя
наказание, государство воздействует
на сознание правонарушителя. Это воздействие
заключается в «устрашении», доказательстве
неизбежности наказания и тем
самым в предупреждении новых
правонарушений. Причем предупредительное
воздействие оказывается не только
на самого нарушителя, но и на окружающих.
Это, конечно, ни в коей мере не означает,
что наказание может осуществляться
без учета тяжести нарушения
и вины нарушителя, лишь в назидание
другим. Излишняя, ничем не оправданная
жестокость наказания не может быть
условием предупреждения нарушения
впредь. Опыт показывает, что предупредительное
значение наказания определяется не
жестокостью его, а неотвратимостью.
При
этом наказание направлено и на воспитание
нарушителя, т. е. конституционная ответственность
имеет также воспитательную функцию.
Эффективная борьба с нарушителями,
своевременное и неотвратимое наказание
виновных создают у граждан представление
о незыблемости существующего правопорядка,
укрепляют веру в справедливость
и мощь государственной власти, уверенность
в том, что их законные права и интересы
будут надежно защищены. Это в свою очередь
способствует повышению политической
и правовой культуры, ответственности
и дисциплины граждан, активизации их
политической и трудовой деятельности,
а в конечном счете — укреплению законности
и устойчивости правопорядка.
В
значительном числе случаев меры
конституционной ответственности
направлены не на формальное наказание
виновного, а на то, чтобы обеспечить
нарушенный интерес общества, управомоченного
субъекта, восстановить нарушенные противоправным
поведением общественные отношения. В
этом случае конституционная ответственность
осуществляет правовосстановительную
(компенсационную) функцию. Наиболее ярко
она проявляется в гражданском
праве, предполагающем такие, например,
санкции, как возмещение убытков. Конечно,
возмещение ущерба возможно далеко не
во всех случаях (нельзя воскресить убитого
и т. д.). Однако там, где это достижимо,
компенсационная функция конституционной
ответственности — одна из важнейших.
Таким
образом, конституционная ответственность
связана в основном с охранительной
деятельностью государства, с охранительной
функцией права. Но она выполняет
и свойственную праву в целом
организующую (регулятивную) функцию.
Уже сам факт существования и
неотвратимости наказания обеспечивает
организующие начала в деятельности
общества.
Итак,
ответственность – многофункциональное
явление. Как элемент общественных
отношений ответственность влияет
на них политически, идеологически,
нравственно-психологически и юридически.
Как часть юридической надстройки
ответственность оказывает на поведение
людей информационное, ценностное,
принудительное воздействие. То есть все
зависит от того, на что нацелена
ответственность: если восстановительно-компенсационная
функция, то имеется ввиду прежде
правоотношение; если функция информационная,
то видимо, точкой отсчета является
поведение; если же воспитательная, то
это, конечно, применительно к сознанию
человека, ибо нельзя воспитывать правоотношения.
Рассмотрение
ответственности в системе гарантий
конституционных норм подчиняет
все ее многочисленные функции тем
направлениям, по которым гарантируются
конституционные нормы. Гарантирование
же конституционных норм предстает
как процесс стимулирования, обеспечения
и охраны конституционных норм. Значение,
специфика и проявление любого вида
ответственности исследуются через
призму функций гарантирования, через
систему других гарантий, разновидностью
которых ответственность и является.
Цели
юридической ответственности —
конкретное проявление общих целей
права. В качестве таковых выступают
закрепление, регулирование и охрана
общественных отношений. Эти цели и
обусловливают существование регулятивной
и охранительной функций права.
Поскольку
юридическая ответственность «участвует»
в реализации охранительной функции,
то и ее цель в общей форме можно
определить как охрану существующего
строя и общественного порядка.
Ответственность же, применяемая
к конкретному правонарушителю,
имеет (наряду с охраной общественных
отношений) более узкую цель —
наказание виновного. При этом государство,
осуществляя меру государственного
принуждения, преследует еще одну цель
— предупреждение совершения правонарушений
впредь.
Кроме
того, существуют и чисто правовые
цели юридической ответственности,
которые служат средством обеспечения
нормального функционирования механизма
правового регулирования путем
обеспечения реализации субъектами
правоотношений субъективных прав и
юридических обязанностей, являются
важнейшей гарантией законности.
Указанные
цели юридической ответственности
определяют ее функции.