Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 06:13, курсовая работа
Пенсионная система, являясь органической частью финансовой системы государства, образует объемные финансовые потоки социальных трансфертов в кругообороте доходов, ресурсов и товаров.
Государственная пенсионная система в СССР имела всеобщий характер. С одной стороны, предусматривались все виды пенсий - по старости, за выслугу лет, по инвалидности, семьям в случае потери кормильца. С другой стороны право, на пенсию при определенных условиях предоставляется всем гражданам, занятым трудовой, предпринимательской и иной общественно-полезной деятельностью или проходящим государственную, включая военную службу. Граждане, которые по разным причинам не приобрели права на указанные пенсии, устанавливаются социальные пенсии.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Принципы правового регулирования пенсионного обеспечения………… 4
2. Формирование пенсионного законодательства в СССР…………………... 6
3. Развитие пенсионного страхования в СССР…………................................ 10
Заключение…………………………………………………………………….. 14
Библиографический список............................................................................... 15
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«Российский государственный социальный университет»
филиал в г. Красноярске
Кафедра «Социальная работа»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В СССР
Красноярск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Принципы правового регулирования пенсионного обеспечения………… 4
2. Формирование пенсионного законодательства в СССР…………………... 6
3. Развитие пенсионного страхования в
СССР…………......................
Заключение……………………………………………………
Библиографический список........................
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионная система, являясь органической частью финансовой системы государства, образует объемные финансовые потоки социальных трансфертов в кругообороте доходов, ресурсов и товаров.
Государственная пенсионная система в СССР имела всеобщий характер. С одной стороны, предусматривались все виды пенсий - по старости, за выслугу лет, по инвалидности, семьям в случае потери кормильца. С другой стороны право, на пенсию при определенных условиях предоставляется всем гражданам, занятым трудовой, предпринимательской и иной общественно-полезной деятельностью или проходящим государственную, включая военную службу. Граждане, которые по разным причинам не приобрели права на указанные пенсии, устанавливаются социальные пенсии.
Механизмы пенсионной системы и ее взаимодействие с остальной частью общества в ходе экономических преобразований изменились мало. Это порождает дисгармонию отношений субъектов экономики и пенсионной системы.
Объектом курсовой работы является система пенсионного обеспечения.
Предметом курсовой работы является – государственное пенсионное обеспечение.
Цель работы – рассмотреть пенсионное обеспечение в СССР.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕСЕНИЯ
Принципы права являются правовой категорией, имеющей важное значение и в общей теории права, и в отраслевых правовых науках. В методом правового регулирования общественных отношений, выступают также специфические отраслевые принципы, объединяющие отдельные нормы области права, отражающие сущность данных норм и устанавливающие правовое положение субъектов права. Изучение же проблемы принципов права пенсионного обеспечения, в первую очередь, требует наличия общетеоретических знаний о понятии принципов права. "Принцип" (prinsipum), являясь латинским словом, употребляется в смысле основных идей, руководящих положений. Согласно теории права, под принципами права понимаются основные идеи и руководящие начала, выражающие сущность, основное содержание и общие направление развития норм права внутри всей системы права.
Общепринятым считается разделение принципов права по сфере деятельности на общие, межотраслевые, отраслевые и внутриотраслевые принципы.
Однако долгое время в юридической литературе вопрос дифференциации принципов институтов и подинститутов был предметом жарких споров. В. С. Шайхатдинов справедливо отмечает, что в системе принципов существуют принципы, характерные не только для одного института, а для целой их совокупности. Он особо подчеркивает наличие принципов, характерных для институтов права.
А в современный период разные ученые уже обоснованно доказывают необходимость наличия (существования) внутриотраслевых принципов, в том числе принципов по конкретным институтам права социального обеспечения. Принципы ведущего института права социального обеспечения - права пенсионного обеспечения имеют важное значение в качестве внутриотраслевых принципов.
Следует указать на то,
что еще в советской
В то же время принципы советского пенсионного обеспечения были исследованы в работах А. Левшина и Н. Г. Александрова. Вообще, принципы пенсионного права, являвшегося ведущим институтом права социального обеспечения всегда находились в центре внимания. В современный же период в связи с осуществлением реформ в пенсионном законодательстве эта проблема приобретает особое значение.
Следует указать на то, что определение, данное профессором Э. Г. Тучковой принципам советского права пенсионного обеспечения актуально и в наше время. По ее мнению, под принципами советского пенсионного права понимаются руководящие положения, отражающие сущность норм права по этому институту, его внутренне единство и перспективы развития. Взяв за основу данное определение Э. Г. Тучковой, принципам права пенсионного обеспечения с точки зрения современного пенсионного законодательства можно дать следующее определение: «Под правовыми принципами пенсионного обеспечения взятого в качестве важной правовой категории права пенсионного обеспечения понимаются исходные начала и руководящие положения, характеризующие сущность и содержание, внутреннее устройство и перспективы дальнейшего развития норм права пенсионного обеспечения, взятого в качестве центрального и ведущего института права социального обеспечения».
С позиций концепций современного пенсионного законодательства и пенсионной реформы можем отметить следующие принципы правового регулирования пенсионного обеспечения:
2. ФОРИМРОВАНИЕ
ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
С октября 1917 по 1922 год Советским правительством было принято более ста декретов и распоряжений в области социального обеспечения, открыто около 1500 учреждений по охране материнства и младенчества. Эти нормативные акты заложили фундамент организации государственной системы социального обеспечения, предназначенной для трудящихся, а также для красноармейцев и членов их семей. Положение о социальном обеспечении от 31 октября 1918 г. устанавливало для них следующие виды материального обеспечения и услуг: пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам, на рождение ребенка, на погребение, пенсии по инвалидности, медицинскую помощь, протезирование и другие.
7 августа 1918 г. Декретом
Совета народных комиссаров (СНК)
было введено пенсионное
Социальное обеспечение крестьян не стало частью государственной системы социального обеспечения и должно было осуществляться за счет организаций крестьянской взаимопомощи. Положение о крестьянских обществах взаимопомощи от 28 сентября 1924 г. обязывало их предоставлять обеспечение семьям военнослужащих, инвалидам и всем беднейшим гражданам деревни. Ремесленники, торговцы и другие лица, занимавшиеся индивидуальной трудовой деятельностью, также не имели права на социальное обеспечение за счет государственной системы.
В отношении дворянства, буржуазии, духовенства, бывших высших государственных чиновников Советским правительством проводилась политика ограничения прав в области социального обеспечения. В частности, декрет Совета народных комиссаров (СНК) от 11 декабря 1917 г. отменил выплату пенсий, превышавших 300 руб. в месяц. Союзный Совет социального страхования при Народном комиссариате труда СССР принял постановление от 21 февраля 1929 г. «О лишении права на пенсию и пособие по безработице бывших помещиков, фабрикантов, жандармов, полицейских, руководителей контрреволюционных банд и т.п.» Эти лица получили право на соответствующие виды социального обеспечения после принятия Конституции СССР 1936 г.
В 1919 г. было отменено внесение взносов на социальное страхование для всех государственных предприятий и учреждений (кроме частных работодателей) и установлен порядок прямого сметного финансирования социального обеспечения. Все ранее существовавшие страховые фонды и кассы были объединены в единый Всероссийский фонд социального обеспечения. Но такая система действовала недолго, до начала НЭПа (новой экономической политики).
После гражданской войны, с переходом государственных предприятий на хозяйственный расчет государственное социальное обеспечение рабочих и служащих было заменено социальным страхованием за счет взносов предприятий. Данный порядок утвержден постановлением СНК РСФСР от 15 ноября 1921 г.
В 1933 г. социальное страхование было передано в управление профсоюзам, однако основные расходы по финансированию системы легли на государственный бюджет, который фактически объединялся с бюджетом социального страхования. Социальное страхование фактически утратило страховой и приобрело дотационный (госбюджетный) характер.
Наркомат труда СССР 11 февраля 1930 г. утвердил Правила обеспечения по старости. Согласно п.8 Правил, пенсионный возраст был установлен: для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет; общий стаж работы по найму: для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет (предусматривались льготные условия пенсионного обеспечения для работающих на подземных работах и водолазов). В 30-х годах вводится пенсионное обеспечение за выслугу лет для работников просвещения, медицинских и научных работников, работников гражданского воздушного флота.
СНК СССР 16 июля 1940 г. утвердил постановление «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего состава срочной службы и их семьям», а 5 июня 1941 г - постановление «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям». 26 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего состава в военное время».
Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была создана система социального обеспечения, охватывавшая всех трудящихся (рабочих, служащих, интеллигенцию и членов их семей) во всех случаях утраты ими заработка. Однако размеры выплат оставались низкими, полного возмещения заработка достигнуть не удалось.
После Великой Отечественной войны в СССР проводилась работа по совершенствованию законодательства в области социального обеспечения, в частности, были повышены пенсии за выслугу лет учителям, врачам и другим медицинским работникам, в 1949 г. принято Положение о пенсиях работникам науки. Была проведена реформа социального обеспечения, в ходе которой были приняты нормативные акты, закрепившие новые условия предоставления пенсий и пособий: Закон СССР 1956 г. «О государственных пенсиях»; Положение о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию от 5 февраля 1955 г.; постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 января 1960 г. № 58 «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР»; постановление Совета Министров СССР от 25 октября 1963 г. № 1108 «О выплате пособий на детей военнослужащих срочной службы»; Закон СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» и др.