Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:14, доклад
Прообразами современных конституций можно считать учредительные законы, устанавливавшиеся в древнегреческих полисах, как правило, особыми законодателями, из которых наиболее известны законы Солона ( афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции) и Клисфена ( внук сикионского тирана, греческий полис на северо-востоке, в глубине Коринфского залива) в Афинах.
Так, согласно конституционному акту Великого герцогства Баденского, принятого в 1818 г., наследственный Великий герцог ("священный и неприкосновенный") объединял в своем лице все права государственной власти, но "в согласии с предписаниями Конституции" (ст. 5), то есть прежде всего в согласии с создаваемым на основе конституции сословно-представительньм двухпалатным органом - ландтагом.
Конституция всю полноту исполнительной власти и контроль над властью законодательной вверяла Великому герцогу, который мог созывать, распускать ландтаг, отсрочивать его заседания, расширять или сужать круг вопросов, подлежащих его обсуждению, "если они не были отнесены к их ведению самой Конституцией" (ст. 50).
Ему же предоставлялось вместе с каждой из палат право законодательной инициативы, право утверждения (фактически в форме абсолютного вето) и обнародования законов, а также издание для их исполнения "распоряжений, регламентов и общих указов" (ст. 66).
Более того, Конституция предусматривала и прямое законотворчество герцога в форме указов в связи с принятием мер, "которые по своему значению относятся к компетенции народного собрания, если они были крайне необходимы в видах государственной пользы..." (ст. 66).
Конституция,
однако, не соответствовала бы своему
новому назначению, если бы она не говорила
и об определенных ограничениях законодательных
прав герцога, которые касались бюджета
и изменения самой конституции. Налоги
не могли впредь устанавливаться и взиматься
без согласия палат, а все законы, дополняющие,
разъясняющие или изменяющие конституционный
акт, требовали 2/3 голосов присутствующих
в каждой палате членов "для их принятия"
(ст. 64).
Конституция
Турции.
В
1876 г. принята первая Конституция в Азии
- турецкая. Разработка первой турецкой
Конституции началась в период Османской
империи. Она вступила в силу в 1876 г. и была
названа «Кануни Эсаси», что означает
Основной закон. Первая Конституция нового
Турецкого государства вступила в силу
в 1921 г. под названsием «Тешкилат-ы Эсасие
Кануну» и в 1923 г. с внесёнными изменениями
было указано, что форма правления является
республиканской. Первая Конституция
провозглашённой 29 октября 1923 г. Республики
- это «Тешкилат-ы Эсасие Кануну» от 1924
г.. Впоследствии были приняты Конституция
1961 г. и ныне действующая Конституция от
1982 г.. В Конституции 1961г. был впервые закреплен
принцип разделения властей, являющийся
основополагающим конституционным требованием.
В неё также включены положения о создании
Конституционного суда Турции. Таким образом,
вступило в действие положение о недопустимости
противоречия Конституции действующих
законов.
Согласно Конституции Турции характерные
особенности Республики заключаются в
том, что она является демократическим,
светским, социально-правовым государством,
верным национализму Ататюрка, уважающим
права человека. Законодательный контроль
возложен на Конституционный суд. А мероприятия
и действия исполнительного органа контролируют
административные судебные инстанции.
Согласно Конституции, «власть безоговорочно
принадлежит нации». Народ осуществляет
власть напрямую, путем выборов, а через
полномочные органы власти - косвенно.
По принципам правового государства никто
и никакой орган не вправе использовать
полномочия государства, не основанные
на Конституции Турции. Законодательная
власть в Турецкой Республике принадлежит
Великому национальному собранию Турции
Конституция
Японии.
В
1889 г. императором была "дарована"
своим подданным первая японская Конституция,
закрепившая практически неограниченную монархию.
В отличие от большинства европейских
государств Япония не имела в своей истории
многочисленных конституционных актов.
Более 300 лет она оставалась изолированной
и закрытой от внешнего мира. Только в
1858 г. Япония была вынуждена открыть свои
порты для иностранных судов. В конце 80-х
годов прошлого века начались резкие изменения
в японском праве, его европеизация. Были
приняты несколько кодексов, в основе
которых лежали принципы французского
и германского права. Специфические черты
Конституции Японии 1889 г. таковы. Во-первых,
эта Конституция является октроированной.
Это означает, что первоначально существует
право монарха и Конституция устанавливается
именно правом монарха (императора – тэнно).
Во-вторых, принципы конституционализма
ограничены тем, что парламент не может
мешать осуществлению права монарха. В-третьих,
не принят принцип формирования кабинета
политической партией, лидирующей в парламенте.
В-четвертых, субъекты прав и свобод были
определены не как граждане, а как подданные;
каталог и содержание их прав и свобод
ограничены.
Конституция РСФСР
10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов была принята первая советская Конституция, определившая основные принципы устройства нового государства. Большинство этих принципов было разработано в ходе революции и нашло отражение в первых декретах Советской власти и документах Всероссийских съездов Советов.
Первая Конституция РСФСР состояла из 6 разделов и включала 17 глав и 90 статей.
В
качестве первого раздела в Конституцию
Государственная
власть объявлялась принадлежащей
только трудящейся части населения.
Предусматривалось лишение
Конституцией РСФСР 1918 г. было установлено, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделён Президиум ВЦИК.
Конституция
предусматривала непрямые выборы в
уездные (районные) и вышестоящие
органы государственной власти, устанавливала
производственно-
Народному Комиссариату Просвещения было поручено ввести во всех школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений Конституции, их разъяснение и истолкование.
Главные принципы Конституции 1918 г. легли в основу не только последующих конституций союзных и автономных советских республик, но и стали основополагающими для Конституции СССР 1924 г. — первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование Союза Советских Социалистических Республик в 1922 г.