Политическая сфера общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:28, реферат

Описание

Политическая сфера общества - это область общественной жизни, в которой осуществляется управление развитием общества, регулирование отношений между классами, нациями и другими социальными группами по поводу государственной власти и с помощью государства.
Ведь государство, как правило, выполняло и выполняет ряд общественно значимых функции, и прежде всего таких, как поддержание общественного порядка и стабильности в обществе; использование имеющихся возможностей для экономического развития; защита безопасности страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность, структура и формы политической жизни………………………..4
2. Содержание, место и роль политических отношений в общественной жизни……………………………………………………………………………….8
3. Политика как наука и искусство. Границы политического регулирования..14
Заключение………………………………………………………………………..17
Список литературы……………………………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

Политическая сфера общества.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

     Политические  отношения современного общества многообразны. Их можно классифицировать по трём основаниям:

       по виду взаимосвязанных субъектов (отношения между активистами  партии, отношения между партиями, отношения между институтами, отношения между общественно-политическими организациями, межгосударственные отношения и т.п.).

       по предмету отношения (по поводу чего сложилось отношение: отношения  власти, отношения политического управления, отношения политического лидерства и т.п.).

       по характеру отношения (отношения  сотрудничества, конкурентные отношения, конфликтные отношения).

           по механизму своего  проявления они делятся на  стихийные и сознательные.

     Выделяют  следующие типы политических отношений:

     - отношения сотрудничества, взаимодействия и политического единства (консенсус);

     - отношения подчинения господства  и эксплуатации. При таком типе  отношений возможны разногласия,  противоречия, конфликты и даже  войны. Конфронтация обусловлена  непримиримостью между субъектами  политического процесса, особенно в области политической идеологии.

     Политические  отношения бывают также горизонтальными  и вертикальными (например, демократия и тоталитаризм). Горизонтально организованные и вертикально организованные политические отношения М. Вебер считал "идеальными типами" отношений.

     Уровни  существования политических отношений: локальный, региональный, национальный, международный, глобальный; внешнеполитический и внутриполитический.

     Понимание природы политики неизбежно предполагает и осознание се связей с другими  сферами общественной жизни. Испытывая  влияние экономики, морали, права, равным образом и сама, оказывая воздействие  на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, политика обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ее структуру и сущность.

     Как правило, в стабильных демократических  обществах функциональная связь  политики с другими общественными  сферами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепляющий тенденцию к понижению роли политического регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов самоорганизации экономической жизни и т. д.

     В то же время в переходных условиях или при нарастании авторитарных тенденций, как правило, увеличивается и роль политических методов регулирования социальных процессов. При тоталитарных же режимах правления политические методы управления, по сути, девальвируют значение и экономических, и моральных, и правовых регуляторов.

     Политическая  система, будучи организованной совокупностью  взаимодействующих политических субъектов, вся соткана из политических действий и отношений. Вот почему ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать  в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы.

     И действительно, социальные институты  – это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Феномены политической культуры аккумулируют накопленный и интернализованный субъектами политический опыт, в том числе властеотношений.

     Словом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с  одной и той же материей – политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.

     Политические  отношения властвования выступают в определенном аспекте как господство одних  групп людей над другими. До сих пор в истории общества господство оставалось объективным законом политической жизни. Право одних властвовать над  другими в явном или скрытом виде было не исключением, а правилом. Социалистические революции поначалу возвестили миру о кончине отношений политического господства в обществе. Но затем они вновь возродились в лике партийно-государственной бюрократии. Антиподом господства являются идеалы демократии. Идеалы, но не деформированная демократическая реальность с ее принципом безоговорочного подчинения меньшинства большинству, с неизменной тенденцией перерастания в фактическое господство меньшинства над большинством или же, что не менее опасно для свободы, в диктатуру большинства по отношению к личности.

     Сказанное не следует понимать в том смысле, что политические отношения в  любой их модификации однозначны господству. Да, власть – это подчинение, однако не всякое подчинение тождественно повиновению как атрибуту господства. Властеотношение, основанное на легальной (правовой) легитимации, влечет узаконенное принуждение, вплоть до угрозы физического насилия.

     Вместе  с тем властвование, базирующееся на идеологической или структурно-организационной легитимации, предполагает в первую очередь осознанную убежденность людей в его правомочности. В первом случае властные политические отношения являются не чем иным как господством. А во втором – прежде всего отношениями добровольного признания массами политической системы и поддержки ее институтов.

     В политике часто различают два  главных направления: " политика реальных интересов" и " политика идеалов", или " политику принципиальную". Первая стремится к достижению непосредственных выгод, вторая – к торжеству общих принципов права и справедливости;

     Это разделение не выдерживает исторической критики: осуществление известных  идеалов всегда тесно связано  с реальными интересами. Политика делится на иностранную, или внешнюю, часто называемою высшей политикой, и политику внутреннюю. Политика внешняя завершает собой науку международного права. Внутренняя политика делится на политика финансовую, торговую, уголовную, церковную, социальную и т. д.; каждому виду государственной деятельности соответствует какая-нибудь отрасль политики3.  

 

      3. Политика как  наука и искусство.  Границы политического                регулирования 

     Политика  в современном смысле сводится обыкновенно  к изучению тех целей, к которым  должно стремиться или действительно стремится государство, и тех средств, которые оно употребляет для достижения своих целей. С динамикой науки о государстве политика имеет не много общего, так как учение о революциях, например, в ее состав не входит. С наукой права она тоже не сливается, являясь необходимым ее дополнением и завершением.

     Так, например, государственное право  изучает структуру государства  – но при одинаковом составе, при одинаковой организации государственный строй в различных странах или в разное время может действовать в диаметрально противоположных направлениях. Вот эти-то направления деятельности и изучает политика.

     Другой  пример: уголовное право изучает  наказание как главный способ борьбы государства с преступлением; но даже при строго установившемся правовом порядке остается довольно широкое поле для того или иного применения наказаний, в особенности благодаря институту помилования и амнистий. Вот это-то применение наказания сообразно с задачами данного исторического момента и входит в содержание политики4.

     Таким образом, в содержание политики как науки, прежде всего, входит учение о действующих в государстве силах, которые по отношению к государственным целям являются политическими партиями. Подобно термину история, которым обозначается как самый ход прошлой жизни человечества, так и наука, его исследующая, термином политика обозначается не только наука, но и совокупность действительных стремлений государства и средств, применяемых для их осуществления; поэтому можно говорить о разумности или неразумности политики того или другого государства, того или другого государственного деятеля.

     Употребление  словосочетания «политика как наука» следует понимать как её научную  обоснованность, которая означает: принятие решений на основе научного знания, учёта объективных законов развития общества и природы; адекватное отражение интересов различных социальных групп и слоёв общества; применение научных методов в политике; интеллектуализацию самой политики (усвоение новых знаний, в том числе мирового опыта); способность к прогнозированию событий: упреждение или ускорение их развития в соответствии с прогнозом.

     Совокупность  технических правил для управления государством и для осуществления  его задач – правил, частью построенных на науке политика, частью внушаемых непосредственно гением отдельного человека – составляет политику как искусство. Более того, она сама считается искусством, требующим талантливых исполнителей.

     Что включает в себя политическое искусство? Его неотъемлемыми компонентами являются:

     а) опыт, мастерство в реализации возможностей политического действия;

     б) способность угадывать, нащупывать улавливать верный способ действия;

     в) способность к маневрированию, нахождению путей к компромиссам.

     Политика  как искусство предполагает своевременное  обнаружение противоречий и нахождение наиболее эффективных способов их разрешения. Быструю реакцию на изменение политической ситуации, принятие соответствующих мер по стабилизации обстановки, умение мобилизовать людей на реализацию принятых решений. 

     Вместе  с тем, политика не совпадает с искусством. Искусство – это прежде всего художественное отображение мира, политика должна адекватно отражать политическую и социальную реальность мира. Политика  не может постоянно идти на риск, руководствоваться только интуицией. Это приводило бы к немалым и дорогостоящим ошибкам, за которые расплачивается, как правило, народ.

     Важной  характерной чертой политики является ее универсальность и всеохватность. Так, политика выступает в качестве всеобщего инструмента социальной организации: она изначально связана с организованной деятельностью людей, функционированием государственных и иных политических институтов, с упорядочением взаимоотношений между участниками общественной жизни. В то же время политика, формирующаяся в пределах политической сферы общества, перерастает ее рамки и пронизывает все иные области жизни, ее поле значительно шире собственно политической сферы.

     В реальной жизни политика существует во взаимосвязи с другими сферами  общества. Но у нее есть границы. Не все явления включают в себя политический компонент. Даже далеко не все органы государственной власти занимаются политикой (работа налоговых и таможенных служб, судопроизводство). Существует большая сфера межличностных отношений, которая является объектом только нравственного регулирования. В наибольшей степени политический аспект представлен в деятельности законодательных органов.

     По  своему характеру политическое регулирование  означает использование государством принудительных способов урегулирования, как бы «поверх» находящихся в  распоряжении сторон ресурсов. Например, не зависимо от экономической обоснованности использования материальных ресурсов государство может перераспределить их в пользу наиболее нуждающихся членов общества или в силу политической целесообразности поддерживать убыточные предприятия, строить и разрушать рыночные связи и т.д.

     Политической  может стать любая проблема, порожденная  какой-либо общественной сферой. Это  значит, что для ее решения недостаточно нравственных или правовых норм. Но у политики есть пределы оказания воздействия на общественные отношения. В противном случае общество сталкивается с искусственной политизацией.    

Заключение

     Политическая  сфера, политическая жизнь, будучи относительно самостоятельной формой человеческой жизни, органически связана сложными функциональными взаимосвязями со всеми остальными формами общественной жизнедеятельности.

     Политические  отношения - устойчивые взаимосвязи  и взаимодействия субъектов политики друг с другом и с властью. Достигается  эта устойчивость за счёт появления  норм, регулирующих поведение взаимодействующих политических субъектов. Со временем эти нормы закрепляются, и люди воспроизводят определённые модели поведения, уже ориентируясь не на конкретное лицо, а на ролевые ожидания и требования.

Информация о работе Политическая сфера общества