Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 16:52, контрольная работа
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия.
Глубокое обоснование и широкое распространение понятие "политическая система" получило лишь в середине XX в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций.
Введение………………………………………………………………….3
1. Понятие и структура политической системы общества…………....4
2. Функции политической системы общества………………………....10
3. Виды политических систем…………………………………………..14
Заключение………………………………………………………………18
Список используемой литературы……………………………………...19
Государство
– многофункциональный
Политическая система, являясь организованной совокупностью взаимодействующих политических субъектов, вся состоит из политических действий и отношений. Поэтому ни то, ни другое не имеет смысла рассматривать в качестве каких-то отдельных элементов системы. В единстве политические действия и политические отношения образуют само содержание системы. Социальные институты – это организованные формы функционирования политических отношений. Политические и правовые нормы опять-таки фиксируют образцы взаимосвязей и взаимодействий политических субъектов. Таким образом, какой бы структурный элемент системы мы ни взяли, во всех случаях сталкиваемся с одной и той же материей – политическими отношениями. И всюду их стержнем выступает власть, борьба за власть или участие в ней, отрицание существующей власти или обеспечение ее стабильного функционирования.
Функции
политической системы общества
Являясь самостоятельным организмом, политическая система обладает своими возможностями, или условно говоря, способностями. Американские политологи Д. Истон, Г. Алмонд называют четыре главные способности:
1) регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.);
2) экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;
3)
дистрибутивная – способность
распределять и
4)
реагирующая, связанная с
Способности реализуются в функциях политической системы, или иначе, в главных ее видах деятельности. Последние же определяются той ролью, которую объективно призвана играть политическая система в обществе. А именно: обеспечивать существование данного общества как единого самоуправляемого социального организма.
Функциональный
подход в анализе политической системы
включает три уровня: рассмотрение
взаимодействия системы с обществом
в целом" в ее внутреннем функционировании
и в ее сохранении и адаптации2.
Разумеется, они взаимосвязаны, более
того, взаимопроникают и в реальной жизни
скорее представляют аспекты (стороны)
различных видов деятельности политических
институтов.
1 Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. I. С.149-150.
2 Шварценберг Р.-Ж. Указ. соч. С. 149.
Функции политической системы, обращенные в большей степени к другим подсистемам общества:
1) обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества, страны. Политическая система есть институциональная (упорядоченная, закрепленная нормами) форма бытия власти. Через институты, образующие политическую систему, осуществляется легитимация власти, реализуется монополия на издание законов, имеющих общеобязательный характер, и применение принуждения для их исполнения. Политическая система, по определению Г. Алмонда, – это легитимная, поддерживающая порядок или трансформирующая система в обществе.
Политической
системой устанавливаются и
Институционализация политической системы осуществляется через Конституцию – свод утвержденных в правовом порядке образцов институтов, законов и политико-правовой практики.
2) политическая система – управляющая система. Она регулирует общественные отношения, управляет различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения. Объем управленческих функций, масштабы, формы и методы управленческой деятельности политических институтов зависят от типа общественных систем. Так, как сфера влияния политических институтов в современных развитых капиталистических странах на экономику значительно уже, чем в странах социалистической ориентации.
Такая особенность объясняется двумя обстоятельствами. В позитивном плане: социализм в идеале предполагает, сознательное творчество масс. Политика как форма организации массовой деятельности призвана здесь стать важнейшим фактором исторического прогресса, В действительности негативная роль политики и ее институтов в странах, сделавших социалистический выбор, стала чрезмерной, деформированной. Политические институты в значительной мере поглотили общество, так как его социальные организации не были развиты в достаточной степени и уступили свои роли государственным структурам.
Действие политической системы как управляющей включает постановку целей и разработку на их основе политических проектов деятельности социальных институтов. Данную функцию, называемую политическим целеполаганием, нельзя абсолютизировать. Процесс общественной жизни при всех исторических условиях и системах не бывает глобально целенаправленным. Сознательное всегда сочетается со стихийным. Драматические страницы развития нашей страны опровергают стереотипную, пропагандировавшуюся многие годы характеристику советской истории лишь как практического воплощения научной теории марксизма-ленинизма.
3) политическая система обеспечивает определенное единство всех социальных групп и слоев населения, поскольку это необходимо для сохранения статус-кво общества. Она объединяет эти социальные группы и слои вокруг общих социально-политических целей и ценностей, что дает возможность реализовать как интересы системы в целом, так и интересы отдельных групп. Политическая система, пишет П. Шаран, есть система взаимодействия, встречающаяся во всех независимых обществах, которая выполняет функцию их интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного принуждения1.
4)
одна из важнейших функций политической
системы – создание необходимых политических
условий для функционирования и прогресса
экономики (правовое закрепление форм
собственности на средства производства,
обеспечение единого экономического пространства,
проведение налоговой политики, регулирование
финансовой системы и т.п.).
1 Шаран П. Политическая система//Политология вчера и сегодня. Вып. 4. – М., 1992. С. 7.
5) защита данного общества, ее членов от разного рода разрушающих (внутренних и внешних) воздействий. Речь идет о защите от деструктивных элементов, включая криминальные группы, приобретающие в наше время международный характер, от внешних агрессий (военной, экономической, идеологической, информационной), наконец, от экологической катастрофы.
Таким
образом, политическая система реализует
функцию целеполагания и целедостижения,
обеспечивает порядок в обществе, держит
под контролем процессы социальной напряженности
в отношениях между людьми, обеспечивает
его единство, создает условия для безопасности
(физической, правовой, профессиональной
и другой), распределяет материальные
и духовные ценности (прямо или косвенно)
между членами общества, мобилизует ресурсы
для удовлетворения социальных потребностей.
Виды
политических систем
Многообразие
политических систем, существующих в
современном мире, указывают на то,
что на процесс их формирования и
функционирования оказывает влияние
множество факторов: исторические традиции,
культура, экономическое развитие,
зрелость гражданского общества, геополитические
условия и т.д. Преобладание тех
или иных факторов обусловливает
их неповторимость. Практическое значение
классификаций политических систем
состоит в определении
Основное различие между политическими системами заключается в том, как распределяется политическая власть в процессе управления: рассредоточена ли она между несколькими самостоятельными субъектами власти или концентрируется в руках одного субъекта, будь то отдельный человек, законодательное собрание, комитет, хунта или партия. Если политическая власть разделена и рассредоточена, то политическая система классифицируется как демократическая. Если же власть находится в руках одного субъекта, система классифицируется как автократическая. Также выделяются тоталитарные и авторитарные политические системы. Демократическая политическая система связана с вещными отношениями и имеет свой рынок. В сфере обменных связей частные собственники, покупая один товар и отвергая другой, тем самым «голосуют» за их производство в соответствии со спросом. В результате выпуск товаров увеличивается, снижается или прекращается в соответствии с покупательским спросом на них. В политических отношениях сохраняется структура того же рыночного типа с тем, однако отличием, что место товаров занимают конкурирующие лидеры и политические партии с их программами и лозунгами, а голосование осуществляется на избирательных участках. Стало быть, элементами политической системы демократического типа выступает народ, партии, политические лидеры и государство.
Совсем по-иному выглядит политическая система тоталитарного типа. Решающую роль в ней играет единственная правящая партия, возглавляемая вождем. Она не терпит конкуренции в лице других политических сил. Цели партии – мобилизация населения на выполнение принятых ею политических решений.
Элементами политической системы тоталитарного типа выступают партия (вождь), государство, подчиненные им общественные организации и население, которое становится объектом манипуляций всех этих политических сил.
В мире известна классификация политических систем, исходящая из взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на открытые и закрытые. Закрытые политические имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находятся внутри таких систем. Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешнем миром, успешно усваивают передовые ценности других систем, подвижны и динамичны.
В отечественной философской
и политической литературе
Американский политолог Дж. Пауэлл предлагает классифицировать политические системы по трем группам, в зависимости от степени их культурной дифференциации и культурной секуляризованности. Это -примитивные, традиционные и современные системы.
Примитивные
системы обладают минимумом структурной
дифференциации, национальное целое
для них остается без внимания;
преобладает «приходская
Традиционные системы имеют развитую дифференцированную политическую структуру и в отношении политических позиций характеризуются «культурой подчинения».
Традиционные структуры бывают патримониальные (политические элиты, королевская семья), централизованные бюрократические (империя инков, Англия при Тюдорах, Эфиопия и др.) и феодальные.