Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 13:42, контрольная работа
В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов; народов; национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Политика и возникает как явление вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми (а порой и антагонистическими, то есть прямо противоположными) интересами.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Политика и право: общие характеристики………...…………………………….5
1.1. Понятие политики…………………………………………………………...….5
1.2. Политика и право………………………………………………………….…….9
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………...28
Общим между политикой и правом является то, что они являются регулятивными, взаимозависимыми системами общества. Отличия же между ними в этом смысле проистекает из того, что это различные регулятивные системы. Можно сказать вслед за известным голландским юристом и политологом Г. Гроцием, что если “предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости”, то “предмет политической науки – целесообразность и польза”.6
Для политики приоритетны, как конституции и положения публичного права, так и их судебное применение и интерпретация, устанавливающие формальную базу политической практики, составляющие необходимое средство для подотчетности правительства и ограничений его деятельности. При изучении поведения избирателей политологу необходимо хорошо знать правила и законодательные нормы проведения избирательных кампаний. Мировая политика также все в большей степени ориентируется на нормы и положения международного права. Законы – это не что иное, как способ, которым та или иная политическая линия претворяется в жизнь.
Общественный договор, о котором писали Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и Т. Джефферсон, имеет юридическое происхождение. Работы многих мастеров политической мысли – Н. Макиавелли, И. Бентама, Г. Гегеля и др. отмечены как обязательные в университетских списках литературы по теоретической юриспруденции, а также по истории политической мысли.
Различие
между политикой и правом проистекает
в разнице между политической
и административно-правовой сферами
управления. Право и административно-
Другое отличие между политикой и правом состоит в том, что нормы права достаточно определенны и “устойчивы”, а у разных групп людей существуют различные, меняющиеся политические ценности и принципы, да и воспринимаются они по-разному. То есть, те или иные люди провозглашают и проводят различающуюся политику. В этом смысле она является более гибкой и противоречивой, менее определенной и постоянной, чем право, сферой взаимодействия людей.
Еще одно различие между политикой и правом состоит в том, что политика – более широкое явление, чем право и государство. Она характеризуется не только качеством всеприсутствия, но и может распространять свое поле воздействия (или взаимодействия) на любые сферы, вопросы и проблемы общественной жизни. Политика, обычно, есть везде, где есть право, но закон далеко не всегда присутствует в политических решениях, отношениях и процессах.
Наконец, различие между политикой и правом состоит в том, что политика предполагает непосредственное взаимодействие между обществом и властными структурами, а право меняется медленно и, как правило, только через официальное нормотворчество.
Четкое разделение сферы и функций политики и права может иметь весьма существенное значение – способствовать преодолению некоторых опасных тенденций в развитии общества и его властных структур. Одна из них — крайне расширительное толкование политики, объявление политическими тех проблем, которые могут быть решены административно-правовыми средствами. Именно такая тенденция характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Вместе с тем принижается значение и самой политики – политические решения принимаются не на основе научной стратегии и тактики, а посредством насилия, “нажима”, манипулирования общественным сознанием и т.п.
Существует и другая опасная тенденция – сведение или сужение политических проблем до рамок административно-правовой системы. Стремление абсолютизировать существующий политический курс органов власти и право, вывести их поля критического анализа, представляется также нерациональным.
Можно выделить следующие основные варианты взаимодействия между политикой и правом:
1)
подчинение политикой права (
2) абсолютизация права и приписывание ему нереальных возможностей;
3)
сохранение разумного
Для права так же, как и для политики, имеют большое значение правила и принципы морали. Хорошо известно, что законы обязаны своей силой именно нравам. Мораль и законодательство выступают у известного английского мыслителя И. Бентама как наука и искусство “направлять действия людей таким образом, чтобы в результате получилось наибольшее возможное количество счастья”.
Гармоничное или хотя бы разумное взаимодействие морали, политики и права благотворно отражается, как на самих рассматриваемых феноменах, так и на обществе в целом. Принципы такого взаимодействия определил еще И. Кант. Он учил, что следует поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству (и в своем лице, и в лице также всякого другого) как к цели и никогда не относиться к нему только как к средству Целесообразно поступать так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства.
Правовое, моральное, демократическое и социальное государство служит надежной основой для осуществления подлинно гуманистической политики в обществе, а она является, в свою очередь, необходимым условием, для соответствующею совершенствования правовых, моральных и политических норм в установленном порядке. Платон говорил, что он видит “близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Где же закон владыка над правителями… там усматриваю я спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги”.
Выступая
как необходимая форма
В
современную эпоху вопрос о взаимосвязи
и взаимодействии государственной
политики с правом приобретает важнейшее
значение еще и потому, что право
только тогда справедливо и гуманно,
когда оно одинаково
Принципиальным
условием прогрессивного, демократического
развития современной России, является
соблюдение и совершенствование ее законов,
норм международного права, реализации
“духа и буквы” этих документов в политической
практике. “Государство должно их неукоснительно
соблюдать во всех политических решениях.
Такова самая важная и очевидная грань
соотношения политики государства с правом,
юридически воплощенном в законах”. Соответственно,
следует стремиться к выработке и реализации
высокоморальной, правовой политики.
2.
Соотношение и взаимодействие
политики и права
2.1.
Политика и право: вектор
взаимодействия
Между политикой и правом никогда не было и, вероятно, в принципе быть не может полной гармонии, но это вовсе не означает, что они обречены только на взаимную конфронтацию. У них есть ряд общих свойств, например: регулятивно-направляющее воздействие на социальную жизнь и происходящие в ней процессы; властные начала; отражение в законах некоторых совпадающих требований; в значительной мере – единое поле действия и цели.
Взаимодействие права и политики может быть вполне продуктивным. Однако для этого нужно уметь в различных социально-политических условиях находить оптимальный баланс между ними. Такой баланс, как правило, достигается в том случае, если политика является правовой. Сам термин «правовая политика» свидетельствует, прежде всего, о том, что оба рассматриваемых феномена диалектически взаимосвязаны, вектор их развития един и одновременно способствует развитию социума. Вместе с тем если политика – есть искусство возможного и целесообразного, то право – это искусство добра и справедливости. Но эти их формы и функции вовсе не противоречат (во всяком случае, не должны противоречить) друг другу, поскольку оба феномена имеют социальный характер и функционируют в обществе.9
Вопрос о повседневно-прикладном соотношении политики и права также не является простым. В трактовке данного соотношения постоянно присутствует тенденция следования политической конъюнктуре. На протяжении фактически нескольких десятилетий право рассматривалось, например, в нашей стране, главным образом, в утилитарно-прагматическом ключе – как атрибут, инструмент, орудие, рычаг власти, как способ юридического оформления партийно-политических решений, а не как самостоятельная социальная и культурная ценность или институт.
Право длительное время представлялось, с одной стороны, как некое нагромождение множества норм, а с другой – оно на всю мощь использовалось в качестве средства насилия, принуждения. Вместе с тем эти две ипостаси права довольно мирно сосуществовали в рамках одной юридической и политической системы, когда карательная функция соседствовала с «воспитательной». Поэтому на право политическое руководство советского государства одновременно смотрело и как на некий рудимент и помеху, и как на очень удобный, «законный» политический инструмент, репрессивный механизм в борьбе с неугодными.10
Общественным сознанием советского периода прочно усваивался тезис о второстепенной и нерешающей роли права. Главными при этом считались экономика, политика, идеология, партийные установки и лозунги, а вовсе не правовые ценности, юридические начала и законность. Более того, право чаще всего воспринималось как приказ «начальства», как указания политических вождей, как предписания сверху. И только в редчайших случаях – как самостоятельный институт, способный эффективно защитить гражданина от произвола, стоящий на страже личности, ее чести, достоинства и безопасности. Право не мыслилось в качестве силы, способной ограничить государственную власть, а идея правового государства не признавалась.
Право было до предела политизировано и идеологизировано, а иначе и быть не могло, поскольку в нашей стране, особенно в первой половине ХХ в., даже государство рассматривалось в качестве продукта классовой борьбы. Так В.И. Ленин писал в своей программной работе «Государство и революция»: «…существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы». Соответственно, и право, вслед за государством должно было не способствовать примирению классов, а быть на стороне пролетариата в его борьбе за разрушение государства.
Следовательно, если политика
и идеология ставились во
Однако, несмотря на то, что сложившаяся в советское время система взаимоотношений политики и права дает немало аргументов для ее критики, тем не менее, следует признать, что она «работала» до определенного момента. Сегодня в силу как глобальных, так и локальных социальных трансформаций, в условиях которых довольно резко возросла роль как самой политики и политического сознания, так и непосредственно права, требуются иные подходы к проблеме взаимоотношений политики и права как в теории, так и на практике. Осознание данного факта уже отразилось на исследовательской проблематике ученых, причем как политологов, так и юристов, даже стал издаваться специальный журнал, сделавший существующую проблему своим названием: «Право и политика».11
В
теоретическом аспекте