Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 01:51, реферат
Актуальность темы в том, чтобы узнать как можно больше о казаках, этих героических людях, внесших громадный вклад в развитие и укрепления государства Российского
Цель заключается в том, чтобы проследить становление правового статуса казачества в российском государстве.
Казаки преклонного возраста в преддверии наступления смерти, как правило отправлялись в монастырь и там встречали закат своих дней. Длительное время таким прибежищем для казаков был Борщёвский монастырь. Сами же казаки церквей не строили. Первая церковь была построена в 1650 году в городе Черкасске, вместо часовни, деревянный собор во имя Воскресения Христова. В 1652 году основывается первый монастырь. Ко времени царствования Петра Великого на Дону было: 1 собор, 2 монастырские церкви, 11 церквей в станицах и 3 часовни.
Одевались казаки достаточно колоритно и своеобразно. По праздникам одевались в богатые азиатские и польские одежды, взятые в походах. Вот к примеру, что имел простой казак к 1630 году: пищаль - т.е. ружьё - с ремнём, голубой плащ (епанча), серый зипун, белый зипун, полосатый пояс, бурку (епанча полосатая), попону черкесскую, войлок из коровьей шерсти, шляпу, 2 рубахи, 9 портов, сермяжные перчатки, красные штаны, кожаные сапоги и пучок ремней. Атаман имеет гораздо больше, одежды из атласных тканей, перстни, серебряная домашняя утварь и многое другое. [4, 294]
Управление постепенно видоизменяется и уже имеет отличия от прошлых лет. Всеми делами в станице или городке ведал выборный на год атаман. Помощником был станичный есаул. Важные же вопросы решались в кругу, в общем сборе, на площади, а зимою в станичной избе. Казаки не охотно шли в атаманы. В каждой станице был свой день для выбора атамана. Символом власти атамана являлась "насека" и при её передачи после выборов нового атамана, передавались и полномочия. У атамана были в совете и подписные старики т.е. судьи избираемые так же на сборе из лучших людей станицы. В обязанности подписных стариков входило:
Суд творился (судебные дела рассматривались) на кругу или на сборе в станичной избе. Главным на суде был атаман. Приговор, как правило, заключался в количестве ударов плетью. [4, 157]
Избирался так же войсковой атаман от всего войска на один год. Если он был не угоден, то его могли сменить. В помощь атаману назначали старшин. Одного и того же атамана могли избирать многократно. Для решения войсковых дел, касающихся всего войска, собирался войсковой круг. Писанных законов не было, но атаману были нужны люди, знающие обычаи и для этого бывшие атаманы оставались при вновь избранном атамане, как его советники и получали название старшин. Помощником у войскового атамана был войсковой есаул. Кроме того был войсковой дьяк писавший восковые грамоты и отписки, читавший на кругу царские грамоты. [9, 352]
В
походах казаки собирались в сотни. В сотне
было по два сотника. Сотни делились на
курени, курений было в сотне по десять.
Курень имел своего атамана и есаула. Кроме
походов, набегов и поисков у казаков была
ещё и внутренняя служба. Заключалась
она в охране проезжающих через войско
московских чиновников, в отвозе грамот
и отписок от войска в Москву и привоз
из Москва царских грамот и жалованья.
Люди, посылаемые в Москву за жалованьем
назывались "зимовой станицей". Отправлялись
они в Москву зимой, а весной по первой
полой воде отправлялись обратно домой.
В "зимовую станицу" назначалось
от 4 до 100 человек. Начальником был назначенный
за старшего атаман и в помощь ему если
станица была большая назначался есаул.
Станица в Москве жила за царский счёт.[9,
334]
Конец
казачьей вольницы
Этот факт берёт свою историю с 20 апреля 1709 года когда царь Петр прибыл в Черкасск. Хотя к тому времени казаки уже и не имели той свободы в действиях, как ранее. Факты это подтверждающие такие как:
Да и то что казаки получили Царское знамя 18 марта 1614 г., получали жалованье, за свою службу является фактом не оспоримым. Но казачество считало это только за честь, а себя всё же считали вольными людьми, хотя в принципе это так и было. Но вот реформы Петра I не обошли стороной и казаков. И в то время когда Царь находился в Черкасске, на спуске на воду четырёх кораблей построенных в Воронеже, у Петра состоялся разговор с войсковым атаманом в котором он повелел утвердил существовавший герб Донского казачьего войска который просуществовал до 1805 года. Перепиской с войском, посылкой жалованья, жалобами и т.д. ведал Посольский приказ, то есть на казаков в Москве смотрели как на другое государство. В 1716 году войско донское перешло из посольского приказа в ведение только что учрежденного Петром Правительствующего сената.[12, 423]
К этому времени на дону обнаружены залежи угля, вписаны из Франции опытные виноделы и приказано по всему Дону разводить фруктовые и виноградные сады, сеять хлеб. При Петре на дону стали строить соборы, монастыри, церкви. В 1718 году войско Донское присвоено к Воронежской епархии. Вместе с постройкой церквей Царь запретил казакам женится без священника.
Но самые главные перемены, совершенно изменившие жизнь и обычаи казаков, коснулись управления войском. В 1700 году Петр приказал для выборов атамана и обсуждения дел, касающихся всего войска, на войсковой круг собираться не всем атаманам и казакам, а только станичным атаманам и с ними по два старика, выборных от станицы. Учреждено было Правление старшин. Зимовная станица из одного атамана, одного есаула и 100 казаков остаётся в Москве постоянно. В 1709году Петр поставил в атаманы Петра Емельяновича Рамазанова бессменно. С 1723 года войско донское перешло в ведение военной коллегии и с этого же времени войсковой атаман назначается коллегией и получает название наказного атамана.[12, 135]
При
Петре Великом закончилась самостоятельная
вольная жизнь казаков. Они вошли в состав
Российской Империи не столько как территориальная
область, сколько как военная община. С
этого времени заканчивается история
войска Донского как самостоятельного
вольного братства, и начинается история
его как части Русского государства, части
русской армии. И все перемены в укладе
жизни, правовая база меняется параллельно
с переменами в России.
Глава
II. Положение казачества вXVIII
- XX вв.
Казаки,
основа могущества государства Российского,
управление войсками и в войсках
Казаки составляют одно из состояния Российской Империи, обладающие особыми правами и преимуществами. В сословном отношении К. разделяются на дворян и простых казаков: последние до некоторого времени соответствуют сословию сельских обывателей. Казачьи войска значительно увеличились и занимают огромные территории в Европейской и Азиатской части России: в первой Юго-Восточная окраины (Область Войска Донского, Северного Кавказа по системам рек Кубани и Терека, узкая полоса земли по всему течению реки Урал); во второй - территории по соседству с киргизскими областями граничащих с китайскими владениями области Сибири. На этом пространстве распределено 11 казачьих войск, которые по своей численности выстраиваются в следующем порядке: донское, кубанское, оренбургское, забайкальское, терское, сибирское, уральское, астраханское, семиреченское, амурское и уссурийское.
Правительство заинтересованное в сохранении боевых качеств казачества, оставляет за ним особое устройство, во многом отличающееся от организации остального населения. Управление казачьими войсками сосредоточено в военном министерстве, в главном управлении казачьих войск. При главном управлении состоит комитет казачьих войск, для рассмотрения законодательных и хозяйственных вопросов, касающихся военного и гражданского быта казаков. Комитет имеет характер совещательный и состоит, под председательством начальника главного управления, из 2-х его помощников и 5-ти постоянных членов от казачьих войск: одного от донского, одного от кубанского и терского, уральского и астраханского, одного от казачьих войск западной Сибири и одного от войск Восточной Сибири. Все законодательные и наиболее серьёзные из хозяйственных, рассмотренные комитетом, идут на решение военного совета. [7, 96]
Во главе местного управления в войске донском стоит войсковой наказной атаман, в остальных, кроме сибирского так же наказные атаманы. Для наиболее отдалённых войск имеются ещё войсковые наказные атаманы, а именно: для войск кубанского и терского - в лице главноначальствующего на Кавказе, для сибирского и семиреченского - в лице степного генерал-губернатора, для забайкальского, амурского и уссурийского - в лице приамурского генерал-губернатора. Звание войскового наказного атамана соответствует званию генерал-губернатора, а наказного атамана - званию военного губернатора; в их лице соединено военное и гражданское управление. Для внутреннего управления в донском войске учреждено областное, а в прочих войсках - войсковые хозяйственные правления; в большинстве войск существуют войсковые штабы. Областное и войсковые хозяйственные правления - учреждения коллегиальные, соответствующие губернским правлениям. Затем войска, кроме самых малочисленных, разделены на округа или отделы, во главе которых стоят атаманы и начальники округов или отделов. В войске донском окружной атаман соединяет в себе власть военную и гражданскую, в других войсках - только военную и общественное управление, полицейскими же делами ведают общие полицейские учреждения. [6, 68]
Каждое войско делится на станицы, состоящие из одного или нескольких казачьих поселений, именуемые хуторами или посёлками. Площадь владения каждой станицы составляют станичный юрт, а все лица войскового сословия, живущие в юрте, составляют станичное общество. В казачьих поселениях имеют право жительства, не входя в состав станичного общества, и лица не войскового сословия (исключая евреев, пребывание которых на войсковой территории воспрещено). Лица эти именуются иногородними. За своё дворовое место и за участие в станичных довольствиях они вносят определённую плату, а так же платят за пастьбу скота, рубку леса и т.п. Станицами заведуют:
Станичное управление в станичном обществе составляют
Станичный собор составляется из станичного атамана и его помощников или кандидатов, хуторских атаманов, судей, казначея и казаков домохозяев. До 1891 года в станичном соборе участвовали все казаки домохозяева, но в последствии, в виду неудобства слишком многолюдных сборов, этот порядок сохраняется только в станицах, где не более 30 дворов; станицы от 30 до 300 дворов, направляют на станичный собор по 30 выборных, а в станицах имеющих свыше 300 дворов, в соборе участвуют выборные от каждых 10 дворов. Живущие в станичном юрте и имеющие там недвижимость не войскового сословия или принадлежащие к другим юртам также посылают на сбор своих выборных, от каждых 10 дворов, но эти выборные принимают участие только в решении вопросов касающихся лиц этой категории. Выборные выбираются простым большинством голосов, из числа лиц неопороченных и достигших 25-летнего возраста. Старшинство на сборе принадлежит станичному атаману, который наблюдает и за порядком. Сбор обсуждает дела касающиеся:
Станичный собор решает дела по большинству голосов и считается состоявшимся, когда в нём участвовало не менее 2/3 всех выборных, наиболее важные дела решаются 2/3 голосов. Жалобы на постановления сбора приносятся атаману отдела.[16, 265]
Станичный атаман - наблюдатель за порядком, спокойствием и благочинием в пределах юрта, и в этом отношении ему подчиняются все проживающие в нём обыватели, как войскового, так и не войскового сословия.
Станичное правление образуют: станичный атаман, его помощник, или кандидат, станичный казначей и доверенные - на станичном правлении лежит делопроизводство по всем предметам ведомства станичного управления.
Станичный суд образуют:
В суд станичных судей, судьи выбираются на станичном сборе - от 4 до 12 человек. В суд почётных судей - от 3 до 6 от каждой станицы. Присутствие станичных судей состоит из 3, а почётных судей - из 4 судей.
Станичному суду подведомственны не пользующиеся особыми правами лица, как войскового, так и не войскового сословия, проживающие в юртах. Станичный суд разрешает споры и тяжбы по имуществу до 100 рублей и маловажные проступки. Окончательному решению станичного суда подлежат споры без ограничения суммы, если стороны сами добровольно пожелают представить в этот суд решение их дела. Кассационной инстанцией является суд почётных судей. Кассационная жалоба на суд почётных судей подается в областное или войсковое хозяйственное правление.[15, 398]
Хуторское
общественное управление учреждается
во всех поселениях, имеющих не менее 60
дворов, и в других поселениях в случае
потребности в таковом. Хуторской сбор
и хуторской атаман соответствуют станичному
сбору и атаману, но область их ведомства
ограничивается хутором.[3, 14]