Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:00, реферат
Различные подходы к пониманию Формы государства
Признаки государства,
первоначально выраженные в его
предпосылках, в ходе исторического
процесса развиваются в форму
государства.
Форма государства — это его устройство,
выражающееся в характере политических
взаимоотношений между людьми, между людьми
и государством, между государством и
людьми в процессе управления ими, в способах
организации высших органов государственной
власти и в административно-
Категория «форма государства» показывает
особенности внутренней организации государства,
порядок образования и структуру органов
государственной власти, специфику их
территориальной обособленности, характер
взаимоотношений друг с другом и с населением,
а также те методы, которые используются
ими для осуществления организующей и
управленческой деятельности. Иными словами,
форма государства — это устройство государственной
власти и ее организация.
Исследование различных аспектов формы
государства имеет важное теоретическое
и практическое значение. Малейшие ошибки
и просчеты в разрешении этих жизненных
вопросов чреваты острыми политическими
конфликтами, тяжелыми моральными и материальными
потерями.
В различных странах государственные
формы имеют свои особенности, характерные
признаки, которые по мере общественного
развития наполняются новым содержанием,
обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии.
Форма государства — это организация
государственной власти, методы ее осуществления
и ее территориальное устройство, которые
отражают особенности развития страны,
уровень ее демократии, а также культуры
населения, т. е. форма государства никогда
не оставалась и не остается раз и навсегда
установленной, неизменной. Под влиянием
множества факторов (экономических, социальных,
политических, идеологических) она всегда
развивается и изменяется.
За всю историю развития государства и
права были высказаны десятки различных
суждений по вопросу о формах государства.
Предлагались самые различные подходы
к решению этой проблемы. Еще в Древней
Греции и Риме философы и юристы высказывали
самые различные, порою весьма противоречивые
мнения по поводу того, что следует понимать
под формой государства, какие формы государства
существуют и чем они друг от друга отличаются.
Один из величайших мыслителей античности,
древнегреческий философ Платон (427—347
г. до н.э.) исходил из того, что идеальной
формой правления «идеального государства»
как государства «лучших и благородных»
является «законная власть немногих»
— аристократия. Кроме того, им выделялась
и рассматривалась «законная монархия»
— царская власть и «незаконная» — олигархия.
Платон создал целое учение о динамике
государственной жизни и смене, в силу
испорченности человеческой натуры, ее
форм. Идеальное государство и его аристократическая
форма, согласно этому учению, не вечны.
Государство может деградировать и соответственно
в этом же направлении изменять свои формы.
Аристократия, приводящая к появлению
частной собственности на землю и превращению
свободных людей в рабов, может вырождаться
в так называемую тимократию. Последняя,
представляющая собой критско-спартанский
тип государства, господство наиболее
сильных воинов, может постепенно превращаться
в олигархию. Олигархия же, как строй, основанный
на имущественном цензе и власти немногих
богатых, — в демократию. Наконец, демократия
как власть народа и для народа, в силу
опьянения последнего свободой сверх
меры, может вырождаться в свою противоположность
— тиранию. Это самая худшая форма государства,
считал Платон, при которой безраздельно
господствует произвол, бесправие широких
масс и насилие. Тиран всегда захватывает
власть «от имени народа» или «как ставленник
народа».
Учения и отдельные идеи, касающиеся форм
государственного устройства и правления,
развивались не только в Древней Греции
и Риме, но и в других странах, причем не
только на ранних стадиях развития человеческой
цивилизации, но и в последующие столетия.
Значительное внимание исследованию формы
государства уделяется юристами и в настоящее
время. Также как среди их предшественников,
между современными авторами нет единого
взгляда о видах форм государства. Высказываются
самые разные точки зрения, имеют место
различные подходы к определению понятия
и содержания форм государства.
Традиционным, например, для отечественного
государствоведения и правоведения 60—70
гг. было представление о форме государства,
как об институте, складывающемся из формы
правления и формы государственного устройства.
В более поздний период, вплоть до настоящего,
в научной литературе утвердилось мнение,
согласно которому форма государства
состоит из формы правления, формы государственного
устройства и государственного режима.
Существует два подхода к форме государства:
1. Элементный подход
Форма государства — это единство трех
ее основных элементов:
— формы правления,
— формы государственного устройства,
— политического режима.
Однако такой подход не дает синтезированного
представления о форме государства в целом.
2. Системный подход
Форма государства — это такая структура,
которая включает не только организационные
элементы, но и связи между ними, а также
элементы функциональные (методы деятельности).
В науке форма государства анализируется
по преимуществу как внешняя форма сущности,
содержания и явления государства. В различных
странах государственные формы имеют
свои особенности, характерные признаки,
которые по мере развития общества наполняются
новым содержанием. На форму государства
серьезно влияют культурный уровень народа,
его исторические традиции, характер религиозных
мировоззрений, национальные особенности
проживания, природные условия проживания.
Специфику формы государства определяет
также характер взаимоотношений государства
и его органов с негосударственными организациями,
партиями, церковью и другими организациями.
Форма государства индивидуализирует
каждое конкретное государство, которое
существует в пространстве и времени в
единстве содержания и формы. Внутренняя
форма всегда содержательна и как таковая
непосредственно и органически связана
с сущностью государства на данном историческом
этапе его развития. Внешняя форма государства
изменчива, она соответствует изменяющемуся
непрерывно содержанию государства. Своеобразие
конкретной формы государства любого
исторического периода определяется прежде
всего степенью зрелости общества и государственной
жизни, задачами и целями которые ставит
перед собой государство. Другими словами,
категория формы государства непосредственно
зависит от его содержания и определяется
им.
Общепризнанная классификация форм государства
отсутствует. Однако наиболее распространенной
его формой является демократическая
федеративная республика. Именно в ней
наиболее четко проявляются все современные
воззрения на то, каким должно быть общество.
Но это не означает, что развитие форм
государства достигло совершенства. Скорее
всего, в процессе эволюционного развития,
в ближайшей исторической перспективе
появятся новые элементы форм государства.
В процессе исторического развития государственности
происходит постоянный процесс сбрасывания
старой формы, процесс ее постоянного
обновления, диктуемый объективными законами
развития политической борьбы в обществе
и изменения содержания государственной
власти.
В последние годы в отечественной литературе
(например, в работах Чиркина) предложена
новая классификация форм государства,
опирающаяся на признаки собственно формы).
1. Монократическая (единовластная)
форма государства. Главным для такой
формы является принцип единовластия.
Полнота государственной власти может
находиться в руках одного человека (монарха),
либо в руках определенной группы (партии,
военно-революционного совета и т.д.). Разделение
властей, как и местное самоуправление,
фактически не существует. Права граждан
не признаются и всячески нарушаются,
существует обязательная идеология или
государственная религия. Давление на
органы государственной власти со стороны
различных «заинтересованных групп» отсутствует.
Выделяют следующие подвиды монократической
формы государства:
— теократическая (Саудовская Аравия).
— экстремистская (фашистская).
— милитаристская (правление военного
центра).
— монократическая в условиях тоталитарного
социализма.
2. Поликратическая (многовластная)
форма государства. Главным признаком
является принцип многовластия, принцип
разделения властей и местное самоуправление
не только существуют, но и реально действуют.
Выделяют следующие подвиды поликратической
формы государства:
— традиционная (США, Англия).
— постсоциалистическая (большинство
стран бывшего соцлагеря).
3. Сегментарная (смешанная) форма государства.
Это промежуточная форма между поликратической
и монократической. Решающая роль принадлежит
исполнительной власти, местное управление
носит слаборазвитый характер, права граждан
не полностью отражены в законодательстве,
давление на органы государственной власти
носит частичный характер. Примером сегментарной
формы могут послужить такие государства,
как Египет, Иордания, Марокко.
Рассмотренные три элемента формы государства
(форма правления, форма государственного
устройства, политический режим) хоть
и различны, но все же относятся к одному
явлению, обладают внутренним единством,
органически связаны между собой, взаимообусловлены
в своих признаках.
Таким образом, взятые в единстве три организации
государственной власти образуют форму
государства. В процессе развития государства
имеется диалектическая взаимозависимость
всех сторон его проявления, устройства
и организации.
Исторически сложилось так, что сначала
появились государства, форму которых
прежде всего определяла форма правления.
Более того, таких форм, как форма правления
государственного устройства или политический
режим не существовало. Необходимость
в классификации по форме государственного
устройства появилась в XVII—XVIII вв. Категория
же «политический режим» возникла и вовсе
в начале XX в.
Таким образом, в древности и в средние
века все государства были унитарные,
а формой правления, как правило, была
монархия. О политическом режиме можно
говорить шире. Так, в некоторых государствах
Древнего мира существовали институты
демократии, хотя чаще встречались авторитарные
или вовсе тоталитарные режимы.
С появлением федераций положение изменилось.
И хотя в форме правления монархия продолжает
играть значительную роль, основной формой
правления становится республика. Политический
режим становится все более демократичным
и достигает современного уровня.
В ходе исторического развития государства
содержание его меняется быстрее, чем
форма, которая, несмотря на ее активную
роль, является более консервативной стороной
явления. Существует объективное противоречие
между новым содержанием и старой формой
государства. В результате форма претерпевает
изменения в соответствии с новыми потребностями
действительности.
Соотношение типа и формы государства
Как уже отмечалось,
тип государства - это совокупность
основных черт, свойственных государствам
определенной общественно-экономической
формации, а форма государства - это
структурный, территориальный и политический
способ организации государства, охватывающий
форму правления, форму государственного
устройства и политический режим. Эти
два понятия взаимосвязаны, соотносятся
между собой как содержание и форма, где
определяющую роль играет содержание,
т.е. тип государства. Однако и форма государства
оказывает немалое влияние на существование
и развитие типа государства, на процесс
замены одного исторического типа государства
другим.
От типа государства в конечном счете
зависит характер формы правления. В государствах,
не связанных экономическими узами обмена
и вынужденных объединяться посредством
сильной централизованной власти, естественной
формой правления является монархия; для
обществ, основанных на рыночных отношениях
между свободными, политически равными
собственниками, характерна республиканская
форма правления.
Вместе с тем, государства каждого исторического
типа могут облекаться во множество форм,
которые зависят от следующих факторов:
- уровня экономического развития общества;
- соотношения классовых сил;
- международной
обстановки;
- национальных и культурных традиций;
- географических, климатических и иных
условий существования того или иного
государства.
Так, история свидетельствует, что основными
формами правления рабовладельческого
государства были монархии и республики.
Монархии, в свою очередь, подразделялись
на следующие виды:
- деспотические (древние Вавилон, Египет,
Индия), основанные на азиатском способе
производства, обусловливающем практически
неограничен¬ную власть монарха и его
обожествление;
- античные (древнеримская империя I в.
до н.э. - V в. н.э.), на первых стадиях которых
наряду с монархическими существовали
республиканские институты, а на более
поздних стадиях монарх опирался на военную
бюрократию.
Рабовладельческими республиками были:
- аристократическая республика (Римская
республика VI - I вв. до н.э.), в которой органами
государственной власти формально считались
народные собрания, однако они не обладали
правом законодательной инициативы, а
могли лишь принимать или отклонять предложения
особых должностных лиц, именуемых магистратами;
кроме того, решения народных собраний
должны были утверждаться Сенатом, избираемым
недемократическим путем;
- демократическая республика (Афинское
государство), высшим органом государственной
власти которой было Народное собрание,
принимавшее законы, решавшее вопросы
войны и мира, выступавшее в качестве судебной
инстанции. Высший орган управления - Совет
пятисот избирался демократическим путем
на один год. Вместе с тем из общественно-политической
жизни исключались женщины, лица, не достигшие
двадцатилет¬него возраста и вольноотпущенники.
Характерными формами правления в феодальных
государствах были монархии и городские
республики.
Феодальные монархии подразделялись на
следующие виды:
- раннефеодальные, отличавшиеся слабостью
центральной государствен¬ной власти,
большой степенью децентрализованности
и существованием множества самостоятельных
княжеств;
- сословно-представительные, в которых
власть монарха была ограничена тем или
иным сословно-территориальным представительством
(во Франции - Генеральными штатами, в Англии
- парламентом, в России - земскими соборами);
- абсолютные, которые характеризовались
ослаблением или полной утратой роли сословно-представительных
органов, усилением власти монарха, который
сосредоточивает в своих руках всю полноту
законодательной, исполнительной и судебной
власти.
Своеобразной формой феодального государства
были городские республики (Венеция, Генуя,
Великий Новгород, Псков), высшими органами
власти в которых были городские советы,
состоящие в основном из городской знати.
В некоторых республиках существовали
вече - собрания всех свободных горожан,
на которых решались многие вопросы внутренней
жизни города-республики. Однако решающая
роль принадлежала все-таки Советам феодальной
аристократии.
Буржуазному государству свойственны
две основные формы правления: конституционная
монархия и республика (парламентская,
президентская и смешанная).
Формами правления социалистических государств
являются такие виды республик, как Парижская
Коммуна, советская республика и республика
народной демократии.
Таким образом, конкретная форма государства
предопределяется историческим типом
государства. Вместе с тем государства
определенного исторического типа имеют
некоторые формы, присущие только им. Например,
сословно-представительная монархия может
быть только в феодальном государстве
на определенном этапе его развития, а
конституционная монархия
Современный Гуманитарный Университет
20 и демократическая республика свойственны
буржуазному типу государства.
Необходимо также отметить, что разнообразие
форм правления и политических режимов
не беспредельно и имеет свои логические
и исторические границы. Так, цивилизованному
государству присущ лишь демократический
режим и для него неприемлемы фашистский,
тоталитарный или авторитарный режимы.
Точно также в демократическом государстве
не может быть такой формы правления, как
абсолютная монархия с ее произволом и
беззаконием.
Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимоотношения этих органов друг с другом.
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.
В свое
время Аристотель разграничивал формы
правления в зависимости от того, осуществляется
ли верховная власть единолично (монархия),
ограниченным числом лиц (аристократия),
всем населением (демократия).
Разновидности формы правления
Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим и две разновидности формы правления - монархию и республику.
Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству. Само слово «монархия» греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (monos - один, единый и arche - главенство, власть).
Признаки монархии
1. Монарх
олицетворяет собой
2. Монарх
осуществляет единоличное
3. Власть
монарха объявляется священной,
4. Монарх формально независим в своей деятельности.
5. Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.
6. Установлено
бессрочное пожизненное
Эти признаки являются базовыми в определении сущности монархии, что, безусловно, не исключает их видоизменения в связи с определенными историческими, культурными традициями, темпами и уровнем экономического и социально-политического развития того или иного государства.
Виды монархий
В
теории государства
Виды
монархий могут быть
≈ Древневосточная - Вавилон, Индия, Древний Египет
≈ Римская централизованная - Рим в I-III вв. н.э.
≈ Средневековая раннефеодальная - Древнерусское государство, монархия Меровингов
≈ Сословно-представительная - Земский собор в России, парламент в Англии, кортесы в Испании
≈ Абсолютная - Франция при Людовике XIV, Россия при Петре I, современная Саудовская Аравия
≈ Современная конституционная - Великобритания, Дания, Япония
Традиционно монархии рассматривают двух видов: абсолютная и ограниченная.
Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было (например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людовика XIV).
Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.
Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Это переходной вариант от абсолютной к парламентарной монархии.
Признаки дуалистической монархии
1. Наличие
двухпалатной структуры
2. Правительство при дуалистической монархии подчинено монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности членов правительства.
3. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.
Парламентарная (конституционная) монархия
При парламентарной монархии король "царствует, но не правит". Его наличие обуславливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политического противоборства и т.д. власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством. Монарх лишь формально утверждает состав правительства, сформированного ставленником партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх в конституционной монархии является своего рода символом, традицией, представителем нации, народа, государства.
Как
разновидность монархии выделяют теократию
– форму монархии, при которой высшая
политическая и духовная власть в государстве
сосредоточена в руках духовенства, а
глава церкви является одновременно светским
главой государства (Ватикан).
Абсолютная | Дуалистическая | Парламентарная | ||
Принадлежность законодательной власти | Монарху | Власть разделена между монархом и парламентом | Парламенту | |
Осуществление исполнительной власти | Монархом | Формально – монархом, фактически – правительством | ||
Назначение главы правительства | Монархом | Формально – монархом, но с учетом итогов парламентских выборов | ||
Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | ||
Право роспуска парламента | -------------
(парламент отсутствует) |
У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) | |
Право veto монарха на решения парламента | ------------ | Абсолютное veto | Предусмотрено, но не используется | |
Чрезвычайно указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется | |
Современные страны | Средний Восток: Саудовская Аравия, Оман | Иордания,
Кувейт,
Германия (1871-1918), Кувейт, Ирак |
Англия, Япония, Испания, Швеция, Бельгия, Норвегия | |