Понятие формы (источники) права. Основные внутренние и внешние функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:36, контрольная работа

Описание

Существуют три основных вида, наиболее важные и широко известные, источников права, соответствующие трем формам позитивного права (условно названные: «право законодателя», «обычное право», «право суда»).
1. Нормативные юридические акты - официальные документы, содержащие юридические нормы (а также положения, отменяющие или изменяющие действующие нормы). К их числу в России относятся законы, нормативные указы, постановления, иные нормативные документы Президента, Правительства, ведомств.
2. Санкционированные обычаи — вошедшие в привычку правила, которым государство придало общеобязательное значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Санкция государства, придающая обычаям юридическое, общеобязательное значение, дается либо путем отсылки на обычаи в нормативном акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов.
3. Судебный или административный прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.

Содержание

Введение.
1. Понятие формы (источники) права. (стр 2)
2. Основные внутренние и внешние функции государства. (стр 6)
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

мой реферат по теории гос и права (2).docx

— 27.45 Кб (Скачать документ)

 

 

ПЛАН 

 

 

    Введение.                                                                                                

  1. Понятие формы (источники) права. (стр 2)
  2. Основные внутренние и внешние функции государства. (стр 6)                                       

Заключение.   

  Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие источника права

форма источник право

Источники права — это исходящие от государства  или признаваемые им официально документальные способы выражения и закрепления  норм права, придания им юридического, общеобязательного значения.

Источники права, следовательно, представляют собой  единственное «место пребывания» юридических  норм, резервуар, в котором юридические  нормы только и находятся и  откуда мы их «черпаем» (отсюда и название - «источники»).

Источникам  права характерны точность понятий (закон, указ и т.д.). Источникам права  присущ, как и позитивному праву  в целом, официальный, публичный  характер, они признаются государством, что и предопределяет поддержку  содержащихся в них норм со стороны  государства, их государственную обеспеченность.

 

В настоящей  работе «форма права» будет рассматриваться  как синоним «источника права». Здесь не придается принципиального значения тем смысловым нюансам, оттенкам и различиям, которые имеют термины «форма» и «источник» права.

Однако  в юридической литературе не все  авторы разделяют эту точку зрения. Одни ученые называют нормативные правовые акты, обычаи, прецеденты формами права, другие - источниками. Но разные определения одних и тех же явлений только подчеркивают многообразие проявления их сущности. Поэтому можно использовать как то, так и другое понятие, уяснив предварительно содержание каждого.

Существуют  три основных вида, наиболее важные и широко известные,  источников права, соответствующие трем формам позитивного права (условно названные: «право законодателя», «обычное право», «право суда»).

1. Нормативные юридические акты - официальные документы, содержащие юридические нормы (а также положения, отменяющие или изменяющие действующие нормы). К их числу в России относятся законы, нормативные указы, постановления, иные нормативные документы Президента, Правительства, ведомств.

2. Санкционированные  обычаи — вошедшие в привычку  правила, которым государство  придало общеобязательное значение и соблюдение которых оно гарантирует своей принудительной силой. Санкция государства, придающая обычаям юридическое, общеобязательное значение, дается либо путем отсылки на обычаи в нормативном акте, либо фактическим государственным признанием в судебных решениях, иных актах государственных органов.

3. Судебный  или административный прецедент  - судебное или административное  решение по конкретному юридическому  делу, которому придается общеобязательное  юридическое значение.

 

    Правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, которое сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.

. Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и

феодального строя.

Известны  были, например, такие перешедшие из родового строя обычаи, как талион (причинение виновному такого же вреда, который нанесен им), вира (штраф  за убийство человека). В самом начале правовой обычай не имел материального выражения, но позже начал письменно санкционироваться или закрепляться, модернизируясь в нормативно-правовой акт. Иллюстрацией этому служат такие известные исторические памятники, как Законы XII таблиц (Древний Рим, V в. до н.э.), Законы Драконта (Афины, VII в. до н.э.), Салическая правда (Франкская монархия, VI в.), Русская Правда (Киевская Русь, XI в.) и др.

 

Обычай  – это самый древний источник права, да и само право как социальное явление зародилось, в значительной мере, в результате приспособления обычаев, их корректировки в соответствии с интересами имущих классов. Система  правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила название обычного права. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Так, первые законы античного и феодального обществ по существу были сводами обычного права отдельных племен.

В ходе истории  обычаи постепенно вытесняются другими  юридическими источниками. Однако прогрессивные  передовые обычаи правом поддерживаются и поощряются (при бракосочетаниях, празднованиях юбилеев, достижений в какой-нибудь сфере деятельности и т.д.). В настоящее время обычай, хотя и незначительно, но все же употребляется.

 

Обычаи – правила поведения, сложившиеся в далеком прошлом. На заре существования человечества при первообщинном строе власть опиралась на обычаи, а в современном обществе они поддерживаются в силу привычки.

    Для обычая характерны  два признака:

  1. действие нормы в далеком  прошлом, несколько столетий, а то и тысячелетий назад;
  2. сохранение норм в современном обществе обеспечивается силой привычки, а        иногда для регулирования совсем иных отношений.

 

В  годы  Советской  власти  правовые  обычаи  были  заменены  системой  писаного  права —  нормативно-правовыми  актами. В  последнее  время  снова  появляется  интерес  к  этой  форме  права, которая, по  сути, связана  с  природными  правами  человека  и  обусловлена  системами  местного  самоуправления.

В правовой системе современной  России нашлось место для правового  обычая, хотя как способ регулирования  общественных отношений он занимает незначительное место. Обычай в качестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством. Так, ссылка на применение международного обычая имеется в Консульском уставе; Кодекс торгового мореплавания (на территории России действует Консульский устав СССР и КТМ СССР) предлагает руководствоваться портовыми обычаями для определения продолжительности погрузки и разгрузки судов и размера платы за их простой. Или же в Земельном Кодексе РФ имеется ссылка на обычай, существующий в конкретной местности, которым можно руководствоваться при разделе колхозных (крестьянских) дворов.

Так что, как видно, нельзя с полной уверенностью утверждать, что правовой обычай изжил себя как источник права.

 

    Юридический прецедент прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение (то есть норма сформировывается в результате практики разрешения аналогичных дел).

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному  делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а  только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой  выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской  правовой системе, «ratio decidendi».

 Итак, прецедент – результат  логики и здравого смысла, что  приводит к наиболее точному  урегулированию конкретного случая, это во-первых; во-вторых, он имеет большую силу убедительности, потому что аргументы в пользу принятого решения сопровождаются большим количеством доказательств. И, наконец, прецедент имеет гораздо больший динамизм, нежели нормативный акт, потому что судья способен быстрее уловить изменения, происходящие в жизни, и отразить их в своем решении.

В современном мире юридический  прецедент (судебный или административный) как источник права используется не во всех странах. Но, он является преобладающим источником права в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия и другие). Во всех этих странах публикуются судебные отчеты (law reports), из которых можно получить информацию о прецедентах

В российской правовой системе, несмотря на безусловный  приоритет нормативно-правового  акта, прецедентное право также имеет  место. Например, решения Конституционного Суда РФ содержат целый ряд правил-прецедентов. Так, известный прецедент из практики Верховного Суда РФ Высшего Арбитражного Суда РФ. В их совместном постановлении № 13/14 от 8 октября 1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами» указано: «нельзя признать правомерным взыскание одновременно процентов за пользование чужими денежными средствами и пеней за просрочку платежа. Исходя из смысла Гражданского кодекса РФ, за одно и то же правонарушение не могут применяться две меры ответственности».

В Российской Федерации судебные прецеденты публикуются  для всеобщего сведения в официальных изданиях высших судебных органов - в «Вестнике Конституционного Суда РФ», «Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ», «Бюллетене Верховного Суда РФ». Хотя российские судьи формально независимы и не обязаны следовать решениям (указаниям) вышестоящих судов, но на практике сформулированные высшими судебными инстанциями правила неукоснительно соблюдаются нижестоящими судами. Поэтому именно на такие правила ориентируются все остальные участники правоотношений. Это придает судебным прецедентам фактически общеобязательный характер.

Нормативно-правовой акт

Во всех правовых системах под нормативным  актом понимается акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа содержащий нормы права. Он рассчитан на регулирование заранее неограниченного числа случаев и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается как от актов применения права (где речь идет о приложении нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (где речь идет о разъяснении того, как нужно понимать уже действующую норму).

Но в реальной практике часто встречаются смешанные  акты, когда в них включены одновременно и нормы права, и конкретные индивидуальные предписания правоприменительного характера.

Набор предписаний не единственное и не самое главное основание, по которому нормативные акты делятся  на виды. Один из главных признаков  дифференциации всех нормативных источников – это принадлежность к той  или другой отрасли права:

конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т. д.

Другое основание деления  нормативно-правовых актов – по субъектам их издания: акты органов государства, санкционированные государством акты общественных организаций, акты органов самоуправления, акты непосредственного народного волеизъявления (например, референдума).

К данной классификации  примыкают и более конкретизированные деления актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства, министерства, муниципального органа и т. д.

Нормативный акт является наиболее распространенным и, более того, даже классическим и  первостепенным источником права для  всех стран, объединяемых в систему  «писаного права».

Нормативные юридические акты нужно строго отличать от индивидуальных юридических актов, в которых содержатся не юридические  нормы, а результаты индивидуальных действий по конкретным вопросам: либо разовое, персональное предписание, например, решение суда по конкретному вопросу, распоряжение по тому или иному вопросу  руководителя администрации либо результаты юридических действий частных лиц, скажем, завещание, договор.

Нормативный акт — доминирующий источник права  во всех правовых системах мира. Он имеет  ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный  акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен,  что позволяет относительно быстро  реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные  акты, как правило, определенным  образом систематизированы, что  позволяет легко осуществлять  поиск нужного документа для  применения или реализации.

3. Нормативные  акты позволяют точно фиксировать  содержание правовых норм, что  помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования  и применения норм.

4. Нормативные  акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения  положений нормативных актов  нарушители преследуются и наказываются  на основании закона.

 

 

 

 

 


Информация о работе Понятие формы (источники) права. Основные внутренние и внешние функции государства