Понятие функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:14, курсовая работа

Описание

Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что кардинальные изменения, происходящие во внутренней и внешней сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные изменения не только в процесс функционирования государства, но и в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов.
Основной целью данной курсовой работы является рассмотрение понятия механизма государства, организации и деятельности государственного аппарата, характеристика основополагающих принципов теории разделения властей и построения правового государства.

Содержание

Вступление
с. 3
1. Понятие и структура механизма (аппарата) государства
с. 4
2. Общая характеристика государственных органов
с. 8
2.1 Органы представительной власти
с. 9
2.2 Органы исполнительной власти
с. 11
2.3 Органы судебной власти
с. 14
3. Принцип разделения властей
с. 19
4. Понятие функций государства
с. 22
4.1 Внутренние функции
с. 22
4.2 Внешние функции
с. 23
Заключение
с. 25
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Механизм современного государства.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Каждая палата принимает свой регламент, предусматривающий порядок (процедуру) работы палаты.

Полномочия Совета Федерации закреплены в ст.102 Конституции РФ: утверждение изменений границ между субъектами РФ; утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;  назначении выборов Президента РФ и отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РФ, назначение и освобождение от должности генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. По этим вопросам Совет Федерации принимает постановления большинством голосов.

Полномочия Государственной Думы (ст. 103 Конституции РФ) составляют следующие вопросы: утверждение кандидатуры Председателя Правительства РФ, предлагаемой  Президентом РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов; Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. По этим вопросам Государственная Дума  принимает постановления большинством голосов.

При всей важности этих полномочий Федерального Собрания наиглавнейшим является законотворчество. Федеральные законы, по действующей Конституции, принимаются государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ.

 

2.2 Органы исполнительной власти

  Исполнительно-распорядительные органы - это органы государственного управления, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части.

  Органы государственного управления предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Это наиболее разветвленные и многообразные органы.

  Главой органов государственного управления может быть монарх, президент или глава правительства - премьер-министр, в зависимости от формы правления.

  Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах - это наследственный монарх, в республиках - президент. Глава обеспечивает конституционный порядок, устойчивость и преемственность власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Он воспринимается как своеобразный символ государства и официальный представитель народа.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства предлагает Президенту РФ на утверждение структуру федеральных органов исполнительной власти и кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров.

Полномочия Правительства, предусмотренные ст. 114 Конституции РФ, включают в себя: разработку и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, представления отчета об его исполнении; обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечение проведения единой  государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; управление государственной собственностью; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; осуществление мер по обеспечению  законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; а также осуществление других полномочий, возложенных на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Осуществляя вышеизложенные полномочия, правительство принимает оперативные решения по управлению страной. Эти решения оформляются постановлениями или распоряжениями. Полномочия правительства реализуются деятельностью министерств. Конкретное министерство управляет определенной сферой общества и создает для этого разветвленную структуру. Например, Министерство внутренних дел РФ охватывает всю территорию страны. Строит свою структуру в соответствии с федеративным и административно-территориальным устройством: в районах - районные отделения внутренних дел, в городах – городские, в областях - областные управления, в республиках - республиканские министерства, в Москве – само министерство, его главное управление, службы и другие подразделения.

К какой из ветвей власти следует отнести власть Президента Российской Федерации? С одной стороны, Президент является главой государства; он назначает выборы и имеет право распустить Государственную Думу; с другой стороны, он формирует Правительство. Очевидно, что Президент РФ не является законодателем, но одновременно он не является главой исполнительной власти, так как таковым выступает Председатель Правительства. Ст.10 Конституции РФ провозглашает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Однако в ст.11 Конституции РФ говорится, что государственную власть Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет
Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Таким образом, президент при смешанной форме правления занимает особое (промежуточное) место в механизме государства и не «вписывается» в классическую теорию разделения властей, о которой речь пойдет чуть позже.

В соответствие  со ст. 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации является главой государства (ч.1), гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, суверенитета страны (ч.2). Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики России, представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ч.3 и 4 ст. 30 Конституции РФ).

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет (ч.2 ст.81 Конституции РФ). Будучи главой страны, Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, назначает других членов Правительства и принимает их отставку, представляет Государственной Думе кандидатуры Председателя Центрального банка РФ, судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного суда, Генерального прокурора РФ; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; формирует военную доктрину РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ (ст. 83 Конституции РФ); является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение на территории РФ или в отдельных местностях (ст. 87 Конституции РФ). Президент РФ в соответствии со ст.84 Конституции РФ назначает выборы Государственной Думы, распускает ее в случаях и порядке, установленных Конституцией, назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы. Таковы важнейшие права и обязанности Президента РФ.

  В Российской Федерации органы исполнительной власти в своей основной деятельности не подотчетны и неподконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с последними.

 

2.3 Органы судебной власти

  Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия, разрешение возникших в обществе споров и наказание лиц, совершивших противоправные поступки.

  Система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях и обычных законах ряда современных государств.

  Правосудие отличается от других видов государственной деятельности тем, что на эту деятельность возложена задача решения возникающих в обществе споров о праве, включая правовую оценку поведения лиц, обвиняемых в уголовно наказуемых деяниях. Именно эта роль своеобразного эксперта по вопросам права, наделенного правомочиями выносить окончательные суждения, обязывающие граждан, организации, учреждения и органы государства, придает правосудию особый общественный авторитет. Поэтому такая важная деятельность возлагается на специально сформированные органы и обставляется строгими правилами – процессуальными формами. Процессуальные формы позволяют выносить объективные, справедливые решения по правовым спорам, имеющие общественное значение.

Можно выделить ряд основополагающих принципов правосудия. Так, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашается: равенство всех перед законом; право на судебную защиту; неприкосновенность личности в отношениях с правоохранительными органами; право на беспристрастный и гласный суд; презумпция невиновности и принцип, согласно которому закон не имеет обратной силы. Эти принципы были дополнены Итоговым документом Венской встречи 1989  г. Подписавшие этот документ государства обязались принять такие средства правовой защиты прав и основных свобод человека, как право апеллировать к любым, в том числе судебным, государственным органам; право на справедливое и публичное разбирательство в независимом и беспристрастном суде с участием адвоката.

Эти и некоторые другие принципы правосудия закреплены в Конституции РФ: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом; судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону; судьи несменяемы и неприкосновенны; разбирательство дел во всех судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

  Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, это отражено в п.2, ст.118 Конституции РФ.

Судебную власть в Российской Федерации осуществляют суды общей юрисдикции от федеральных судов в районах (городах) до Верховного суда РФ, Конституционный суд РФ и арбитражные суды.

Суды общей юрисдикции отправляют гражданское, административное и уголовное судопроизводство, т.е. разрешают гражданские, административные и уголовные дела и выносят по ним решения.

 Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст.126 Конституции РФ), подсудным судам общей юрисдикции; он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

 Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ, давать заключения о соответствии издаваемых нормативных актов и заключаемых международных договоров Конституции РФ. Конституционный Суд решает также споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.125 Конституции РФ). Кроме перечисленных выше полномочий Конституционный Суд проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, дает толкование Конституции РФ, а также дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Конституционный суд состоит из 19 судей, предлагаемых Президентом РФ и назначаемых на должности Советом Федерации.

Арбитражные суды РФ, сформированные  в соответствии с федеральным устройством России, возглавляются Высшим Арбитражным судом РФ. Арбитражные суды разрешают экономические споры между предприятиями, учреждениями и организациями, являющимися юридическими лицами, а также гражданами-предпринимателями (которые могут не являться юридическими лицами).

  В связи с принятием России в Совет Европы, теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это высший судебный орган для России и ее граждан.

Правоохранительные органы в современном государстве образуют самостоятельную ветвь власти. Правоохранительная деятельность состоит в надзоре за соблюдением законов, в выявлении, пресечении и предупреждении правонарушений, раскрытии и расследовании совершенных правонарушений, разрешении некоторых правонарушений по существу, а также исполнении некоторых судебных решений (например, исполнении приговора суда о назначении наказания виде лишения свободы). Основное назначение правоохранительной деятельности состоит в обеспечении правосудия и тем самым – в обеспечении законности.

  Кроме того, значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура, призвана осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера. Одновременно прокуратура (следователи прокуратуры) расследует некоторые категории уголовных дел (например, умышленные убийства, изнасилования, некоторые должностные преступления). Прокурор участвует в рассмотрении дел судами и в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством, поддерживает государственное обвинение в суде. В случае установления факта нарушения закона прокурор вправе: освободить своим постановлением незаконно подвергнутых административному задержанию лиц, опротестовать противоречащие закону акты, возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении, внести представление об устранении нарушений закона.

  В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются законом РФ «О Прокуратуре Российской Федерации».

Информация о работе Понятие функций государства