Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 08:19, курсовая работа
Основная задача настоящей работы заключается в раскрытии такого теоретически важного понятия, как государство – сущность государства, его типы и формы.
Данная работа предполагает достижение нескольких целей: во-первых, получить представление об основных категориях, отражающих особые свойства государства, во-вторых, исследовать общие черты различных государств, систему их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой и получить представление о типах государств характеризующихся общими сущностными признаками
Введение……………………………………………………………………. 2
1. Понятие и признаки государства ……………………………….............5
1.1. Понимание и определение государства.................................................6
1.2. Признаки государства ............................................................................8
2. Типы государства и основные формы......................................................10
2.1. Типология государства............................................................................10
2.2. Общая характеристика основных типов государства..........................12
3. Понятие и элементы формы государства.................................................16
3.1. Форма государственного правления: понятие и виды ………….........16
3.2. Форма государственного устройства: понятие и виды ........................18
3.3. Политический режим: понятие и виды...................................................20
Заключение…………………………………………………………………...22
Список литературы………………………………………….........................24
3) происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом;
4) реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата;
5) доминирование противоправных решений.
Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:
1) деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;
2) тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;
3) тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;
4) конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.
Признаки демократического политического режима:
1) осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;
2) реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная);
3) полное подчинение государства праву;
4) провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.
Выделяют также следующие виды демократического политического режима: 1) демократия участия (участие в управлении страной всего населения); 2) демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы; 3) демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.
Заключение
На содержание права, особенно конституционного и административного, а также на реализацию правовых норм оказывает влияние установление той или другой формы государства. Форма государства показывает особенности устроения и функционирования государства. Форма государства как совокупность внешних признаков государства показывает, какова организация власти в данном государстве, как осуществляется власть, какими органами, какими органами, какими методами.
Соотношение типа и формы государства определяет сущность двух этих категорий. В соответствии с тем, что тип государства – это его содержание, а его форма – средство выражения, можно выделить следующие соотношения:
1) тип государства обусловливает экономическую базу и политическое содержание государственной власти, при этом форма государства напрямую зависит от данного содержания и устанавливается им;
2) тип государства определяет содержание государственной власти, а государство реализует экономические и политические интересы господствующего класса, социальной группы либо соответствующей нации;
3) в рамках одного типа государства возможно изменение его формы в связи с изменением экономических основ государства, классовой структуры общества, а также воздействия международных факторов и т. д.
Соотношение формы и типа государства применительно к конкретным типам государства можно рассмотреть на примере одного из типов государства. Для примера возьмем рабовладельческий тип:
1) монархия существовала в форме восточной деспотии, при которой ничем не ограниченная государственная власть принадлежала монарху-деспоту. Правитель осуществлял единоличное управление страной, используя насильственный военно-бюрократический аппарат. Такие тип и форма государства сложились, например, в древнем Египте, Ассирии и т. д.;
2) республика существовала в рабовладельческих городах-государствах Древней Греции в двух видах:
– аристократическая республика, например Спарта, где большая часть населения была отстранена от участия в выборах в высшие государственные органы;
– демократическая республика, например Афины, в которых для формирования высших органов власти привлекались широкие слои населения.
В современной юридической литературе бытует мнение, что достаточно четкого соотношения между формой и типом государства не существует, потому что у государств одного типа можно встретить разные формы государства, и наоборот.
Тип и форма государства являются отражением духовного, социального и экономического уровня развития общества.
С совеpшенствованием госудаpства, с совеpшенствованием общественной жизни, самого человека, с pостом его социальной, политической, нpавственной зpелости изменяется и госудаpство. Его общие пpизнаки, в пpинципе оставаясь неизменными, наполняются новым, более pациональным содеpжанием. Обогащается сущность госудаpства, отмиpают отжившие и появляются более пpогpессивные функции и фоpмы его деятельности, соответствующие объективным потребностям общественного развития. Этим обеспечивается непрерывный прогресс. Без него в обществе наступил бы со временем крах. (А.М.Бочаров)
Список литературы
1. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004.
2. Теория государства и права / под ред. доктора юридических наук, профессора В.К. Бабаева. М., 2006.
3. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2006
4. Алексеев С. С. Государство и право. - М., 1993 г.
5. Энциклопедический юридический словарь/ Под общ. ред. В. Е. Крутских. – 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1999 г.
6. Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько – М. Юрист - 2004 г.
7. Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997.
8. www.wikipedia.com
24