Понятие и элементы системы нормативного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 07:02, реферат

Описание

Цели и задачи данной работы - раскрыть суть вопроса о механизме правового регулирования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
1. Понятие и структура механизма правового регулирования
1.1. Правовые средства: понятие и виды……………………………………4-5
1.2 Понятие механизма правового регулирования …………………………6-9
1.3 Структура механизма правового регулирования ………………………9-12
2. Пределы и эффективность правового регулирования .....................12
Заключение ....................................................................................................13
Используемая литература ...........................................................................14

Работа состоит из  1 файл

ТГП реферат2.docx

— 31.38 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет

путей  сообщения»

 

 

Кафедра «Теория  и история государства и права»

                                                                                              

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по  предмету «Теория государства и  права»

на  тему №12: «Понятие и элементы системы нормативного регулирования»

 

 

 

 

Выполнил :Калюжный Н.В.

студент   714 группы

Институт: СГИ 

Специальность: Юриспруденция

 

Проверил : Воронин  И.К.

преподаватель кафедры ТиИГиП

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2011


 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………… 3

 

1. Понятие и структура  механизма правового регулирования 

 

1.1. Правовые средства: понятие и виды……………………………………4-5

 

1.2 Понятие механизма  правового регулирования …………………………6-9

 

1.3 Структура механизма  правового регулирования ………………………9-12

 

2. Пределы и эффективность  правового регулирования .....................12

 

Заключение ....................................................................................................13

 

Используемая литература ...........................................................................14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правовое регулирование в российском обществе - важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и  учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан  и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов  и, в первую очередь, создание необходимых  условий для прогрессивного развития и процветания общества.

 

Мы живем в стране, где право  является особым и главным государственным  регулятором общественных отношений. Опираясь на право, действуя в соответствии с правом, и не противореча ему, в условиях цивилизации достигается  такая организованность общества, при  которой реализуется демократия, экономическая свобода личности.

 

Наличие правового регулирования  просто необходимо для обеспечения  и гарантирования в нормативном  порядке свободы в обществе. Правовое регулирование - это явление, необходимость  которого возникает из ряда предпосылок, например таких как, утверждение  справедливости, создание оптимальных  условий для преимущественного  действия в обществе экономических  и духовных факторов. Отсутствие же эффективного механизма правового  регулирования порождает произвол, своеволие в общественной жизни  и жизни людей.

 

Определяя актуальность данной темы, следует выделить, что именно механизм правового регулирования является двигателем права, справедливости и  законности.

 

Цели и задачи данной работы - раскрыть суть вопроса о механизме правового  регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и структура механизма  правового регулирования

1.1. Правовые средства: понятие и  виды

 

Право - многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с  разных сторон.

 

В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и  справедливости право в большей  степени характеризуется как  цель по отношению к обществу, приобретает  мощное социальное звучание.

 

Наряду с этим право можно  оценивать и как средство для  разрешения практически значимых задач  общества, для удовлетворения интересов  людей. Данный подход в юридической  науке называют инструментальным, в  рамках которого и исследуются правовые средства.

 

Как и многие юридические понятия, правовые средства сначала анализировались  на отраслевом уровне - в сфере гражданского права. Так, Б.И. Пугинский рассматривал их в качестве юридических способов решения субъектами своих целей.

 

Вместе с тем проблема правовых средств выступает, прежде всего, как  общетеоретическая проблема. В теории права под правовыми средствами С.С. Алексеев понимает институциональные  явления правовой действительности, воплощающие регулятивную силу права, его энергию, которым принадлежит  роль ее активных центров.

 

Правовые средства не образуют каких - то особых принципиально отличных от традиционных, зафиксированных в  общепринятом понятийном аппарате явлений  правовой действительности и сформулированных в основном с точки зрения потребности  аналитической юриспруденции. Это  весь диапазон правовых феноменов различных  уровней с той лишь особенностью, что они вычленяются и рассматриваются  не с позиций нужд юридической  практики, а с позиций их функционального  предназначения, тех черт, которые  характеризуют их как инструменты  решения экономических и иных социальных задач.

 

Как субстанциональные явления  правовые средства довольно отчетливо, зримо отличаются от других компонентов  правовой действительности: с одной  стороны, от явлений правовой деятельности - действий в области правотворчества, актов по реализации и применению юридических норм, а с другой стороны, от явлений сугубо субъективной сферы  правовой действительности - правосознания, субъективных элементов правовой культуры, правовой науки. И то и другое, разумеется, учитывается в правовом регулировании, включается в действие его механизма; и можно, например, говорить о регулятивных функциях правосознания или о регулятивном значении применения права. Но они не образуют самих регулятивных частиц, компонентов регулятивного вещества права, т.е. как раз того, что является правовыми средствами. Поэтому два упомянутых компонента правовой действительности находятся рядом с правовыми средствами, связаны с ними, но непосредственно в их состав не входят: один из них (правовая деятельность) - это, в сущности, применение и использование правовых средств, а второй (явления субъективного порядка) - представление о них, их субъективный образ.

 

Соприкасаясь и взаимодействуя с субъективной стороной жизни общества, отмеченные элементы и черты деятельности как социального явления получают выражение в правах и обязанностях.

 

Права и обязанности связаны  с государственной властью, ее аппаратом, приобретают обязательный характер, становятся юридическими правами и  обязанностями и в этом качестве выступают как необходимые и  первичные правовые средства. Именно с юридических прав и обязанностей начинается формирование правового  инструментария, всей системы правовых средств.

 

Теперь рассмотрим такой показатель правовых средств, как наличие в  них социальной силы.

 

Определенные правовые формы потому и обособляются в устойчивые институционные образования, потому и используются субъектами, что обладают социальной силой. В них, следовательно, заложены такие возможности, такие потенции, которые позволяют справиться с  трудностями, преодолеть препятствия, обеспечить решение назревшего жизненного вопроса. Надо обратить внимание лишь на то, что в юридическом инструментарии заложена не вообще социальная сила, а  правовая сила, реализующая своего рода юридическую энергию.

 

Подытоживая сказанное, можно выделить признаки правовых средств:

 

выражают собой юридические  способы обеспечения интересов  субъектов права;

 

сочетаясь определенным образом, они  выступают основными «работающими частями» действия права, правового  регулирования, правовых режимов;

 

имеют юридическую силу и поддерживаются государство.

 

 

 

 

1.2 Понятие механизма  правового регулирования

 

 

Изучение механизма правового  регулирования занимает ученых длительное время. Значительный интерес для  разработки этой проблемы имели труды  С.С. Алексеева, в частности его  монографии «Механизм правового  регулирования в социалистическом государстве» и «Теория права», где  отмечалось, что категория «механизм  правового регулирования» определена в теории государства и права  для показа момента движения, функционирования правовой формы. Но со временем категория  «механизм правового регулирования» стала употребляться и в другом назначении, как «механизм правотворчества», «юридический механизм управления»  и т.д.

 

По мнению И.П. Слободянюк, Е.В. Макагон, в настоящее время понятие  «механизм правового регулирования» применяется как способ функционирования и система средств воздействия, как юридическая надстройка в  системном «работающем» виде.

 

Понятие «механизм правового регулирования» производно от понятия правового  регулирования.

 

С.С. Алексеев определяет правовое регулирование  как осуществляемое при помощи системы  правовых средств результативное, нормативно-организационное  воздействие на общественные отношения  с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными  потребностями. Как видно, С.С. Алексеев определяет правовое регулирование  через правовое воздействие. Однако не всякое правовое воздействие составляет механизм правового регулирования. Понятие механизма правового  регулирования уже понятия механизма  правового воздействия. Понятие  «Воздействие» по объему более широкое, чем «регулирование», замечает М.Н. Марченко, ибо воздействие включает как регулирование с помощью  определенной правовой нормы, так и  другие правовые средства и формы  влияния на поведение людей. С.А. Комаров включает в механизм правового  воздействия наряду с механизмом правового регулирования правовое сознание, правовую культуру, правовые принципы, правотворческий процесс. Отличие правового воздействия  от правового регулирования состоит  в том, что правовое воздействие  является частью социального воздействия. Как культурная и информационная ценность, право определяет направление  человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

 

Особенность правового регулирования  заключается в осуществлении  государством посредством издания  общеобязательных норм поведения. Здесь  проявляется искусство правотворческих органов, их умение учитывать реальные возможности и предвидеть наступающие последствия.

 

А.В. Малько указывает, что цель механизма  правового регулирования - обеспечение  беспрепятственного движения интересов  субъектов к ценностям, т.е. гарантированность  их справедливого удовлетворения. Исходя из этого, он определяет механизм правового  регулирования как систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления  препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

 

В.Н. Хропанюк более кратко дает понятие  механизма правового регулирования - это система правовых средств, с  помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений  в соответствии с целями и задачами правового государства.

 

Анализируя сказанное, по нашему мнению, для механизма правового регулирования  понимается совокупность правовых средств, взятая в единстве, с помощью которых  государство осуществляет правовое воздействие на общественные отношения  в желаемом для него направлении.

 

В механизме правового регулирования  С.С. Алексеев выделяет структуру правового  регулирования, которая характеризуется, прежде всего, методами и способами  регулирования. Каждой отрасли права  присущ свой метод или сочетание  методов правового регулирования. В теории правового регулирования  принято выделять два метода правового  воздействия: 1) метод децентрализованного  регулирования, построенный на координации  целей и интересов в общественном отношении и применяемый в  сфере отраслей частноправового  характера; 2) метод централизованного, императивного регулирования, базирующийся на отношениях субординации между участниками  общественных отношений и используемый в публично - правовых отраслях. Способы  правового регулирования - пути юридического воздействия, выраженные в юридических  нормах и других элементах правовой системы. С.С Алексеев выделяет следующие  способы правового регулирования: а) дозволение - предоставление лицам  права на свои собственные активные действия; б) запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного  рода; в) позитивное обязывание - возложение на лиц обязанности активного  поведения

 

В.В. Лазарев называет те же способы  правового регулирования, но несколько  в иной последовательности: а) позитивное обязывание; б) дозволение; в) запрещение. Притом он уточняет, что метод - это  совокупность юридических способов правового регулирования, а способы - это своего рода «строительный  материал», «юридическое вещество»  составляющее метод.

 

Следовательно, процесс правового  регулирования в каждом конкретном случае различен - в зависимости  от выполнения правовых обязанностей - добровольно или под принуждением.

Информация о работе Понятие и элементы системы нормативного регулирования