Понятие и основные характеристики гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:57, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Актуальность темы обусловлена тем, что в течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и развитие концепции гражданского общества.
Глава 2. Структура и основные институты гражданского общества.
Глава 3. Проблемы становления гражданского общества в России.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт права, экономики и судебной экспертизы

 

 

Кафедра теории государства и права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теории государства и права

Тема: Понятие и основные характеристики гражданского общества.

 

 

Выполнил:

студент 137 учебной группы

Горелова Дарья Алексеевна

 

Научный руководитель:

к.ю.н., старший преподаватель кафедры

Долгушина Светлана Владимировна

 

 

Дата защиты: __________________

 

Оценка: ______________________

 

______________________________

(подпись научного руководителя)


План

 

 

Введение

3

 

Глава 1. Понятие и развитие концепции гражданского общества.

6

 

Глава 2. Структура и основные институты гражданского общества.

 

11

 

Глава 3. Проблемы становления гражданского общества в России.

 

13

 

Заключение

17

 

Список использованной литературы

19

 


Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность темы обусловлена тем, что в течение долгого времени граждане нашей страны жили в тоталитарном государстве и были во многом лишены защиты со стороны власти. В настоящее время в России формируется гражданское общество, основанное на свободе граждан, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека.

Актуальность данной работы подчеркивается главным образом ролью гражданского общества, а также тем фактом, что Россия начала строить правовое государство, включающее гражданское общество, чуть больше пятнадцати лет назад.

Актуальность теоретических и практических аспектов понятия «гражданского общества» обусловлена очевидным повышением роли рядовых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества — экономической, политической, социальной, духовной. Широко известны успехи общественных организаций и движений людей доброй воли в области разрядки международной напряженности, в оказании помощи народам, пострадавшим от стихийных бедствий и катастроф и других социальных невзгод. В основе этих успехов — развитие и активизация деятельности гражданского общества, высокая активность граждан и их добровольных объединений. Это достижимо только при достаточно развитом гражданском обществе. Успех приходит там, где повышается деловая активность граждан и создаваемых ими негосударственных структур, где ограничивается государственное вмешательство в экономическую, социальную и духовную жизнь граждан, то есть где развивается и совершенствуется гражданское общество.

 

Предметом исследования выступают понятие и развитие концепции гражданского общества, структура и основные институты гражданского общества, проблемы становления гражданского общества в России.

Целью исследования является рассмотрение гражданского общества и его элементов. Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи:

- дать определение понятию «гражданского общества»;

- рассмотреть развитие концепции гражданского общества;

- определить структуру и основные институты гражданского общества;

- выявить проблемы становления гражданского общества в России.

Содержание указанных задач определяет выбор методологии исследования. При изучении проблемы гражданского общества использовался сравнительный метод. Большое значение придавалось использованию таких общенаучных методов, как анализ, синтез, обобщение, а также таким частнонаучным и специальным методам, как системно-структурный, функциональный, формально-юридический и др. методы.

Одним из наиболее адекватных методологических подходов в исследовании проблематики гражданского общества может быть рассмотрен генетический структурализм Пьера Бурдье[1].

Теоретической основой структурализма Бурдье служит концепция двойного структурирования, включающая в себя комплекс представленнй, отражающих генезис и структуру социальной действительности.

Степень изученности темы. Проблема гражданского общества, как известно, разрабатывалась еще в античности. Однако особое значение она приобретает в периоды Нового и Новейшего времени. Её разработка связывается с именами Т.Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Г.Гегеля, И. Канта, Т. Парсонса, Т. Джефферсона, К. Маркса, А. де Токвиля, Дж. Мэдисона, Дж. Ст. Милля и многих других мыслителей.

Основы современного понимания гражданского общества и процессов его конституирования заложили М.Вебер, П.Сорокин, С.Л. Франк и другие философы первой половины ХХ века.

Они отождествляют с гражданским обществом не всякое государство, а лишь такое, которое вследствие того, что оно основано на общественном договоре, выражает интересы граждан. Вместе с тем, они отмечали, что в действительности дело обстоит далеко не так, что реальное государство чаще всего подавляет гражданское обществе. Итак, понятие гражданского общества уже тогда включало в себя такие важные элементы, как договор, учет и реализация интересов граждан[2].


Глава 1. Понятие и развитие концепции гражданского общества.

Гражданское общество — это свободное демократическое, правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, ограничивающее и контролирующее деятельностью государства.

Термин «гражданское общество» возник намного раньше термина «правовое государство» и восходит к латинскому слову civitas, обозначавшему гражданскую общину римских граждан[3]. В трудах ученых оно анализируется и описывается всесторонне, конкретно и достоверно.

Для примера - несколько “фрагментов” из произведений мыслителей прошлого о гражданском обществе.

Н. Макиавелли: Сущность политического организма заключается в согласовании повиновения (государству) и свободы (в ассоциации, обществе). Народный суверенитет является высшим по отношению к государству, народ имеет право на свержение абсолютизма.

И. Кант: Гражданское общество основано на следующих принципах:

1) свобода каждого члена общества;

2) равенство его с каждым другим как подданного;

3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. Более подробное изложение взглядов на гражданское общество встречается у Г. Гегеля. Указывая на историческую обусловленность возникновения гражданского общества, которое, как он отмечал, создано лишь в «современном мире», Г. Гегель писал об особой важности «принципа субъективной (т.е. личной) свободы», который сочетается с «системой всесторонней зависимости членов общества друг от друга»[4].

В качестве основополагающих принципов, на которых функционирует общество, Гегель называет личную свободу, частную собственность, «публичность», «всеобщую осведомленность», свободно формирующееся общественное мнение, справедливые и строго соблюдаемые законы.

К. Маркс: «В гражданском обществе каждый индивид представляет собой некоторый замкнутый комплекс потребностей и существует для другого лишь постольку, поскольку они обоюдно становятся друг для друга средством»[5].

Особый подход к проблеме гражданского общества прослеживается в марксизме. По мысли К. Маркса, социальные структуры гражданского общества представляют собой формы, в которых возникло буржуазное общество. Причем само гражданское общество имеет преходящий характер, поскольку оно порождает пролетариат-могильщика буржуазного общества, породившего гражданское общество. Уделяя главное внимание проблеме влияния экономики на политику, Маркс упростил крайне сложную структуру гегелевской модели гражданского общества. Для него гражданское общество составляет форму, в которой осуществляется экономическое развитие.

У основоположников марксизма речь шла о построении коммунистического общества без государства. Они были убеждены в том, что в таком обществе исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда. Поэтому с точки зрения применительно к будущему отношения между государством и гражданским обществом теряли всякий смысл. Где нет государства, там нет правовых отношений и правовых институтов, нет там, соответственно, и прав. В царстве свободы вы не вправе поднять вопросы о свободах[6].

Существует такое мнение, которое отождествляет гражданское общество с человеческим обществом вообще. Несомненно, что общество возникло уже в глубокой древности и развивалось вместе с государством. Но, как отмечает Л.С. Мамут, это не дает основания смешивать категорию «общество», как человеческую общность вообще, с категорией «гражданское общество», возникшей на определенном этапе развития человеческого общества, прежде всего западной цивилизации[7]. Говорить о гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина как самостоятельного, сознающего себя таковым, индивидуального члена общества, наделенного определенным комплексом прав и свобод, социально ответственного за свои действия.

В современном правоведении под гражданским обществом понимается особая, независимая от государства, организация общественной жизни, отражающая сектор интересов различных групп населения и во взаимодействии с государством защищающая эти интересы.

По мнению С. Франка, гражданское общество является таким общественным объединением, такой совокупностью общественных взаимоотношений и «молекулярно общественной связью», которые обеспечивают целостность всех элементов общества[8].

Гражданское общество можно также рассматривать как общество, в котором существуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его индивидами, и эти связи не опосредованы государством. В такой ситуации активно действуют массовые движения, партии, группировки по интересам, убеждениям, а также иным признакам (передача власти органам самоуправления, безопасность личности от насилия и злоупотреблений государственной власти; люди - субъекты права, их защищает гражданское общество, которое озабочено общим благом, а государство - малозаметно)[9].

Можно отметить ряд существенных признаков гражданского общества:

Это наивысшая форма общности:

- с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между составляющими его индивидами;

- способная контролировать государство;

- самоуправляться и саморегулироваться;

- имеющая плюралистический характер (множество форм собственности, партий, движений и т.п., явлений, противостоящих моноцентризму);

- отсутствие закрепощения человека. Напротив, люди, взаимодействующие с другими членами общества, стали являться основой гражданского общества.

Гражданское общество - система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. Гражданское общество включает различные группы и сообщества: семью, церковь (там, где она отделена от государства), политические партии, профсоюзы, ассоциации по интересам (бизнес-центры, клубы и др.), школы (частные) и т.д. Гражданское общество не есть лишь нечто отличное от государства, но и тесно связано с ним.

Гражданское общество - определенный рубеж в поступательном

развитии человеческого общества. Оно выступает посредником между индивидом и обществом, формирует личность, осознающую себя обладателем неотчуждаемых прав и свобод и несущую перед обществом ответственность за свою деятельность и поведение.

Информация о работе Понятие и основные характеристики гражданского общества