Понятие и принципы
государственного устройства в зарубежных
странах.
- устройство государства
можно определить как такое
строение государства, в котором
проявляются его основные характеристики
и которое обеспечивает в комплексе,
в системе организацию государственной
власти, методы, приемы и способы
осуществления государственной
власти, территориальную организацию
населения.
- устройство государства
как форма государства, устройство
как форма правления, устройство
как территориальная организация
- во всех этих случаях речь
идет именно об устройстве (строении,
организации) государства, но
только в разных аспектах: политическом,
структурном, территориальном.
- способ территориальной
организации государства или
образующих союз государств, обусловливающий
определенные взаимоотношения институтов
всего государства с органами
его составных частей, данное
понятие отвечает на вопросы
о том, как организована территория
государства, из каких частей
она состоит, каково их правовое
положение, на каких принципах
строятся взаимоотношения центра
и мест (регионов).
Теория государства выделяет
несколько видов территориального (национально-государственного
и административно-территориального)
устройства государства.
Для формы государственного
устройства имеют большое значение
экономическая, политическая и географическая
степень территориальной общности
населения, а также исторические
традиции, социокультурный и этнический
факторы.
Независимо от форм национально-государственного
устройства территории государств подразделяются
на административно территориальные
единицы. Административно-территориальное
устройство не сводится к простому
географическому делению территории.
Оно необходимо для рациональной
организации жизни людей, производства
и управления.
В его основу положено
несколько принципов:
Экономический принцип предполагает
учет географических и производственных
особенностей страны, размеров ее территории,
численности и плотности населения,
его тяготение к определенным
экономическим центрам, направление
и характер путей сообщения, размещение
производительных сил.
Национальный принцип
немаловажен в многонациональных
государствах. Его суть в том, чтобы
одноименные народы не были искусственно,
вопреки их желанию, разделены по
различным административно-территориальным
единицам. Характерное действие этого
принципа можно наблюдать в административно-территориальном
устройстве многонационального Дагестана
– субъекта РФ. Отдельные районы
этой республики – Лакский, Ногайский,
Табасаранский – носят наименование тех
народов, которые в них преобладают и являются
коренными.
Политический принцип
предполагает так установить административно
территориальное деление страны,
чтобы приблизить органы власти и
управления к населению, создать
систему местного самоуправления.
Комплексное применение экономического, национального
и политического принципов, позволяет
осуществить рациональное выделение административно-территориальных
единиц. Их характерные признаки: четко
очерченные границы, компактность, непрерывность
и экономическая целостность территории,
право населения формировать органы государственной
власти и местного самоуправления. Именно
в силу этого права определенная территория
обретает черты, присущие социально-политической
организации, и получает статус административно-территориальной
единицы.
Применительно к странам
с многонациональным составом населения
иногда используется также термин «форма
национально-государственного устройства
».
Различаются три формы
государственного устройства: унитарное
государство, федерация (федеративное
государство), конфедерация.
Существуют и другие союзы
и содружества государств (Европейский
союз, британское Содружество, СНГ и
т.д.), в отдельных из них тоже есть
более (Европейский союз) или менее
(СНГ) значительные элементы конституционно-правового
регулирования. В созданном в 1996 г. Сообществе
Белоруссии и России (в 1997 г. преобразовано
в Союз) существуют общие органы, решения
которых могут иметь обязательную силу
для обоих государств. Эти объединения
тоже в какой-то мере могут изучаться не
только в международном публичном праве,
но и в конституционном.
Формой территориально-политической
организации государственности
является также автономия, особенно
политическая автономия, тем более если
она создана на основе самоопределения
этнических групп, национальных меньшинств.
Данная категория происходит от греч.autos
— сам и nomos —закон, в буквальном значении
— собственная закономерность.
В правоведении и политологии
она обозначает широкое внутреннее
самоуправление региона (территории)государства,
а также особые права в сфере местного
самоуправления, культуры, предоставляемые
национальным меньшинствам (этническим
группам).
Основными видами
автономии являются:
— территориальная автономия
означает определенную степень самостоятельности
всех или большинства территориальных
частей государства независимо от состава
населения. Ее суть — во внутреннем
самоуправлении определенного региона
(территории), отличающегося существенными
социокультурными, бытовыми, историческими,
лингвистическими, реже национальными
особенностями. Территориальная автономия
существует и закреплена в законодательстве
таких государств, как Великобритания,
Италия, Испания, Финляндия
— национально-культурная (персональная)
- предоставление особых (дополнительных)
прав национальным меньшинствам, проживающим
разрозненно (дисперсно), для развития
и сохранения языка, национальной культуры,
традиций, обычаев.
|