Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:30, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие понятия и признаков юридических норм. Из цели вытекают следующие задачи:
• Изучить литературу по выбранной теме;
• Дать определение понятию «юридическая норма»
• Рассмотреть признаки юридических норм
Введение 3
Глава 1 Социальные и технические нормы 4
Глава 2 Понятие юридических норм 8
Глава 3 Признаки юридических норм 12
Заключение 18
Литература 19
Волевое содержание нормы права проявляется в стремлении государства и общества урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов.
Для того чтобы дать полное осмысленное определение юридической норме, необходимо уяснить ее признаки, некоторые из которых уже были затронуты выше.
Глава 3. Признаки юридических норм.
Юридические нормы, как один из элементов системы социальных норм, обладают общими чертами, присущие социальным нормам, а также имеют ряд признаков, отличающих их от социальных норм.
Это является сущностным качеством правовых норм, так как в нем выражается непосредственная связь юридической нормы с государством.
В этом признаке отражается такая функция государства, как правотворчество. Компетентные органы государственной власти устанавливают законы и другие нормативные правовые акты, в которых содержатся юридические нормы. Государство может не только создавать новые, но и санкционировать уже существующие в обществе (обычаи, религиозные нормы), в науке (правовые доктрины) нормы, которые после этого приобретают правовой, юридический характер.
2) Юридические нормы охраняются от нарушений принудительной силой государства. Данный признак выражается в том, что государство предусматривает правовую ответственность, обеспечивающаяся государственным принуждением, за нарушение юридической нормы.
Норма, нарушение которой неосуществимо, лишена всякого смысла. Потому что норму, предписывающую должный вариант поведения при определенных обстоятельствах, возможно нарушить другим действием или бездействием. Должный вариант поведения государство предписывает в юридической норме, в случае нарушения которой задействуется государственный аппарат принуждения.
Сказанное выше не противоречит тому, что юридические нормы выполняются людьми добровольно и сознательно, так как обеспечиваются, в первую очередь, мерами воспитания, убеждения и организации. И лишь в случае недостаточности воздействий этих средств, задействуется государственное принуждение.
Смысл существования права – это поддержание порядка, предупреждение и разрешение персональных и социальных конфликтов и споров, упорядочение самого процесса государственного принуждения, применяемого в этих целях.
Как уже было замечено выше, смысл
существования права заключаетс
Юридические нормы более определены: они должны формулировать права на конкретные виды допустимых действий или на те или иные объекты (авторство произведения, имущество), а также обязанности, запреты и меры ответственности за их несоблюдение или нарушение общественного порядка.
Статьи Особенной части
Признак формальной определенности юридических норм четко выражен в детальных процедурах, в особенности связанных с судебной деятельностью и привлечением нарушителей к административной ответственности. Именно формальный характер судебного процесса позволяет установить все обстоятельства дела, закрепить их в ясной, четкой форме и вынести справедливый приговор или решение.
В гражданском и семейном праве формальная определенность не столь детализирована. Однако здесь она выражена при установлении обязательных условий договора, регистрации тех или иных действий, определении порядка наследования и ряда других действий. Но не менее формальные нормы содержат четкие общие и специальные условия гражданских, трудовых и иных правоотношений.
Будучи закрепленными в
Юридические нормы следует отличать от иных юридических предписаний. Существуют отличительные признаки норм права от иных юридических предписаний.
Данными признаками юридические нормы отличаются от индивидуальных, хотя бы и повторяющихся и длящихся предписаний органов государственной власти. Например, регистрация какой-либо торговой фирмы в качестве юридического лица, назначение гражданина на должность, привлечение водителя к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения. Все эти действия и решения государственных органов не являются юридическими нормами. Они лишь применяют действующие нормы права к лицам и обстоятельствам. Все эти действия индивидуальны, в силу того, что относятся к конкретным лицам, осуществляются однократно. Однако существуют персональные предписания, носящие постоянный характер (выплата пенсий, присвоение почетных званий и др.). Ненормативность этих предписаний определяется персональной ответственностью.
Индивидуальные правовые предписания выступают в качестве инструмента осуществления функций исполнительной, судебной власти и местного самоуправления органами государства и местного самоуправления. Индивидуальные правовые предписания не выполняют функцию правотворчества, они не создают право, которое служит для установления единого порядка в обществе. Только юридическим нормам присуща возможность упорядочить многообразные акты поведения, составляющие основу жизнедеятельности общества и каждого индивида.
Юридические нормы формируются из двух разновидностей общеобязательных правовых предписаний:
а) правил поведения; б) исходных (отправных, учредительных) норм
Правила поведения – это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они отличаются представительно-обязывающим характером, т.е. устанавливают при наличии соответствующих условий вид и меру охраняемых и гарантируемых государством возможного и должного поведения участников общественных отношений, их взаимные субъективные права и юридические обязанности. Такие правила поведения составляют большую часть правовых норм.
Исходные (отправные, учредительные) нормы, к каковым относятся нормы-принципы, нормы-дефиниции и т.д., представляют собой нормы опосредованного регулирования. Эти нормы хотя и не являются непосредственно регулятивными, поскольку сами не закрепляют прав и обязанностей субъектов, тем не менее также носят правовой характер: устанавливают общие начала, исходные положения и направления правового регулирования, участвуют в нем опосредованно, действуя в системной связи и единстве с нормами-правилами поведения, детализируются и реализуются через них.
Норма права является фундаментальным понятием в юридической науке, знать и осмысливать которое обязан каждый юрист. Теоретические знания о юридической норме обеспечивают эффективное применение данных норм на практике, повышают профессиональный уровень юристов.
Юридическая норма – это особый
вид социальных норм, элементарная единица
права, результат интеллектуально-сознательной
деятельности человека, регулятор общественных
отношений, общеобязательное правило
поведения, охраняемое силой государственного
принуждения, формально определено, динамично,
системно, предоставляет права и возлагает
обязанности.
Уголовный кодекс Российской Федерации – от 13 июня 1996 N 63-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.05.1998 N 77-ФЗ, от 25.06.1998 N 92-ФЗ, от 09.02.1999 N 24-ФЗ, от 09.02.1999 N 26-ФЗ, от 15.03.1999 N 48-ФЗ, от 18.03.1999 N 50-ФЗ, от 09.07.1999 N 156-ФЗ, от 09.07.1999 N 157-ФЗ, от 09.07.1999 N 158-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ, от 19.06.2001 N 83-ФЗ, от 19.06.2001 N 84-ФЗ, от 07.08.2001 N 121-ФЗ, от 17.11.2001 N 144-ФЗ, от 17.11.2001 N 145-ФЗ, от 29.12.2001 N 192-ФЗ, от 04.03.2002 N 23-ФЗ, от 14.03.2002 N 29-ФЗ, от 07.05.2002 N 48-ФЗ, от 07.05.2002 N 50-ФЗ, от 25.06.2002 N 72-ФЗ, от 24.07.2002 N 103-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ, от 31.10.2002 N 133-ФЗ, от 11.03.2003 N 30-ФЗ, от 08.04.2003 N 45-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 04.07.2003 N 98-ФЗ, от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 21.07.2004 N 73-ФЗ, от 21.07.2004 N 74-ФЗ, от 26.07.2004 N 78-ФЗ, от 28.12.2004 N 175-ФЗ, от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 19.12.2005 N 161-ФЗ, от 05.01.2006 N 11-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 30.12.2006 N 283-ФЗ, от 09.04.2007 N 42-ФЗ, от 09.04.2007 N 46-ФЗ, от 10.05.2007 N 70-ФЗ, от 24.07.2007 N 203-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 04.11.2007 N 252-ФЗ, от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 06.12.2007 N 333-ФЗ, от 06.12.2007 N 335-ФЗ, от 14.02.2008 N 11-ФЗ, от 08.04.2008 N 43-ФЗ, от 13.05.2008 N 66-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 N 8-П)
Специальная и научная литература
Алексеев С.С. Государство и право, Начальный курс.- Москва, 2003.
Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М. 2003
Байтин М.И. Сущность права. - Москва, 2005.
Марченко М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах. Том 2. – 3-е издание, переработанное и дополненное – М. : Норма, 2007.
Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т. 2 Право. 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права.- М., 2001.
Морозова Л.А. Теория государства и права.- М., 2002.
Нормы советского права. Проблемы теории/Под ред. М.И. Байтина, В.К. Бабаева. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1987
Хутыз М.Х. Избранные научные труды. Том 2. Майкоп, 2006.
Публикации в периодических и продолжающихся изданиях
Тихомиров Ю.А. Технико-юридические нормы в системе права/ Право и экономика. – 2004. -№10.-С. 3-8
1 Алексеев С.С. Государство и право, Начальный курс. Москва, 2003
2 Байтин М.И. Сущность права. Москва, 2005. С. 204.
3 Тихомиров Ю.А. Технико-юридические нормы в системе права/ Право и экономика. – 2004. -№10.-С. 4-5
4 Хутыз М.Х. Избранные научные труды. Том 2. Майкоп, 2006. С. 56
5 Хутыз М.Х. Избранные научные труды. Том 2. Майкоп, 2006. С. 57
6 Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов Учебник. М. 2003 С. 281
7 Байтин М.И. Сущность права. Москва, 2005. С. 204.