Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 16:15, курсовая работа
Происходящие на рубеже двух столетий преобразования общественных отношений в Российском государстве, с одной стороны, оказывают сильное влияние на дальнейшее развитие юридической науки, а с другой, обнажают имеющиеся в ней пробелы и недостатки. Определяющим направлением процесса реформирования в государственно-правовой сфере российского общества является курс на формирование правового государства, способного обеспечить верховенство закона во всех сферах общественной жизни, упрочить гарантии личных, политических, экономических и других прав и свобод российских граждан. Одним из существенных моментов формирования такого государства и становления цивилизованного гражданского общества является непрекращающаяся разработка теории правовых норм.
Введение 3
1 Понятие и признаки нормы права 5
2 Виды правовых норм 12
3 Структура нормы права エラー! ブックマークが定義されていません。
4 Особенности структуры логических норм и норм–предписаний エラー! ブックマークが定義されていません。
5 Норма права и статья нормативного акта エラー! ブックマークが定義されていません。
Заключение 21
Список использованных источников 23
При изучении истории законодательства можно увидеть, что сначала появились типичные нормы права. Первые памятники права почти не знали общезакрепительных, декларативных и дефинитивных норм, которые появляются с развитием законодательной техники, с одной стороны, и с необходимостью юридического оформления буржуазных правовых принципов (равенство, право на собственность и др.) - с другой.
К специализированным правовым нормам часто относят оперативные и коллизионные нормы. Оперативные нормы определяют момент и порядок вступления в силу того или иного нормативного акта, пролонгируют действие нормативного акта на новый срок, распространяют действие нормативного акта на новые общественные отношения или отменяют действие нормативного акта.
Коллизионные нормы
По объему регулирования общественных
отношений выделяют: общие нормы
права, которые регулируют определенный
род общественных отношений, и специальные
нормы права, которые регулируют
соответствующий вид
Рисунок 2 – Разделение норм права в зависимости от объема регулирования общественных отношений
Специальные нормы конкретизируют, детализируют общие в отношении различных условий их реализации. Следует отметить правило: специальная норма отменяет в части своего действия общую норму.
В рамках специальных норм права, а иногда и в качестве самостоятельного вида в данной классификации указывают также на исключительные (чрезвычайные) нормы права. Последние устанавливают изъятия из общих (или из общих и специальных) норм. Здесь направление правового регулирования противоположно направлению, обозначенному в общих и специальных нормах. При их изложении используются, как правило, выражения «в исключительных случаях», «в виде исключения» и т.п. при уяснении специфики исключительных норм права важен, прежде всего, момент осознания исключительности, нестандартности, иногда даже чрезвычайности ситуации, в которой оказываются субъекты права.
Направления правового регулирования общественных отношений общими и специальными нормами совпадают.
Деление правовых норм на определенные
и относительно определенные выражает
степень и вид юридической
регламентации поведения
Если в числе обстоятельств, обусловливающих реализацию правовой нормы, указано решение участников правоотношения, возникающего на основе диспозиции (быть или не быть этому отношению?), либо если им предоставлено право определить, уточнить, конкретизировать будущие права и обязанности (каково содержание будущего правоотношения?), нормы относятся к диспозитивным; если как основания возникновения правоотношения, так и его содержание твердо и детально определены нормативным актом, то нормы относятся к императивным. По существу, диспозитивны все управомочивающие нормы, коль скоро носитель права волен воспользоваться или не воспользоваться им; однако различна степень определенности условий возникновения и использования права, его границы, степень регламентации порядка его осуществления.
Ряд отношений и линий поведения
их участников определяется комплексом
императивных и диспозитивных норм;
различные способы и формы
их соединения предопределены необходимостью
сочетания точной правовой регламентации
ряда сторон общественных отношений (особенно
тех, которые связаны с
Формами выражения императивности правовых норм являются категоричность предписания, определенность количественных (сроки, размеры, периодичность, доли, проценты и т.п.) и качественных (перечни видов имущества, описание действий, порядка их совершения и т.п.) условий применения и способа реализации правовой нормы, запрет иных, чем указано, действий. Диспозитивность обозначается как право (возможность) поступить иначе, чем указано нормой, как определение лишь цели, которая должна быть достигнута, использованием «оценочных понятий» (их содержание раскрывается в процессе реализации права), и др. Не редко в юридической литературе называют диспозитивными нормами те, которые определяют содержание правоотношений на случай, если стороны не договорились иначе. На самом деле отличие диспозитивной нормы от императивной не в восполнении пробелов волеизъявления сторон, а в разрешении сторонам отступать в своих договорах от этой нормы.
По сфере действия существуют нормы права внешнего действия и нормы права внутреннего действия. Последние, будучи принятыми соответствующим государственным органом или организацией, действуют только в рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации.
По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой, и нормы права, содержащиеся в подзаконных нормативных актах. В литературе встречается также классификация в зависимости от субъекта, издавшего нормы. По данному критерию различают законодательные (продукт правотворчества органов законодательной власти.) и подзаконные (нормы, выработанные органами исполнительной власти) нормы права. Представляется, что данные классификации практически повторяют друг друга.
Нормы права могут распространять
свое действие или на всю территорию
государства, или только на определенную
ее часть. В первом случае они издаются
высшими (или центральными) органами
государства и имеют один (в
унитарных государствах) или два
(в федерациях) уровня. Существуют и
нормы права, издаваемые местными органами
государства и действующие
Относительно правовой системы РФ данная классификация норм права приобретет следующий вид. Нормы права можно разделить на федеральные (действуют на всей территории России), региональные (действуют в пределах субъекта Федерации) и местные (распространяют свое действие в пределах определенного территориального образования– района, города).
По предмету правового регулирования различают нормы различных отраслей права: конституционные, административные, гражданско-правовые, уголовно-правовые, международные, экологические и т.д.
По специфике правового регулирования отраслевые нормы делятся на материальные и процессуальные. Материальные нормы закрепляют права и обязанности участников правоотношений. Процессуальные нормы регулируют процедурный порядок реализации правовых предписаний.
По кругу лиц (по кругу субъектов) выделяют нормы права, действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства (общие нормы), и нормы права, распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц (специальные нормы), например, на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.
По времени действия существуют нормы права постоянного действия, их абсолютное большинство и нормы права временного действия, т.е. действия, заранее ограниченного определенным сроком .
В зависимости от способа выражения и закрепления, т.е. по источникам права, существуют: нормы, издаваемые государственными органами и выраженные в нормативных актах; нормы, закрепленные в нормативных договорах; нормы, выработанные судебной и административной практикой и выраженные в судебных и административных прецедентах; нормы, закрепленные в юридических обычаях; нормы, вырабатываемые юридической наукой; нормы, закрепленные в религиозных догмах.
Кроме указанных, существуют и иные классификации правовых норм по различным основаниям.
Так, в зависимости от механизма правореализации выделяют нормы права непрерывного, постоянного действия, которые регулируют функционирующие постоянно в течение длительного времени те или иные общественные отношения (например, статусные, связанные с деятельностью любого должностного лица, иного субъекта права по реализации его правового статуса); и нормы дискретного действия, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в зависимости от наличия или отсутствия тех или иных юридических фактов, от волеизъявления людей. К примеру, привлечь человека к административной ответственности можно только после совершения им административного проступка, т.е. при наличии соответствующего юридического факта.
По степени активизации социально-полезной деятельности иногда выделяют поощрительные правовые нормы. Последние являются правилами, стимулирующими производственную, социальную, творческую активность личности. Государству выгодно, когда люди не просто соблюдают требования правовых норм, а совершают действия, превосходящие заложенный в праве минимальный уровень правомерности. Поэтому государство старается поощрять социально–активное поведение.
В зависимости от специфики объекта регулируемых общественных отношений выделяют социально-технические правовые нормы, которые устанавливают правила обращения с различными техническими устройствами, правила поведения в отношении различных природных объектов.
Глубокое изучение оснований классификации правовых норм показывает их определенную условность. Нe случайно по вопросам классификации ведется множество теоретических споров, участники которых отрицают одни классификации и предлагают другие. Условность любого основания классификации правовых норм выражается в том, что ни одно из них не является однозначным. Например, не существует правовых норм, которые были бы только обязывающими, или только запрещающими, или только управомочивающими. Исследования показывают, что любая юридическая норма одновременно является и обязывающей, и запретительной и управомочивающей. Обязывая к совершению какого–либо действия, норма запрещает воздержание от его совершения и наоборот. В то же время всякая норма, обязывающая к совершению какого–либо действия или запрещающая его, управомочивает кого–либо требовать совершения или несовершения этого действия.
Однако условность классификаций правовых норм не означает их отрицания вообще. Классификации отражают особенности структуры и системы права, помогают понять их сущность.
В результате проделанной работы были выполнены все поставленные задачи, в результате чего сделаны следующие выводы:
1. Были изучены мнения различных ученых по поводу определения понятия нормы права, а именно, Алексеева С.С., Бабаева В.К., Голлунского С.А., Пиголкина А.С. В результате было выделено наиболее точное, на мой взгляд, определение нормы права, данное в учебном пособии по теории государства и права С.А.Комарова и А.В.Малько: “Норма права - это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить”.
2. Был выявлен ряд признаков,
отличающих нормы права от
других социальных норм. К таким
признакам относятся:
3. Были рассмотрены и
Результаты настоящего исследования способствуют уяснению роли и места нормы права в правовой системе. Работа привлекает внимание к систематизации накопленного материала по данной теме, в известной мере ориентирует на дальнейшую исследовательскую работу на данном научном направлении.