Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 19:21, реферат
Право возникает объективно на определенном этапе человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом. Нормы права сложились в результате преобразования мононорм – древних обычаев, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписания, отражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти.
ВВЕДЕНИЕ 3
Возникновение и развитие права 4
Понятие и признаки права 4
Понятие правовой культуры 5
Подразделение правовой культуры на виды 6
Структура правовой культуры 9
Взаимодействие правовой культуры с другими областями культуры 9
Взаимодействие права и культуры. Роль закона в формировании правовой культуры 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
“Алтайский
государственный технический
имени И.И. Ползунова"
Бийский технологический институт (филиал)
Факультет
БиДФО
Выполнил
студент гр. ИИТТ-74 Кокшаров Е.С.
Дата
Проверил
Доц. Пономарева Н.Б.
Бийск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Право возникает объективно на определенном этапе человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом. Нормы права сложились в результате преобразования мононорм – древних обычаев, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписания, отражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти.
Ранее,
когда были подытожены только первые
выводы о праве, вытекающие из конкретных
жизненных ситуаций, было еще трудно
суммировать эти первичные
В родовой общине
или в племени действовали
правила поведения или так
называемые социальные нормы. Это были
нормы обычаев, нормы обычного права,
которые регулировали труд, охоту, рыбную
ловлю, боевые действия, быт и семейные
отношения. Многие из обычаев являлись
одновременно и нормами морали, религии,
которые регулировали обрядовые отношения.
Особенностью
норм поведения в родовой общине
было то, что нормы поведения выражали
интересы всех членов рода. У членов рода
не было четкого разграничения прав и
обязанностей. Исполнение норм поведения
обеспечивалось привычкой, естественной
потребностью соблюдать укоренившиеся
правила, а также при необходимости обеспечивалось
общественным мнением родовой общины
или племени.
В процессе перехода
от первобытности к
Как было сказано
выше, право, как и государство, является
продуктом общественного развития. Оно
возникло в государственно организованном
обществе как основной регулятор общественных
отношений.
Есть различные
точки зрения о том, что такое
право, но все они имеют ряд
общих положений: - право - это социальное
явление, без которого невозможно существование
цивилизованного общества; - право в нормативной
форме должно отражать требования общечеловеческой
справедливости, служить интересам общества
в целом, а также учитывать индивидуальные
интересы и потребности личности как первоосновы
общества; - право частной собственности
является основой всех прав человека.
Право - это система
норм и правил поведения, которые
исходят от государства, сформулированы
в специальных государственно-
Признаками права являются: - общеобязательная нормативность; - выражение норм в законах или в других нормативно-правовых актах, признаваемых государством; - право действует через дозволения, через субъективное право; - государственная обеспеченность.
Важнейшим признаком
правового государства, обязательным
условием его построения является высокий
уровень правовой культуры населения,
профессиональной культуры правоохранителей
и других должностных лиц.
Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.
Как и правосознание,
правовая культура подразделяется на
правовую культуру общества, группы (коллектива)
и индивидуальную правовую культуру
(личности) . Высший уровень правовой культуры
индивида - это правовая активность. Она
проявляется, во-первых, в готовности личности
к активным сознательным, творческим действиям
как в сфере правового регулирования,
так и в сфере реализации права, во-вторых,
в законосообразности (или законности)
поведения (деятельности) , в основе чего
лежит убеждение в необходимости служения
закону как высшей ценности. Особую разновидность
групповой и индивидуальной правовой
культуры составляет профессионально-правовая
культура юристов.
Правовую активность
следует отличать от правомерного поведения.
Не всякое правомерное поведение
можно считать осуществлением такой
активности. Критериями разграничения
здесь служат цель, средства ее достижения
и общественно значимый результат
деятельности в правовой сфере. Не следует
относить к ней и просто инициативное
исполнение своих обязанностей должностным
лицом. Такая инициатива является прямым
служебным долгом, в частности профессиональным
долгом, юриста и заключается в обязанности
безупречно служить закону.
Если рассмотреть
правовую активность как интеллектуальную
активность личности, то согласно концепции
Д. Г. Богоявленской, можно выделить
три уровня: 1. если субъект права
при самой добросовестности и
энергичной работе остается в рамках
заданного или первоначально найденного
способа действия, его интеллектуальная
активность относится к пассивному уровню,
что подчеркивает не отсутствие умственной
деятельности вообще, а то, что эта деятельность
каждый раз определяется действием какого-то
внешнего стимула; 2. если субъект права,
имея достаточно надежный способ решения
своей задачи, продолжает анализировать
состав, структуру своей деятельности,
сопоставляет между собой цели и задачи,
что приводит его к открытию новых, внешне
более остроумных способов решения к формулированию
закономерности, то такой уровень интеллектуальной
активности называется эвристическим.
Этот уровень наиболее характерен для
следователей и представителей других
сходных профессий; 3. самый высокий уровень
интеллектуальной активности носит звание
творческого. Здесь обнаруженная закономерность
становится не эвристической - формальным
приемом (способом) действия, а самостоятельной
проблемой. Не стимулированная извне,
самостоятельная постановка проблемы
- качественная, особенность личностей,
обладающих этим уровнем интеллектуальной
активности. Интеллектуальная активность,
в том числе в правовой сфере, является
интегративной характеристикой личности,
объединяющей ее мыслительную и мотивационную
сферы.
Правовая культура
характеризуется состоянием правосудия,
законности и правопорядка. В нее входят
ценностные ориентации общества, социальных
групп и слоев населения, а также индивидов,
имеющие юридическое значение. Они концентрируются
в правосознании. Наивысшими среди них
являются ориентации на общечеловеческие
ценности, а их ядром - человеческая личность
с ее естественными правами. Не все, что
относится к области права и правовой
действительности, можно считать ценностью
в конкретных исторических условиях. И
сама правовая культура представляет
собой ценность в той мере, в какой позволяет
людям пользоваться благами свободы и
справедливости, служит обеспечению достоинства
личности, участвует в достижении достойного
и достаточного уровня жизни.
Правовую, в том
числе профессионально-
Применительно
к личности каждого гражданина в
рассматриваемом аспекте
Профессионально-правовая
культура - это глубокие, объемные и формализованные
знания законов и подзаконных актов, а
также источников права, правильное понимание
принципов права и задач правового регулирования,
профессиональное отношение к праву и
практике его применения в строгом и точном
соответствии с правовыми предписаниями
или принципами законности, т.е. высокая
степень владения правом в предметно-практической
деятельности. Соответственно для каждого
юриста - это степень овладения профессией,
уровень специальной подготовки.
Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы осуществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и отражению в сознании и поведении людей. Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень: - право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; - правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; - правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; - правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; - правовое поведение, деятельность.
Правовая культура
функционирует во взаимодействии с
другими областями (или сферами)
культуры: политической, нравственной
(этической) , эстетической, религиозной
и т.д. При этом в специфическом содержании
правовой культуры обязательно проявляются
черты и особенности, свойственные как
господствующей культуре данного общества,
так и отдельным ее областям. Обеспечение
максимального взаимного соответствия
между всеми элементами правовой культуры
магистральная линия укрепления в обществе
законности и правопорядка.
В связи с
этим особо значимым является взаимодействие,
взаимообслуживание элементов правовой
и нравственной культуры и областей
культуры в целом. Обеспечить социально
адекватное, законопослушное поведение
личности в условиях демократического
государства можно лишь через нравственное
и правовое сознание одновременно.
Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения) . Поэтому основными составляющими профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную культуры.
Связь права
и культуры не так явна, как соотношение
права и политики, права и морали.
Но она существует, поскольку право
является весомой частью общечеловеческой
культуры. Серьезное, ответственное, сознательное
отношение к правовому регулированию
общественной и частной жизни, стремление
совершенствовать социальную действительность
посредством правовых механизмов есть
яркое проявление цивилизованности общества.
Право определяет
и специфический вид общей культуры общества
- правовую культуру.
Правовая культура
- это одновременно: - определенный уровень
правового мышления и чувственного
восприятия правовой действительности;
- состояние процессов
Каждый из названных
срезов правовой культуры может рассматриваться
на личностном уровне, когда акценты
смещаются в сторону личностных свойств
и качеств, и на уровне универсалистких
обобщений, когда обращается внимание
на функционирование социального организма
в его целостности. И в том, и в другом случае
принимается во внимание деятельное творческое
начало, обеспечивающее движение по пути
прогресса и цивилизованности. Такое понимание
отвечает широкому взгляду на культуру
вообще как на категорию, объединяющую
все ценности, созданные человечеством
в процессе его духовной и практической
деятельности.