Понятие и признаки права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 19:21, реферат

Описание

Право возникает объективно на определенном этапе человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом. Нормы права сложились в результате преобразования мононорм – древних обычаев, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписания, отражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Возникновение и развитие права 4
Понятие и признаки права 4
Понятие правовой культуры 5
Подразделение правовой культуры на виды 6
Структура правовой культуры 9
Взаимодействие правовой культуры с другими областями культуры 9
Взаимодействие права и культуры. Роль закона в формировании правовой культуры 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа состоит из  1 файл

Правоведение.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

“Алтайский  государственный технический университет

имени И.И. Ползунова"

Бийский технологический институт (филиал)

Факультет БиДФО 
 
 
 

  • Реферат
  • ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКИ ПРАВА
  •  
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Выполнил              студент гр. ИИТТ-74 Кокшаров Е.С.              Дата                                                                                              01.02.2011.

      Проверил                                       Доц. Пономарева Н.Б. 
     

       

    Бийск 2011

    СОДЕРЖАНИЕ  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         ВВЕДЕНИЕ

     

    Право возникает объективно на определенном этапе человеческого общества для  упорядочения взаимоотношений людей  и их объединений, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, брачно-семейных и трудовых отношениях, в управлении обществом. Нормы права сложились в результате преобразования мононорм – древних обычаев, выражающих коллективную волю первобытной общины, в предписания, отражающие интересы и потребности социальных групп и слоев, стоящих у власти.

    Ранее, когда были подытожены только первые выводы о праве, вытекающие из конкретных жизненных ситуаций, было еще трудно суммировать эти первичные впечатления в какую-либо дефиницию. В истории человеческой мысли наиболее характерными являются объяснения права с точки зрения его естественной природы, включая абсолютную меру справедливости, неизменные начала гуманности, которым должны следовать нормы позитивного права, созданные правотворческой деятельностью государства (теория естественного права); другой подход рассматривает право с позиции развития общества, вызревания правовых начал  исторической жизни каждого народа в виде обычаев, воплощающихся затем в законе (историческая школа права); широко распространено выведение права из психологических особенностей личности, выраженных в качестве интуиций, переживаний, психических установок, обеспечивающих познание государственно-правовых институтов как отражения психики индивида (психологическая школа права).

         Возникновение и развитие права

     

    В родовой общине или в племени действовали  правила поведения или так  называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения. 

    Особенностью  норм поведения в родовой общине было то, что нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не было четкого разграничения прав и обязанностей. Исполнение норм поведения обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся правила, а также при необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой общины или племени. 

    В процессе перехода от первобытности к государственной  организации общества возникает  право. Источниками права являются: 1. санкционированные государством первобытные обычаи, превращенные в  нормы права и охраняемые государством от нарушений; 2. юридический прецедент, которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел; 3. издание государством нормативных актов, содержащих нормы права.

         Понятие и признаки права

     

    Как было сказано  выше, право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно возникло в государственно организованном обществе как основной регулятор общественных отношений. 

    Есть различные  точки зрения о том, что такое  право, но все они имеют ряд  общих положений: - право - это социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества; - право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а также учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества; - право частной собственности является основой всех прав человека. 

    Право - это система  норм и правил поведения, которые  исходят от государства, сформулированы в специальных государственно-нормативных актах, охраняются от нарушений силой государственного принуждения и выражают волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев. 

    Признаками права  являются: - общеобязательная нормативность; - выражение норм в законах или  в других нормативно-правовых актах, признаваемых государством; - право действует через дозволения, через субъективное право; - государственная обеспеченность.

         Понятие правовой культуры

     

    Важнейшим признаком  правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц. 

    Правовая культура представляет собой разновидность  общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся  к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

         Подразделение правовой культуры на виды

     

    Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную правовую культуру (личности) . Высший уровень правовой культуры индивида - это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности (или законности) поведения (деятельности) , в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность групповой и индивидуальной правовой культуры составляет профессионально-правовая культура юристов. 

    Правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное поведение  можно считать осуществлением такой  активности. Критериями разграничения  здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый результат  деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом, юриста и заключается в обязанности безупречно служить закону. 

    Если рассмотреть  правовую активность как интеллектуальную активность личности, то согласно концепции  Д. Г. Богоявленской, можно выделить три уровня: 1. если субъект права  при самой добросовестности и  энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего стимула; 2. если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей других сходных профессий; 3. самый высокий уровень интеллектуальной активности носит звание творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической - формальным приемом (способом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная постановка проблемы - качественная, особенность личностей, обладающих этим уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы. 

    Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наивысшими среди них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами. Не все, что относится к области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой ценность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни. 

    Правовую, в том  числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволит охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определенные понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества. 

    Применительно к личности каждого гражданина в  рассматриваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание  права, осознанное исполнение его предписаний. 

    Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста - это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки. 

         Структура правовой культуры

     

    Содержательный  анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы осуществленных и идеальных элементов, относящихся  к сфере действия права и отражению  в сознании и поведении людей. Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень: - право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; - правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями; - правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; - правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; - правовое поведение, деятельность.

         Взаимодействие правовой культуры с другими областями культуры

     

    Правовая культура функционирует во взаимодействии с  другими областями (или сферами) культуры: политической, нравственной (этической) , эстетической, религиозной  и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка. 

    В связи с  этим особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. 

    Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения) . Поэтому основными составляющими профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную культуры.

         Взаимодействие права и культуры. Роль закона в формировании правовой культуры

     

    Связь права  и культуры не так явна, как соотношение  права и политики, права и морали. Но она существует, поскольку право  является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совершенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества. 

    Право определяет и специфический вид общей культуры общества - правовую культуру. 

    Правовая культура - это одновременно: - определенный уровень  правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; - состояние процессов правотворчества  и реализации права; - специфические способы правовой деятельности; - результаты правовой деятельности в виде духовных и материализованных благ, созданных людьми. 

    Каждый из названных  срезов правовой культуры может рассматриваться  на личностном уровне, когда акценты  смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универсалистких обобщений, когда обращается внимание на функционирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности. Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру вообще как на категорию, объединяющую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности. 

    Информация о работе Понятие и признаки права