Понятие и признаки правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:38, курсовая работа

Описание

Раскрытие понятия правонарушения — важная предпосылка для глубокой научной разработки проблемы ликвидации рассматриваемого общественного явления. Но это только одна предпосылка. Другая состоит в систематическом и планомерном изучении динамики всех видов правонарушений, детальном исследовании конкретных условий, способствующих их совершению, и т. д. Вторая предпосылка требует длительной работы большого коллектива ученых. Поэтому в настоящей работе проблема преодоления правонарушений рассматривается лишь с общих позиций их социальной природы.

Содержание

Введение……………………………………………………………..……………...3
1 Понятие и признаки правонарушения……….………...………………….…….6
1.1 Понятия правонарушения…………………………………………………….6
1.2 Признаки правонарушения………………………………..…………….........12
2. Причины правонарушений и пути их устранения……………………...….....22
2.1. Причины правонарушений…………………………………………………..22
2.2. Направления борьбы с правонарушениями………………………………...24
Заключение……………………………………………………………...…….…...28
Глоссарий………………………………………………………………….…...….31
Список использованных источников……………………………………….……36
Приложение А…………………………………………………………….……....38
Приложение Б……………………………………………………………....……..38

Работа состоит из  1 файл

новая курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

 

2 Причины правонарушений и пути их устранения

 

2.1. Причины правонарушений

 

С тех далеких времен, когда в раннеклассовом обществе зародилось право и появился его неразлучный спутник - правонарушение, теоретико-правовая мысль ищет ответ на вопрос - каковы причины правонарушения, прежде всего особо опасного его вида - преступления. Почему возникает поведение (действие или бездействие), нарушающее правовые принципы, правила, предписания? И что надо делать, чтобы противостоять правонарушению, чтобы устранить эти опасные отклонения из общественной жизни? Поиск идет уже не одно столетие, однако и в настоящее время эта проблема далека от своего разрешения.

Правонарушения, являясь  весьма распространенным социальным явлением, затрагивают самые различные  сферы общественной жизни, обусловлены  многообразными процессами. Они отличаются высоким динамизмом не только в границах определенного государства, но и в рамках отдельного региона. Поэтому не следует выделять какой-то конкретный перечень причин, порождающих это явление. К тому же есть различия причины конкретного, индивидуального правонарушения; причины определенного вида правонарушения; причины правонарушений как массового явления.

Теория государства  и права, будучи наукой методологической, занимается исследованием причин правонарушений в целом.

В юридической литературе и сегодня идут споры о социальных и биологических причинах правонарушений. Представляется, что их противопоставление недопустимо. Так как поведение человека зависит как от социальных, так и от биологических факторов. Причем приоритет должен быть за социальными факторами, так как личность формируется и действует в определенной социальной среде и её поступки зависят не столько от физиологических особенностей и состояния организма, сколько от межличностных отношений различного уровня и общности.

Основная причина противоправного  поведения человека связана с разнообразными противоречиями, направленными на дестабилизацию нормального функционирования социальной среды и индивида. Обострение этих противоречий вызывает рост правонарушений. Подтверждением тому служат разрушительные тенденции в экономической, политической и иных сферах российской действительности. Причём противоречия в сфере экономики являются краеугольным камнем, детонатором всех иных противоречий.

Причины правонарушений нельзя сопоставлять с условиями  их совершения. Причина правонарушения находится в закономерной, необходимой связи со следствием, всегда вызывает её. Условие же (в комплексе с другими обстоятельствами) лишь способствует формированию следствия (усиливая или ослабляя действие причины), не вызывая его с необходимостью[7, с. 67-68].

Так, в связи с изменением отношений собственности в современной  России созданы такие условия  и такой характер разделения труда, оценки и распределения его результатов, которые порождают социальное и  моральное неравенство людей, что  вызывает естественное недовольство одной части населения и стремление обогатиться всеми законными и в основном незаконными способами другой части населения. Этот процесс сопровождается и обостряется несовершенством принимаемых нормативно - правовых актов, малоэффективной работой правоохранительных органов, кризисом моральных ценностей, распространяющимися алкоголизмом и наркоманией, хаосом хозяйственных связей и другими обстоятельствами вызывающими многочисленные корыстные преступления, укрепление организованной, мафиозной преступности.

Однако никакие внешние  обстоятельства не могут привести к  правонарушению, пока они не стали  движущим мотивом поведения личности, не преобразовались в побуждение его воли. На основе объективных  причин и условий формируются  субъективные причины и условия правонарушений, представляющие собой определенные элементы социальной психологии, получающие проявление в искаженных потребностях и интересах. Именно они выполняют решающую роль при выборе правомерного или противоправного поведения личности.

Характеризуя причины  правонарушений, следует отметить, что хотя существование правонарушений и связано с некоторыми особенностями  российской действительности, но они - следствие незавершенности переходного  состояния общества и носят временный  характер.

 

2.2. Направления  борьбы с правонарушениями

 

Однако основные направления  борьбы с правонарушениями предопределяются характером причин и условий, порождающих  это явление.

Правоохранительные органы ведут активную последовательную борьбу с правонарушениями, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений.

Большая роль отводится  правовоспитательной работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а с незнанием содержания правовых актов (оформление некоторых документов, соблюдения последовательности действий и т.п.). Для устранения некоторых правонарушений важно проведение медико-биологических мероприятий против алкоголизма, наркомании.

Необходимо повысить результативность деятельности самих  правоохранительных органов, улучшить их материально-техническое оснащение. Наказание за совершенное противоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя.

Следовательно можно  сделать вывод, что многообразие и сложность причин, действующих в этой сфере, конечно же, предполагают и иные подходы к изучению причин правонарушений и способам борьбы с ними.

Сотрудники подразделений  органов внутренних дел принимают  активное участие во всех оперативно-профилактических мероприятиях, направленных на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений и административных правонарушений в сфере потребительского рынка и лесопользования, проводимых на территории области. Налажено тесное взаимодействие со многими контролирующими органами области. Это управление Роспотребнадзора, управление Росздравнадзора по Архангельской области, Двинско-Печерское территориальное управление государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, департамент лесного комплекса Архангельской области и другие2.

За последние пять лет (2004-2009) при проведении мероприятий  по борьбе с правонарушениями в сфере  потребительского рынка сотрудниками органов внутренних дел Архангельской области выявлено  6 710 преступлений экономической направленности, расследование которых проводится в форме дознания, из них 989 преступлений выявлено непосредственно сотрудниками подразделений органов внутренних дел.

За указанный период сотрудниками органов внутренних дел  выявлено 36 301 административное правонарушение в области предпринимательской  деятельности, 7389 административных правонарушений в сфере оборота алкогольной  и спиртосодержащей продукции, 1002 административных правонарушения в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности, 1301 правонарушение в сфере оборота лома и отходов черных и цветных металлов, изъято более 17 тысяч литров спиртосодержащей и 107 тысяч литров алкогольной продукции, более 518 тонн лома и отходов черных и цветных металлов на сумму более 3,2 миллионов рублей, из незаконного оборота изъято 83 899 единиц контрафактной продукции на сумму более 12 миллионов рублей[11, с.9-11].

Одну из наиболее значимых составляющих отраслей экономики области представляет собой лесопромышленный комплекс. За последние годы его состояние характеризуется рядом негативных моментов, главным образом, связанных со стабильно высоким уровнем его криминализации. Основным видом правонарушений, в результате которых лесному фонду причиняется наибольший ущерб, являются незаконные порубки.

В ходе проведенных мероприятий, направленных на декриминализацию лесопромышленного  комплекса, за последние пять лет  выявлено 1551 преступление, ответственность  за совершение которых предусмотрена ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений», из них более половины выявлено сотрудниками милиции, 10129 административных правонарушений, в том числе 1730 правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 8.28 КоАП РФ «Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан».

Сотрудниками ОВД изъято более 40 тысяч кубических метров незаконно  заготовленной древесины, 531 единица  транспортных средств и механизмов, используемых при незаконной порубке, 177  из которых конфискованы по решениям судов.

Приоритетными задачами, стоящими перед органами внутренних дел, в соответствии с требованиями Директивы МВД России от 13 октября 2008 года № 3 дсп, являются: повышение результативности оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, утверждение принципа неотвратимости ответственности за совершенное правонарушение; совершенствование системы обеспечения экономической безопасности; наращивание эффективности борьбы с проявлениями коррупции, в том числе в системе МВД; обеспечение наступательности в противодействии распространению экстремизму; совершенствование деятельности подразделений милиции общественной безопасности, укрепление многоуровневой системы профилактики правонарушений; развитие взаимодействия субъектов реализации государственной политики в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; совершенствование форм и методов управленческой деятельности; модернизация системы кадровой и воспитательной работы с личным составом, профессиональной подготовки, укрепление служебной дисциплины и законности.

Заключение

 

И в заключение, о социальной природе противоправного поведения. Главное в этом поведении –  то, что оно противоречит существующим общественным отношениям, причиняет или способно причинять вред правам и интересам граждан, коллективов и общества в целом, препятствует поступательному развитию общества. Правонарушения различают по своей направленности, по вероятности наступления вредных последствий и их тяжести, по характеру вызвавших их мотивов, по целям правонарушений и т.д. Несмотря на все эти различия, правонарушения составляют одну группу явлений в социальном и правовом отношениях, так как обладают единой сущностью и сходными юридическими признаками.

В отличие от правомерных  действий, которые могут быть прямо  предусмотрены нормами права, а могут и вытекать в общей форме из "духа закона", противоправные действия должны быть четко сформулированы действующими правовыми нормами.

Общее понятие состава проступка имеет весьма важное теоретическое и практическое значение в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Оно является необходимой ступенью в процессе познания конкретных составов проступков, теоретической основой для раскрытия их содержания и правильного применения на практике законодательства о правонарушениях.

Таким образом , правонарушение можно определить как виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам.

Причина правонарушения находится в закономерной, необходимой связи со следствием, всегда вызывает ее. Условие же (в комплексе с другими обстоятельствами) лишь способствует формированию следствия (усиливая или ослабляя действие причины), не вызывая его с необходимостью.

Любое правонарушение противоправно. Однако не всякое противоправное деяние есть правонарушение. Необходимо, чтобы  это деяние было результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его  виновным поведением.

Для научных и практических целей созданы различные классификации правонарушений. Виды правонарушений различаются между собой по степени общественной опасности (вредности), по объектам посягательства, по субъектам, по распространенности, по признакам объективной и субъективной стороны, а также по процедурам их рассмотрения.

Проступки могут быть: конституционные, дисциплинарные, административные, материальные, гражданско-правовые.

Варианты поведения, веер выбора существуют у каждого человека, но правовая норма определяет один из этих вариантов, предписывает его. Нежелание следовать этому правовому варианту, определение собственного противоправного выбора и ведет к правонарушению, к юридической ответственности.

Поэтому , правонарушение – это не просто антисоциальное поведение , а наиболее вредное антиобщественное поведение , запрещенное правом.

Наказание за совершенное  противоправное деяние должно быть как  неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя.

Глоссарий

 

№ п/п

Понятие

Определение

1

Административное наказание 

мера административной ответственности, установленная законодательством  санкция (наказание) за нарушение общеобязательных правил в конкретной сфере жизнедеятельности  общества (правила землепользования, охоты, рыбной ловли и т.п.).

2

Административное задержание

процессуальная пресекательная мера, связанная с кратковременным  ограничением свободы физического  лица, может быть применено в исключительных случаях в целях пресечения административного  правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

3

Административное правонарушение

в соответствии со ст. 2.1 КоАП — противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  Кодексом или законами субъектов  РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

4

Доставление

принудительное  препровождение физического лица в  определенное служебное помещение. Д. — мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. По общему правилу Д. осуществляется в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. Д. должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

5

Закон 

1) этимологическое значение этого  слова — «правило, предел, положенный  свободе воли и действия»; 2) юридическое  значение этого слова - нормативный  акт, принятый высшим правительственным  и законодательным органом государственной власти или непосредственным волеизъявлением народа (референдумом) и регулирующий наиболее важные общественные отношения. 3. как источник права пришел на смену правовому обычаю. 3. составляют основу системы права государства и занимают в ней ведущее место.

6

Законность 

неуклонное  исполнение законов и принятых в  соответствии с ними иных нормативных  правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и  общественными организациями. 3. - это  конституционный принцип функционирования политической системы Российского государства, деятельности всех его ветвей государственной власти.

7

Опись имущества 

в широком смысле слова понимается арест имущества при обращении  взыскания на имущество должника, за которым следуют изъятие и принудительная реализация арестованного (описанного) имущества. О.и. осуществляется судебным приставом-исполнителем на основании исполнительных документов.

8

Полномочие

в административном праве — элемент  компетенции и тем самым правового  статуса органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или иного государственного либо муниципального служащего, предусмотренный законом или иным нормативным правовым актом.

9

Понятой 

в производстве по делу об административном правонарушении — физическое лицо, присутствующее при осуществлении определенных юридических действий процессуального характера и удостоверяющее факт совершения, содержание и результаты указанных действий. В соответствии со ст. 25.7 КоАП понятой является участником производства по делу об административном правонарушении.

10

Потерпевший

в производстве по делу об административном правонарушении — физическое или  юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред (ст. 25.6 КоАП).

11

Предупреждение

вид административного наказания, предусмотренный  Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 3.4).

12

Вина

психическое отношение к деянию и его последствиям в виде умысла или неосторожности

13

Еденичное преступление

деяние, которое содержит состав одного преступления и квалифицируется  по одной статье или ее части.

14

Наказание

мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда

15

Состав преступления

система установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков (элементов), содержащихся в преступлении.

16

Юридическая консультация

некоммерческая организация, созданная  в форме учреждения в рамках адвокатской  палаты для оказания правовой помощи населению

17

Федеральная палата адвокатов

общероссийская негосударственная  некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатских  палат субъектов РФ, создаваемая  в целях представительства и  защиты интересов адвокатов в  органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи

18

Нормы

это правила поведения.

19

Право 

это система установленных государством норм и правил поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения

20

Правовое государство

это такое государство, где правит закон, а не чиновник, где даже чиновник, даже президент страны обязан соблюдать  закон.

Информация о работе Понятие и признаки правонарушения