Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:05, реферат
Начало XX века можно охарактеризовать как время кардинальных перемен в устройстве ряда стран. Причинами перемен послужили две мировые войны и почти непрекращающиеся локальные и гражданские войны, последствиями которых стало активное вмешательства государства в экономику (германский главкизм военного времени и его копирование в России периода военного коммунизма, экономическое законодательство и администрирование периода «нового курса» в США и др.) и попытки государства и правящей партии осуществлять всеобъемлющий контроль над всеми областями социальной жизни и деятельности (в тоталитарных и авторитарных государствах Германии, Италии, Испании, Румынии и других странах).
Глава 1. Понятие и признаки тоталитаризма
Начало XX века можно охарактеризовать как время кардинальных перемен в устройстве ряда стран. Причинами перемен послужили две мировые войны и почти непрекращающиеся локальные и гражданские войны, последствиями которых стало активное вмешательства государства в экономику (германский главкизм военного времени и его копирование в России периода военного коммунизма, экономическое законодательство и администрирование периода «нового курса» в США и др.) и попытки государства и правящей партии осуществлять всеобъемлющий контроль над всеми областями социальной жизни и деятельности (в тоталитарных и авторитарных государствах Германии, Италии, Испании, Румынии и других странах). Именно тогда зарождается термин "тоталитаризм", который происходит от латинского слова "totalis" — весь, целый, полный. В 1925 году этим словом характеризовал своё движение Бенито Муссолини. Ученые стали использовать понятие "тоталитаризм" уже в 30-е годы, и незадолго до второй мировой войны в США состоялся специальный симпозиум, посвященный тоталитарному государству. Теория тоталитаризма складывается в 40–50-х годах XX в. в работах Хайека, Бжезинского, Ханны Арендт и др. Основные черты тоталитаризма были выделены западными политологами в работах Д. Арона «Демократия и тоталитаризм» (1956) и К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). Западными политологами была создана обширная литература, посвященная различным аспектам тоталитаризма и авторитаризма. Но из всех работ своеобразной классикой стала монография Х.Арендт «Истоки тоталитаризма».
В работе В.Г. Графского «Всеобщая история права и государства» есть описание сформированных антидемократических режимов, сложившихся в некоторых странах в период после окончания первой мировой войны. Там сказано следующее: «Нацистский режим в Германии, фашистский в Италии и сходные режимы в других странах стали для либерально-демократических режимов своеобразным испытанием на прочность и жизнеспособность. Кризисное состояние последних сопровождалось отходом от принципов и ценностей демократии с чудовищным террористическим подавлением прав и свобод личности. Разрушение и упразднение демократически институтов дополнялось возвышением власти заговорщицкой и военизированной партии, а также культом личности партийного вождя, который после огосударствления правящей партии (слияния силы государства с властью партии) становился олицетворением всего режима и всего вождистского государства (гитлеровская Германия, франкистская Испания и т. д.)». Но не стоит рассматривать переход многих стран к тоталитарному режиму только как испытание. Нужно сказать, что переход был неизбежен, так как общество нуждалось в защите, государство – в нейтрализации кризиса после войны. Большая часть населения была разочарована условиями послевоенного мира. Кризис не только политический, но и социально-экономический охватил страны, участвовавшие в военных действиях. Неспособность правительства справиться с образовавшимся кризисом, тяга народных масс к стабильности, слабость антифашистских сил, демократических институтов. А этого можно достичь только в сильном государстве, которое способно обеспечить порядок среди граждан, восстановление экономики страны.
Но тоталитарный режим
не формируется за один день. Например
в СССР процесс становление
Тоталитаризм — порождение XX в. Однако идеи о возможности полного, всеобщего управления обществом со стороны государства уходят корнями в древность. Такого рода идеи высказывали Гераклит, Платон, в Китае — теоретики легизма. Позднее, уже в средние века и в Новое время, многие тоталитарные идеи были воплощены в проектах будущего государства коммунистов-утопистов Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы, Гракха Бабефа. Русский философ Николай Бердяев отмечал, что утопия как закрытая, законченная теоретическая система, обрисовывающая все стороны жизни идеального общественного устройства, всегда тоталитарна и враждебна свободе. Тоталитарные идеи получили развитие в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше и др.
Тоталитаризм — это общественно-политический строй, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Государственный социализм, коммунизм, нацизм, фашизм и мусульманский фундаментализм стали его недавними воплощениями. Такое государство не несет ответственности перед обществом посредством периодических тайных и состязательных выборов. Оно использует свою неограниченную власть для контроля всех сторон жизни общества, включая семью, религию, образование, бизнес, частную собственность и социальные отношения. Политическая оппозиция подавляется, процесс принятия решений сильно централизован.
Учёные-историки выделяют следующие признаки тоталитаризма:
1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
2) общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;
3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
4) абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;
5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена «ореолом тайны», недоступна для контроля со стороны народа;
6) доминирующим методом
7) господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;
8) права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации:
9) экономической основой
10) наличие одной официальной идеологии, фактически устраняется плюрализм;
11) централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением;
12) бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества;
13) отсутствие правовой государственности и гражданского общества;
14) государственная власть
Эти признаки были выделены в результате исследований всех тоталитарных государств. Но он не является единым, так как тоталитарный режим встречается в разное время. Любая общественно-политическая система может трансформироваться в каких-то одних аспектах, в то же время сохраняя преемственность в других. О. Шпенглер писал, что история представляет собой одновременно становление и ставшее. И если говорить о тоталитаризме, то оба его варианта делали упор на становление и настаивали на его формировании за счет полного разрушения ставшего.2 Каждая следующая система вбирает в себя всё самое полезное, ценное из предыдущей.
На основе указанных признаков можно сделать вывод, что в государстве с таким режимом «неполитического» не существует. Идеология правящей партии проникает во все сферы жизни общества. Приказы верховной власти не обходят стороной даже моральные ценности.
Таким образом, тоталитарное общество, с одной стороны, является бесструктурным, так как разделены все референтные группы, разрушены горизонтальные связи между людьми, народ превращен в аморфную массу отдельных индивидов; с другой стороны, общество является одновременно и хорошо структурированным, ибо все или почти все индивиды входят в какую-либо официозную общественную организацию. Возникает жесткая вертикальная иерархическая структура, но составляющие ее организации служат лишь для контроля над людьми, они не выражают их интересов и не защищают своих членов».3
Глава 2. Соотношение государственной власти и общества в тоталитарном государстве
Власть – это возможность осуществления своей воли. Властные отношения ассиметричны. Они предполагают доминирование одной стороны и подавление другой. Господство одной из сторон может быть навязано и насильственно, и «добровольно» (вследствие манипуляции). Власть всегда подразумевает присутствие принуждения в явной или скрытой форме, гибкой или жёсткой, даже иногда в форме террористической.
Отношения между государственной
властью и обществом в
Массовость
как один из признаков тоталитарного
режима исключает возможность
В.Маяковский писал: «Единица, кому она нужна? Голос единицы тоньше писка. Кто её услышит? Разве жена…Единица вздор, единица ноль». Эти строки очень точно характеризуют отношение государственной власти к обществу. Для власти не важен один человек, а важно всё общество в целом, так как политика власти направлена на укрепление, восстановление государства, а таковым не является отдельный индивид. Государство – это способ организации общества. И процветание общества целиком и полностью зависит от процветания государства. Именно это процветание обеспечивает тоталитарный режим. Взамен обеспечения лучшего уровня жизни государство забирает индивидуальность, подавляет оригинальность отдельной личности. Появляется однообразность. При стирании границы между государством и гражданским обществом исчезают социальные институты, которые способны защитить естественные права человека, его индивидуальность. И здесь встает вопрос о принципе легитимации власти.
Престиж
конституционной
Глава 3. Элементы тоталитаризма в современном обществе.
Очень часто мы не задумываемся над вполне очевидными явлениями социальной жизни. Распространенное заблуждение, что свобода как политическая реальность естественным образом вытекает из демократии и что демократия не имеет ровным счетом ничего общего с тоталитаризмом. Но можно ли утверждать это с полной уверенностью?
Деление права на частное
и публичное присуще и тому,
и другому государственному режиму.
Только при тоталитаризме граница
между этими видами права едва
заметна. Все отношения контролируются
государством. Политика играет всеобъемлющую
роль. А что же происходит после
политики персонализации? Я уверена,
что большинство граждан